В преддверии Дня логопеда, который отмечается 14 ноября, хотим обратить внимание на важную, но часто недооцененную тему — развитие мелкой моторики у детей и ее влияние на формирование речи.
Мелкая моторика — это способность выполнять точные и скоординированные движения кистями и пальцами рук. На первый взгляд, связь между движениями пальцев и речью может показаться неочевидной, однако исследования показывают, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевыми навыками ребенка.
Учитель-логопед детсада «Родничок» Татьяна Валерьевна Яхункина в своей работе использует разнообразные методики для преодоления речевых проблем у детей, уделяя особое внимание упражнениям на развитие мелкой моторики.
Почему это важно?
Развитие мелкой моторики стимулирует работу мозга, особенно тех его областей, которые отвечают за речь.
Когда ребенок манипулирует мелкими предметами, его мозг активно работает, формируя новые нейронные связи. Эти связи способствуют улучшению координации, концентрации и, как следствие, речевых навыков.
Как это работает?
- Стимуляция речевых зон мозга: упражнения для пальцев активизируют зоны мозга, связанные с речью, что способствует более быстрому и качественному развитию речевых навыков.
- Улучшение координации и внимания: занятия, требующие точности и концентрации, помогают детям лучше контролировать свои движения и внимание, что положительно сказывается на их способности к обучению.
- Развитие артикуляционной моторики: мелкая моторика тесно связана с артикуляционной моторикой — способностью управлять мышцами, необходимыми для произнесения звуков.
- В работе по развитию мелкой моторики учитель-логопед использует разнообразные методы. Вот некоторые из них:
пальчиковые игры — инсценировка рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. - упражнения с мелкими предметами — камешки Марблс, конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счётные палочки.
- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук — мячики и пружинки Су-джок, прищепки, тактильные коврики, щетки, шишки.
- физкультминутки — элемент двигательной активности, где движения сочетаются с речью.
- ИЗО-деятельность — лепка, рисование, штриховка, аппликация, оригами с использованием нетрадиционных техник и материалов.
- Работа по развитию мелкой моторики помогает дошкольникам подготовить руку к письму, активизировать психические процессы — внимание, память, мышление, фантазию, обогатить словарный запас.
Татьяна Валерьевна настоятельно советует родителям вовлекать маленьких помощников в любые домашние дела, которые могут стать отличной возможностью для тренировки пальчиков и кистей.
Например, позвольте вашему малышу помочь вам на кухне: перебирание круп, замешивание теста, нарезка мягких продуктов под присмотром взрослого — все это развивает координацию движений и силу пальцев.
Во время уборки можно доверить ребенку протереть пыль, рассортировать бельё или развесить одежду на сушилке, используя прищепки.
Также рекомендуется привлекать ребенка к участию в посадке семян, поливу растений и сбору урожая — это не только полезные навыки, но и отличная тренировка для мелкой моторики.
Совместное создание поделок из бумаги, ткани или других материалов развивает творческое мышление и мелкую моторику.
Вовлечение детей в домашние дела — простой и эффективный способ поддержать их развитие. Это не только помогает развивать мелкую моторику и речевые навыки, но и укрепляет семейные отношения, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.
В профессиональный праздник логопедов выражаем признательность тем, кто оказывает поддержку детям в обретении речи и самооценки. Пусть каждый ребёнок откроет для себя возможность беззаботно и легко взаимодействовать с окружающим миром.










