Семикаракорская поэтесса Анна Зверева и кубанский композитор Юрий Чернокнижников написали песню о городе

Культура

В творческом содружестве молодой семикаракорской поэтессы Анны Зверевой и композитора, заслуженного работника культуры Кубани Ю.В. Чернокнижникова родилась новая песня о Семикаракорске

После настоятельных уговоров Анна всё-таки принесла в редакцию «СВ» небольшую подборку своих стихотворений, и мы познакомили с ними наших читателей, среди которых — «Он сердцу мил» о Семикаракорске. Юрий Вениаминович, часто наведывающийся из села Раздольного Кущёвского района к родной сестре, живущей в нашем городе, увидел в межпоселенческой центральной библиотеке районную газету с этими стихами, и, с его слов, в душе мгновенно родилась музыка к лирическим строкам о донской жемчужине.

15 октября Ю.В. Чернокнижников прислал в редакцию видео со своим исполнением этой песни и ноты к ней. Все, кто послушал, сошлись в мнении, что словесное объяснение в любви к родной земле облачилось в  трогательную лирическую мелодию.

Интернет говорит о Юрии Вениаминовиче не много: где родился, учился, и скупо — о творческой деятельности. Нам же стало интересно всё об этом талантливом человеке, и мы ему позвонили.

— Я очень люблю Семикаракорск и отдыхаю здесь полной душой, —  рассказывает Юрий Вениаминович. — Родом я из Мартыновского винсовхоза, сегодня это посёлок Крутобережный. Так вот, образ уютной станцы Семикаракорской живёт во мне с детства: я очень хорошо помню светлые ощущения, когда мы с мамой, сойдя с автобуса на старом ещё автовокзале, что стоял на пятачке на месте сегодняшнего кафе «Крепость», пешком шли по зелёным улицам и по Третьему переулку до пристани. Она была внушительной, с залом ожидания, с деревянными скамейками. От неё по Дону плыли дальше — добирались до маминой родины, в Нижнюю Кундрючку… И сейчас, приезжая к сестре и друзьям, от всей души радуюсь, что встречи в таком прекрасном месте наполняют меня каждый раз новыми эмоциями.

Кроме песни на стихи Ани Зверевой, у меня есть ещё две о Семикаракорске — тоже на слова местных авторов. Когда стихотворение нравится мне с первого взгляда, музыка рождается мгновенно, я записываю её сразу. Вот и «Он сердцу мил» появилась в одночасье, 14 октября.

Отвечу и на ваш вопрос, откуда во мне такая творческая потребность. Все мы  в этом мире — по воле Божией, а подкрепляют её, конечно же, наши  родители. Моя мама, Валентина Семёновна, настоящая казачка из станицы Кундрюченской, — красивая и лицом, и натурой. Голос её был необычайной притягательности, и вдохновенно пела всегда. «В час да по часу» и сейчас стоит в моей голове…

У папы, Вениамина Васильевича, слух тоже был прекрасным, гитара его висела у нас на видном месте. Он защищал Сталинград и вернулся с тяжелейшим ранением левой руки. По складу ума был математиком, с очень крепким характером. Работал бухгалтером в винсовхозе, который в 1952 году и основывал.

Всё мое детство прошло на фоне музыки, русских народных, казачьих песен, их неустанно пели. Кроме того, телевизоров ещё не было, и в каждом доме — радио! Жизнь без него не представлялась — с самого утра и до глубокой ночи на каждой радиоволне — классическая музыка и тогдашние шлягеры, джаз, оперетта. Понравившиеся песни запоминались сразу.

Шестой класс школы, если посмотреть с вершины лет, был для меня судьбоносным: к нам в винсовхоз приехал откуда-то настоящий педагог-самородок Василий Фёдорович Красношлыков и собрал ребят играть на духовых инструментах. Какое это было счастье! Мы выступали на всех концертах и мероприятиях — «Песня о тревожной молодости», вальсы, марши, а когда исполняли гимн — все вставали… В клубе я засматривался на баян, а потом решился — провёл пальцами по клавишам, и чувствую: они «прилипают», куда надо. Учился играть одной рукой методом внутреннего слуха — «музыкалки», естественно, в совхозе не было. Как работать второй, научил более сведущий друг. Я был счастлив, когда мне разрешали брать инструмент домой. Играл всё подряд, а «Где-то на белом свете» и «Тополя, тополя все в пуху» — по сотне раз, и просить не надо! Десятый класс я окончил в Большой Орловке и понял, что без музыки уже не смогу. В 1971 году совхоз отправил меня в Ростовскую филармонию на курсы баянистов-хормейстеров, здесь я около года познавал теорию, сольфеджио, другие музыкальные премудрости. А в 1972-м отправился в армию, служил в Ростове в военной части на Каменке. Была и там своя вокально-инструментальная группа.

До сих пор греют душу воспоминания о том, с какой радостью я пришёл музработником в детский сад — ещё до ухода в армию. Тогда я увидел, что нет в мире ничего добрее радостных детских глаз, их выразительных лиц, когда они соприкасаются с музыкой. Поэтому огромная часть моего творчества посвящена детям. В этом сыграл свою роль и поэт А.М. Мецгер — сказал  мне как-то: «Ты работаешь с детьми, у меня есть стихи для них». Я восхитился их душевностью, и дети запели песенки «Черепашонок», «Весёлые качели», «Волшебные краски» — всех не перечислить.

Юрий Вениаминович в 1978 году поступил в Ростовское культпросветучилище на струнное отделение — постигать домру, балалайку. Как он говорит, это его «сердечные» инструменты. В этом же училище на оркестровом отделении училась его будущая жена — Татьяна, искусная пианистка и домристка, с поразительным академическим голосом.

И по сей день Татьяна Ивановна — главный рецензент и поклонник Юрия Вениаминовича, а он пишет для неё и ею организованного трио разножанровые произведения, которыми на всех музыкальных площадках района и за его пределами они радуют слушателей.

Трое его внуков — тоже музыканты, два — школьники, играют на баяне, младший — флейтист, ему не было и шести, а уже играл сложнейшие пьесы. Сегодня неуёмный дед создал из них ансамбль «Раздолье» — играют на струнных и других инструментах и поют. Сестре Нине Вениаминовне Гендзилевской — 87-й год, и она более 30 лет — неустанная участница хора ветеранов Семикаракорского районного Дома культуры. Ещё одна сестра, Зоя, — такая же искусница.

Юрий Вениаминович окончил ещё одно училище в Ростове-на-Дону — искусств, получил диплом преподавателя класса домры и руководителя оркестра.

— Оркестры — моя страсть, — откровенничает наш собеседник. — Я создавал их большими, разновозрастными, с духовыми и струнными инструментами, писал для них оркестровые произведения и песни. Мы  выступали на конкурсах и брали первые места. И всё это в сопровождении хоров — в Домах творчества и школах, где я работал, желавшим петь не было конца. На всю сцену выстраивались в несколько рядов и уходили под рукоплескания восторженных зрителей.

Я только в 2022 году ушёл из школы, и теперь просто творю — у меня полон стол песен для взрослых и детей, пьес для духовых и струнных оркестров. Весь день я с нетерпением жду вечера — тогда наступает пик моих  музыкальных эмоций и отрешаюсь от мира.

Я очень рад, что мне везёт на талантливых поэтов. Большинство их «из народа», с простодушными и в то же время с глубинными смыслами в стихах. Такой любовью и радостью, а порой и грустью, горечью одиночества веет от их строк, что сразу ложатся  они на нотный стан. Как случилось и со стихотворениями Анны Зверевой.

А мы в беседе с ней сложили для себя образ очень вдумчивого, с ранимым сердцем, тонко чувствующего автора. У Анны нет природоописательских картинок с каким-то умозаключением в финале. Она, как и все талантливые поэты, пишет «между строк» — философский подтекст о душевном борении, трудной любви или желании счастья звучит фоном в каждом стихотворении. Причём эти внутренние миры совсем не пессимистичны — наоборот, наполнены огромным жизнелюбием.

— Моё детство прошло на Кавказе — я родилась в Грозном, тогда Чечено-Ингушетии. Мама рано ушла из жизни, и недостаток её любви всеми фибрами старалась восполнить бабушка, Анна Георгиевна. Наши с ней разговоры, горы, кристальный воздух, бездонное небо поразительной голубизны, какого нет нигде, даже рыжая дворняга Лариска — всё рождало во мне какие-то строчки, я рифмовала, наверное, с первых своих шагов по земле.

Помню себя маленькой — на красном трёхколёсном велосипеде, с бантом на голове и «читающей» подружкам свои «произведения». Папа мой отлично играл на трубе, я его слушала, замирала в упоении и робким своим сознанием доходила до понимания, что такое красота. А он звал меня чудом чудным и дивом дивным… пока не вырвусь на улицу к ребятам — уйду с бантами, вернусь с побитыми коленками. И всё отражала  в разномастных своих детских творениях. Дед Саша — послевоенный детдомовец, строгий, но меня любивший и баловавший безмерно, его сказки — всё в моей душе. Я начала читать в четыре года — и без братьев Гримм и Андерсена не засыпала. Мир слова поселился во мне, наверное, с первыми жизненными азами.

С началом чеченской войны, в 1994 году, почти все русские бежали в Россию. Мы — в Семикаракорск, к тёте, маминой сестре. Мне тогда 14 лет, и я пошла в девятый класс школы «на горе». Окончив, поступила в ПУ-73 на отделение лаборантов. Вышла замуж, родила двух дочерей. Сейчас работаю живописцем в «Семикаракорской керамике», на досуге пишу стихи и учусь своими руками делать на холсте объёмные картины из шпатлёвки и текстурной пасты.

А когда узнала, что Юрий Вениаминович Чернокнижников написал песню на мои стихи, я, конечно же, обомлела и совсем не поверила, пока не удостоверилась сама. Никогда не подумала бы, что такое счастье — слышать свои стихи в песнях — когда-нибудь снизойдёт на меня. Спасибо за это моему щедрому душой соавтору.

P.S. Пока верстался этот номер, Ю.В. Чернокнижников успел прислать в редакцию ещё две красивые песни и романс на стихи А. Зверевой и песню “С чего начинается Родина” на стихи В.И. Штановой из Нижнего Саловска — с её творчеством мы уже неоднократно знакомили читателей “СВ”. 

Учителя школ, детской школы искусств, музыкальные ансамбли и солисты могут взять эти произведения (слова и ноты) в редакции — авторы будут рады подарить их землякам.

Елена ШЕВЧЕНКО.

Оцените статью
Семикаракорские вести