Не бойтесь, не ленитесь, не спешите

  • Комментарии к записи Не бойтесь, не ленитесь, не спешите отключены
  • 216

Кажется, недавно мы вместе с учащимися стояли на торжественной школьной линейке, посвященной последнему звонку в ушедшем учебном году, потом волновались, когда дети сдавали ОГЭ и ЕГЭ. Теперь, вроде, можно отдохнуть и расслабиться от школьных забот, ан нет — уже август, последний месяц лета, на пороге первое сентября.

В этот день не бывает равнодушных, волнуются все. Особенно радостны первоклассники, чего бы я не сказал об их родителях, бабушках, дедушках — многие из них испытывают обоснованное чувство тревожности. «Как моего ребёнка воспримут в новом коллективе сверстники и учителя? Сможет ли он стать успешным? А хороший ли учитель начнёт работать в первом классе? Хорошо ли к нему будут относиться окружающие? Комфортные ли условия в школе для моего «детюнечки»? Чем кормят в школьной столовой? В каком состоянии санузлы в образовательном учреждении?» — такие вопросы задают многие папы и мамы перед началом учебного года. И я их понимаю, потому что даже у совершенно здоровых детей, хорошо адаптированных к детскому саду, к общению со сверстниками, развитых интеллектуально, первый год школьной жизни вызывает большое напряжение. К ребёнку предъявляют новые требования, которые он может выполнить, если мобилизует физические и психологические ресурсы: усидчивость, внимание к мелочам, например, в одном случае надо пропустить в тетради одну клеточку, в другом — две, и непонятно — почему, уровень самоконтроля — не вертеться, не бегать, не разговаривать с соседом, а именно сейчас хочется похвастаться своим новым смартфоном, подаренным папой, не смотреть в окно, а как в него не смотреть, когда видно, что на дерево перед школой залез большой рыжий кот и с любопытством заглядывает в окна, а учительница этого не замечает, не думать о постороннем — это вообще за пределами возможного. Прибавьте к этому ещё учебные требования, принципы оценки успешности ребёнка, резкое сокращение времени и места игр в его жизни. Отсюда и проблемы приспособления первоклассников к школе и тревоги родителей.

Не претендуя на универсальность, позволю себе дать вам, уважаемые родители первоклассников, несколько простых советов, надеюсь, что они помогут вам преодолеть трудности первых дней вашего ребёнка в школе.

Если говорить коротко, то я бы выразился так: не бойтесь, не ленитесь, не спешите. Теперь подробнее. Соблюдайте спокойствие, если ваши ожидания не оправдались, и ребёнок оказался в чём-то неуспешен. Не спешите ругаться и кричать, срочно искать репетитора, обвинять учителя. Лучше окажите своему сыну или своей дочери психологическую поддержку. Найдите, за что можно похвалить ребёнка и делайте это чаще. Не сравнивайте его с другими детьми, особенно, если это сравнение не в его пользу, это может плохо повлиять на детскую самооценку.

Если в школе возникла конфликтная или какая-то неясная ситуация, не спешите звонить Президенту, Губернатору, Министру, а найдите время прийти в школу и спокойно поговорить с учителем или директором, и почти всегда всё решается положительно. В школе никто из сотрудников не заинтересован в том, чтобы обидеть или как-то унизить ученика. Бывают недоразумения, они обычно легко преодолеваются.

Не ленитесь контролировать ребёнка и оказывать ему помощь. Чтобы приучить соблюдать режим дня, уже за две недели до первого сентября следите, чтобы ваш будущий ученик ложился спать в 21.00 и просыпался в 7.00, выполнял необходимые утренние гигиенические процедуры и обязательно завтракал. Можно сделать это в игровой форме, но надо не полениться помочь ребёнку выполнять режимные моменты. Научите сына или дочь складывать необходимые принадлежности и учебники в школьный ранец накануне учебного дня вечером, чтобы утром впопыхах что-то не забыть.

Некоторые родители задолго до школы пытаются научить детей читать, учить таблицу умножения, писать. Конечно, это личное дело каждого, и хорошо, если у ребёнка всё получается и не вызывает отрицательных эмоций, значит, у него есть психологическая готовность к процессу обучения, но так случается не всегда. Я бы лучше обратил внимание не на зазубривание каких-то непонятных пока фактов, а на общее развитие своего сына или дочери, например, на умение сравнивать объекты по величине, цвету, форме, ориентирование в пространстве (вправо, влево, между), развитию наблюдательности, мелкой моторики, речи, если необходимо, посетить логопеда.

Бывают случаи, когда детей пугают школой, этим страдают больше молодые бабушки: «Вот попадешь к Марии Петровне, она тебе покажет…», «Вот пойдешь в школу, там тебе…» — эти высказывания заранее настраивают детей на отрицательное отношение и вызывают страх, а этого быть не должно.

Многим приходилось выращивать цветы или какие-то другие растения. Для этого нужны благоприятные условия, терпение и время. А чтобы воспитывать детей, обязательно нужна ещё и любовь к ним. Поэтому чаще говорите своим детям, что вы их любите.

Надеюсь, мои советы будут полезны, хотя и не уберегут от волнений и переживаний.

Уважаемые родители, желаю вам здоровья, терпения, любви и обязательно находите время спокойно и с пользой общаться со своими детьми. Не сомневаюсь в том, что вы в этом будете успешны.

С уважением, Владимир БИЛЬКО, психолог, п. Вершинный.

Фото: malyutka.net

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта