«И НОЧЬЮ, И ДНЁМ В ПРОСТОРЕ МОРСКОМ…»

ABC_4231
Как только мы слышим сочетание «военно-морской флот», воображение моментально начинает рисовать величественные силуэты боевых крейсеров, а сердце поневоле наполняется гордостью за своё Отечество.

День Военно-Морского флота Российской Федерации отмечается в нашей стране в последнее воскресенье июля на основании Указа Президента России В. Путина от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации».
День ВМФ – отмечают все, кто стоит на страже морских рубежей России, обеспечивает боеготовность кораблей и частей ВМФ, члены их семей, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных сил. В этот день по всей стране проходит множество памятных и торжественных мероприятий, военные парады и встречи ветеранов.
akula_35
Для жителя станицы Кочетовской Виктора Евгеньевича Тихонова последнее воскресенье июля тоже знаменательная дата.
После окончания Кочетовской школы Виктор поступил в Пухляковский сельскохозяйственный техникум. В пору процветания совхозов профессия механика, которую он выбрал, была в цене. На третьем курсе его призвали в армию. Необходимые медицинские обследования выявили у парня отменное здоровье. Это и послужило путёвкой на флот. Первые пять месяцев новобранцев обучали военно-морскому делу в Краснознамённом отряде подводного плавания им. С.М. Кирова, на Васильевском острове, в Санкт-Петербурге.
— Я получил специальность гидроакустика, — рассказывает Виктор Евгеньевич. — Как говорят, глаза и уши подводной лодки. В задачу этого специалиста входит поиск, обнаружение, классификация подводных и надводных целей на слух и на экране гидроакустической станции, слежение за ними, передача информации по каналам связи.
После получения аттестатов нас с товарищем, Сергеем Воронкиным из Минска, забрали на военно-морскую базу Гаджиево — Северного флота России. Подводных лодок там стояло немало. Тогда все под литерами «Б» назывались «букашками», под литерами «А» — «азухами». Были у них определённые различия. Например, если «азуха» могла поражать цель только на глубине, то «букашка» стреляла и на поверхности воды.
На одну из этих субмарин нас и определили. Судно тогда произвело неизгладимое впечатление: махина длиной в 140 метров, высотой с трёхэтажный дом…Экипаж около ста человек. Приняли нас дружелюбно. Первый месяц мы основательно дополняли свои знания, полученные в «учебке». Необходимо было досконально изучить общее устройство корабля, уметь самостоятельно, без подсказок опытных моряков, управлять боевым постом. А потом самое тяжёлое — первая «автономка» — 90 дней на глубине 50 метров. Для моряков там были созданы все условия, но дисциплина железная. Например, с 12 до 16 часов, не сомкнув глаз, несли вахту, с 16 до 20 — ужин и бодрствующая смена, потом до 23 часов — сон и с 24 часов до четырёх утра — вахта. И так по кругу 90 суток подряд. В свободное время мы старались разнообразить эту рутину — смотрели фильмы (был у нас кинопроектор), устраивали концерты художественной самодеятельности: играли на гитаре, пели, стихи читали. Особенно в праздники. Самый популярный среди них — День Нептуна. Его моряки отмечают всегда, когда пересекают экватор. В этот день, по традиции, новобранцев посвящают в подводники. Это традиционный весёлый ритуал. Зачерпывают обрез (таз) забортной воды и заставляют молодого выпить огромный половник до последней капли. Потом на тело ему ставят большую чернильную печать со словом «Подводник» и вручают самодельное удостоверение. Обязательно подстригают под «ноль», а кок к этому торжеству готовит торт. Потом — концерт.
Жизнь подводника — это мир стихии, где выше обычного ценится дружба, взаимовыручка, честь и совесть. Знаете, тогда ещё Советский Союз был, и в нашем экипаже были представители, наверное, всех республик: казахи, прибалты, азербайджанцы, а жили мы, как одна крепкая семья. Говорили на одном языке, ели из одной кастрюли, спали по нескольку человек в кубрике. И мечты были одинаковые.
Одинаково сильно тянуло домой, к родителям, детям, жёнам, девушкам. А ещё очень хотелось выйти на сушу посмотреть на небо и вдохнуть свежего воздуха полной грудью.
За три года службы у Виктора Тихонова было пять автономок, награждён знаком «За дальний поход», которого удостаиваются наиболее отличившиеся военнослужащие ВМФ за участие в дальних и специальных походах на боевых кораблях.
— Вы, может, не поверите, — признался наш собеседник. – Но когда нас под марш «Прощание Славянки» провожали домой, к горлу подступал ком, а на глаза наворачивались слёзы. Я точно знаю: кто дышал воздухом моря, не сможет забыть его никогда.
А. ДЬЯКОН.
Фото автора и из семейного архива В. Тихонова.

Оцените статью
Семикаракорские вести