ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
Недавно в районном историко-краеведческом музее появился новый документ — фотография полковника В.Н. Переверткина (1907-1986 гг.), начальника топографического отдела штаба 2-й гвардейской армии. Да, той самой армии, воинские части которой под командованием генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского в январе 1943 года освободили Семикаракорский район от фашистов.
— Вполне возможно, что и сам полковник Переверткин был тогда в станице Семикаракорской, — сказал житель г. Семикаракорска, давний друг и внештатный корреспондент редакции «СВ» В.Н. Щербаков, который и передал в музей фотографию В.Н. Переверткина. — Мне доводилось встречаться — правда, в послевоенное время — с Владимиром Никифоровичем. Было это в соседнем Мартыновском районе, в слободе Большой Орловке, где жил я со своей семьей, работал секретарем партийной организации стройки.
В 70-х — начале 80-х годов советский комитет ветеранов Великой Отечественной войны в г. Москве активно вел военно-патриотическую работу, организовывал поездки бывших фронтовиков по местам былых сражений, чтобы они увидели грандиозные перемены, произошедшие в стране, встретились с однополчанами, жителями освобожденных городов и сел, особенно со школьниками и молодежью.
И вот где-то в начале сентября 1979 года, если мне не изменяет память, в связи с окончанием строительства Дома культуры в Большой Орловке было организовано торжественное собрание, на котором я готовился выступить с докладом. Зрительный зал был уже заполнен, когда по телефону из районного центра (слобода Большая Мартыновка) сообщили, что к нам едет почетный гость.
Из подъехавшего автомобиля вышли двое, в том числе человек в военной форме — пожилой, сухонький, но довольно шустрый. Представитель РК КПСС спросил:
-Где начальство?
-Я — парторг, — отвечаю.
-Вот ты-то нам и нужен, — обрадовался представитель райкома. — Наш гость — офицер, участник Великой Отечественной войны Владимир Никифорович Переверткин, приехал из Москвы. Он освобождал донскую землю от гитлеровских захватчиков. Сейчас ездит с группой других ветеранов по местам боев, встречается с населением, прошу помочь ему…
Сценарий торжественного вечера пришлось срочно менять. Я предоставил слово почетному гостю. Владимир Никифорович рассказал о боевом пути 2-й гвардейской армии с ноября 1942 года по май 1945 года, от начала наступления и окружения немецких войск под Сталинградом и до окончания войны в Восточной Пруссии, Прибалтике.
А в январе 1943 года В.Н. Переверткин вместе с воинами 300-й стрелковой дивизии освобождал от фашистов территорию Мартыновского и, очевидно, Семикаракорского районов. Жаль, не расспросил я тогда гостя подробнее. А послушать было что, взять хотя бы отчаянную ситуацию в декабре 1942 года, когда ударные части немецкого генерала Манштейна, спешившие на помощь окруженным войскам фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, едва не прорвали кольцо окружения. Благодаря решительным действиям командующего 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского и мужеству наших воинов враг был остановлен под Котельниково и разгромлен. А гвардейцы устремились вперед, приступили к освобождению от захватчиков донских земель.
Вполне возможно, что во время своих поездок В.Н. Переверткин посетил и семикаракорцев, и так же выступал перед ними. Надеюсь, откликнутся земляки, кто помнит те встречи, поделятся воспоминаниями. Никак не мог он миновать нашу станицу — ни тогда, в январе 1943-го, ни в своих поездках по Ростовской области в 70-е и начале 80-х годов.
В свой первый приезд В.Н. Переверткин встретил в Большой Орловке однополчан — солдат, служивших в 300-й стрелковой дивизии. Тогда многие ветераны были живы. Помню, как радостно Владимир Никифорович обнимал их, особенно хорошо знакомого ему Павла Долгова (отчество, к сожалению, я запамятовал). Многие женщины стали задавать полковнику вопросы: не слыхал ли он что-нибудь о судьбе их мужей, братьев, сыновей? В семьях не хотели мириться с мыслью, что их защитников больше нет на белом свете.
Через год, в свой второй приезд В.Н. Переверткин даже переночевал у Долговых — орловцы не хотели его отпускать. Тем более, что в тот вечер мы в Доме культуры торжественно провожали на пенсию председателя профсоюзного комитета нашей строительной организации. А потом были, конечно, и застолье, и песни, и танцы. Как оказалось, наш гость любил петь. Особенно нравились Владимиру Никифоровичу фронтовые песни, например, с удовольствием запевал: «Артиллеристы, Сталин дал приказ…». И танцевать он умел.
В последний раз мы увиделись с В.Н. Переверткиным года через два или три — в Большой Мартыновке, на пленуме райкома КПСС. Это был, наверное, 1984 год. Я тогда обратил внимание, что Владимир Никифорович за прошедшее время сильно сдал, постарел. Чувствовалось, что ветеран болен. На фронте он получил тяжелую контузию и даже стал слепнуть. Мы переписывались с ним, к сожалению, из-за переездов моей семьи его письма затерялись.
О себе и своей семье В.Н. Переверткин мало что рассказывал. Окончил военно-топографическую школу, затем военно-инженерную академию, стал инженером-геодезистом. Я даже не знаю имен его жены и детей. Приглашал меня приехать в Москву, но я всё не мог выбрать время для поездки.
Скончался В.Н. Переверткин 30 ноября 1986 года. Об этом мне из Москвы сообщила вдова, она в начале 1987 года прислала его фотографию, которую я теперь, через четверть века, решил передать музею — пусть земляки вспоминают о Владимире Никифоровиче и других воинах-освободителях…
Имя полковника В.Н. Переверткина занесено в Книгу памяти совета ветеранов Военно-топографического управления Генерального штаба ВС РФ. До ухода в отставку по состоянию здоровья Владимир Никифорович служил там старшим офицером — заместителем начальника четвертого отдела. Но и потом, практически до последнего дня жизни, он вел большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
На фронте В.Н. Переверткин находился с декабря 1942 года по май 1945-го, был начальником топографической службы 1-й и 2-й гвардейских армий. Часто выезжал в боевые части, сверял топографические карты с реальным расположением различных географических, военных и гражданских объектов, анализировал замечания и предложения командиров частей и подразделений. Информация фронтовых разведчиков позволяла уточнить грузоподъёмность мостов, пропускную способность дорог, расположение оборонительных сооружений, аэродромов и других деталей на топографических картах.
В 1941 году к немцам попали советские топографические карты в системе координат 1932 года. В Красной армии пришлось срочно вводить новую систему координат 1942 года, была проведена замена генштабовских карт, что сильно затруднило противнику использование добытой им разведывательной информации.
Видимо, именно с заменой системы координат и генштабовских карт связан приезд в родные края осенью 1941 года В.Н. Переверткина, тогда ещё в звании майора. Владимир Никифорович выполнял срочное задание Генерального штаба Красной армии, его
подчиненные работали в районе Анны, Боброва, Бутурлиновки,
Калача, Новохоперска, Поворино.
Топографическая служба во все времена была особо секретной, да и не удивительно: любое сражение начиналось именно с карты. Добыть схемы или карты с указанием расположения войск противника было сверхзадачей для воинов обеих сторон. Так, в 1943 году советской разведке стало известно, что в Германии печатаются сотни тысяч листов карт Орловской, Белгородской и Курской областей. Эта информация легла в основу плана массированной, глубоко эшелонированной обороны и последующего наступления Советской армии на Курской дуге, окончательно переломившего ход войны в пользу нашей страны.
Свой вклад в общую победу над врагом внёс и полковник В.Н. Переверткин. Его ратный труд отмечен высокими наградами: орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, а также орденами Отечественной войны первой и второй степеней.
Но даже на просторах интернета, где, казалось бы, можно найти любую информацию, более подробных данных о В.Н. Переверткине и его семье обнаружить не удалось. К тому же его имя оказалось словно в тени славы старшего брата — Героя Советского Союза, генерал-полковника С.Н. Переверткина (1905-1961 гг.). Родом оба они из Воронежской области, росли в многодетной семье железнодорожного служащего, расстрелянного белоказаками во время эвакуации вместе со старшей дочерью в 1918 году.
Все мужчины семьи Переверткиных выбирали для себя военную службу. Вот и Семен Никифорович с 1921 года – в армии. Окончил в 1924 году пехотное училище, в 1937 году – Военную академию имени М.В. Фрунзе. Воевал в 1940 году с финами, затем — Великая Отечественная война, от начала до её победоносного завершения.
С.М. Переверткин занимал разные должности — был
начальником штаба дивизии, заместителем начальника штаба армии, командиром дивизии и 79-го стрелкового корпуса (3-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт), воины которого первыми прорвались в центральную часть г. Берлина, штурмом овладели рейхстагом и 1 мая 1945 года водрузили на нём Знамя Победы. О Семене Переверткине с уважением писали в своих книгах четырежды Герой Советского Союза маршал Г.К. Жуков, Герой Советского Союза генерал-лейтенант В.М. Шатилов и другие.
После войны Семен Никифорович продолжил службу Родине в Вооруженных силах и в МВД. 17 мая 1961 года, как сообщалось в газетах, в результате авиационной катастрофы при исполнении служебных обязанностей погиб Герой Советского Союза, первый заместитель министра внутренних дел СССР генерал-полковник С.Н. Перевёрткин.
Несомненно, судьба этого человека заслуживает отдельного большого разговора. Но мы сегодня вспоминаем тех, кто 70 лет тому назад участвовал в освобождении Ростовской области и Семикаракорского района. В их числе — полковник В.Н. Переверткин. Фронтовая судьба Владимира Никифоровича оказалась тесно связанной с боевым путем 2-й гвардейской армии, которая с декабря 1942 года по май 1945 года прошла с боями около 3000 километров: провела 12 крупных операций, взяла штурмом 4 крепости, освободила более 25 городов, тысячи других населённых пунктов, в том числе станицу Семикаракорскую.
Военные говорят: горючее — это кровь войны, а топографические карты — её прогноз! Сбывшимся прогнозом инженера-геодезиста, начальника топографической службы 2-й гвардейской армии полковника В.Н. Переверткина стала долгожданная Победа — одна на всех, кто дожил до того светлого дня и кто остался навсегда на полях сражений, но имена которых живы в народной памяти.
Н. МИХАЛЕВИЧ.
На снимке: В.Н. Переверткин — яркий представитель поколения победителей.