УЧИТЬ ТЕПЕРЬ БУДУТ ПО-НОВОМУ

  • Комментарии к записи УЧИТЬ ТЕПЕРЬ БУДУТ ПО-НОВОМУ отключены
  • 728

Не было, наверное, в истории нашего государства такого периода, когда система образования не претерпевала какие-нибудь изменения. Каждому поколению советских, а потом и российских школьников довелось испытать на себе все прелести реформ. Простор для нововведений в образовании всегда был необычайно широк, но в последнее время перемены в российской школе происходят настолько стремительно, что общество не успевает в них разобраться и понять, хороши ли они. Больше, конечно, негативных комментариев и отзывов. Многим кажется, что современная школа учит мало, плохо и совсем не тому. Может быть и так, но нельзя упускать из виду и такое объяснение: мы просто мало знаем о нынешней образовательной системе, имеем очень приблизительное представление об идущей в ней реформе, поэтому по привычке боимся всего нового и необычного. С просьбой помочь нам понять, что представляет из себя сегодняшняя школа, как работает образование в целом, районка обратилась к заведующей отделом образования администрации Семикаракорского района Ольге Ивановне Фроловой.
— Ольга Ивановна, сейчас происходят чуть ли не революционные преобразования в системе образования, но мы, простые обыватели, знаем об этом очень мало. Объясните, пожалуйста, в чем суть этих изменений.
— Сегодня работа российской системы образования напрямую связана с реализацией нескольких важнейших государственных документов: Закона об образовании, федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, комплексного проекта модернизации образования, который является логическим продолжением приоритетного нацпроекта. К сожалению, многие воспринимают модернизацию как ломку старых программ, перекраивание учебников на новый лад. На этом, по мнению большинства российских граждан, все перемены и завершатся. Однако это не так. Скажем, комплексный проект модернизации, стартовавший в нашей стране три года назад, подразумевает работу сразу по нескольким направлениям: переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, совершенствование учительского корпуса, качественное изменение школьной инфраструктуры, развитие самостоятельности образовательных учреждений, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие и поддержка талантливых детей.
— Что же представляют из себя новые образовательные стандарты, если не перекраивание учебных программ?
— Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают, разумеется, изменения в самих программах. Такие обновления обусловлены стремительным развитием науки и техники и должны производиться регулярно. По мнению ученых и методистов, каждые пять лет. Еще десять лет назад компьютеры даже на предприятиях и в различных организациях были большой редкостью, а сегодня ими пользуются повсеместно и определенный уровень компьютерной грамотности — зачастую одно из непременных условий при трудоустройстве. Даже дошкольники уже имеют пользоваться сложной техникой! Разве может школа в таких условиях учить по старинке, делая вид, что мир вокруг не изменился? Нет. С первого сентября 2011 года введены новые федеральные государственные стандарты начальной школы. Они нацелены на обновление содержания образования: введение иностранного языка и информатики со второго класса, третьего урока физкультуры — с первого; совершенствование методики преподавания в начальной школе, развитие компетентности учащихся; расширение спектра услуг дополнительного образования (кружки различной направленности), что будет способствовать и развитию способностей детей, и их занятости во второй половине дня.
С 1 сентября 2012 года стартует ФГОС для 5-9 классов, еще через год — для старшего звена.
— А учителя готовы работать по этим стандартам?
— Понятно, что любое нововведение требует тщательной и долгой подготовки. Например, в начальной школе апробация нового стандарта шла на протяжении четырех последних лет. Параллельно с этим проводились комплектация и обновление компьютерной базы школ, масштабная курсовая переподготовка учителей. Сегодня каждый педагог в нашем районе владеет навыками работы с компьютерной техникой. На разных уровнях, конечно: современные технологии быстрее всех освоили и начали применять на практике творчески работающие преподаватели.
Часть курсов, посвященных новым методикам и технологиям, проводится и в нашем районе — к нам приезжают преподаватели института повышения квалификации и обучают учителей на месте. Только за 2011-2012 годы переподготовку прошли 52 % наших педагогов, в том числе — работники дошкольных учреждений. Кстати, в июне такие занятия были проведены для заведующих детскими садами — им тоже нужно учиться работать по-новому.
— Неужели всем необходима такая переподготовка — даже молодым преподавателям?
— К сожалению, молодежь сейчас идет в школу с большой неохотой. Педагогический корпус «стареет» не только в нашем районе — это общероссийская тенденция. Если же говорить конкретно о нашей ситуации, то у нас есть школы, в которых чуть ли не треть педколлектива — пенсионеры. Они — профессионалы с огромным опытом, но проблема в том, что у них нет смены. Вопрос привлечения молодых педагогов в образование — один из ключевых в проекте модернизации. Все понимают, что ответ на него не может быть простым, однако не последнюю роль в решении этой проблемы играет размер заработной платы учителя. Все помнят, что в прошлом году федеральная власть занялась этим всерьез: была поставлена цель довести уровень зарплаты педагогов до среднего по экономике в регионе. Так вот в нашем районе в 2011 году она в среднем выросла на 22,5 % и стала даже превышать общеэкономический показатель в Ростовской области.
— Говорят, что система оплаты труда учителей сейчас намного сложнее…
— В этом смысле в школьном образовании на самом деле произошли практически революционные изменения. Значительным бонусом к учительской зарплате сейчас является так называемая надбавка за результативность и качество работы педагога. Чтобы исключить элемент субъективности при оценке деятельности учителя, в министерстве образования разработана шкала показателей этой результативности. И внедрение этого принципа оплаты труда стало большим плюсом для творческих педагогов, которые всегда выполняют гораздо больший объем работы, чем их пассивные коллеги. Судите сами: размер упомянутой надбавки зависит и от того, насколько успешно преподаватель готовит своих учеников к предметным олимпиадам различных уровней, участвует ли он сам в профессиональных конкурсах, активна ли его внеурочная деятельность с детьми, применяет ли он новые методики и т. д.
— Наверное, при этом увеличивается и нагрузка учителей? В этом году в школах повсеместно был введен третий урок физкультуры – как школы справились с этим?
— В нашем районе третий урок физкультуры появился в расписании не в этом году, а намного раньше. Примерно семь-восемь лет назад мы, одни из первых в Ростовской области, решили постепенно добавить этот час для увеличения двигательной активности детей и укрепления их здоровья. Поэтому третий урок физкультуры, повсеместно введенный с первого сентября 2011 года, «не поломал» расписания наших школ – мы были к этому давно готовы.
— Неужели и новый учебный курс, посвященный изучению основ мировых религий, тоже не вызвал никаких осложнений?
— Где-то, может быть, это и новый учебный предмет, а у нас опыт в преподавании основ православной культуры накоплен уже немалый. Уже лет шесть он присутствует в расписании наших школ: где-то его преподавали в качестве элективного курса, где-то в виде факультатива. Начиная эту работу, мы в каждом общеобразовательном учреждении подготовили одного-двух учителей, которые прежде всего сами прошли обучение, досконально разобрались с программой и получили право преподавать детям этот непростой предмет. К тому же педагоги регулярно ездят на курсовую подготовку, к примеру, в 2012 году несколько человек были на учебе в Москве.
— А учебники по этому предмету в школах есть? Или родителям придется посвятить нынешнее лето их поискам?
— Нет. В нашем районе детям не нужно покупать учебники самим. Все школьные библиотеки укомплектованы необходимой литературой по всем предметам. Каждый ученик получит нужные ему книги бесплатно – родителям не стоит переживать по этому поводу. Школы закупают учебники для своих библиотек ежегодно – деньги на эти цели выделяются из областного и районного бюджетов, и в этом большая заслуга главы нашего района. Уверяю вас, далеко не в каждом муниципальном образовании все без исключения школьники обеспечены бесплатными учебниками. Только в прошлом году на эти цели в нашем районе было потрачено почти четыре миллиона рублей.
— Но ведь не все учителя работают по одним и тем же учебникам. Педагог может выбрать такую программу, учебников к которой в библиотеке нет, и детям все равно придется покупать книги. Получится, что бесплатные учебники будут попросту пылиться в библиотеках?
— Это исключено. Никакой самодеятельности в этом плане не может быть в принципе. Обновляя библиотечный фонд, каждая школа обязательно учитывает программы, по которым работают ее педагоги, и закупает только то, что требуется. При этом большое внимание уделяется тому, чтобы наши дети занимались только по учебникам, прошедшим экспертизу в Министерстве образования Российской Федерации и рекомендованным для общеобразовательных школ. Более того, школы укомплектованы электронными учебниками, а библиотеки оснащены компьютерами. Такие электронные читальные залы привлекают внимание детей, да и учителям они очень помогают. Библиотекари, которые, кстати, тоже прошли соответствующее обучение, создают базы данных имеющейся у них электронной учебной литературы, и если в какой-то школе нет нужного пособия, его легко можно найти в другой – это очень удобно.
— Если уж и в библиотеках компьютеры стоят, то в классах ими, наверное, уже никого не удивишь?
— Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что и в школах перестали уже считаться новинкой. Более того, практически в каждом общеобразовательном учреждении Семикаракорского района есть интерактивные доски и видеопроекторы, которые еще несколько лет назад казались нам чем-то фантастическим. В прошлом году компьютерная база наших школ была обновлена более чем на 80 процентов – на смену сложной технике, которая приобретена пять-шесть лет назад, закуплены компьютеры нового поколения. И на это тоже были выделены средства не только из областного, но и из районного бюджета. Такова принципиальная позиция главы нашего района: приоритетом в сфере образования для него является оснащение школ и детских садов необходимым оборудованием, его своевременное обновление и содержание образовательных учреждений в должном состоянии. Например, посещая ту или иную школу, он в первую очередь обращает внимание на то, в каком состоянии находятся столовая, спортзал, все здание в целом. Во многом благодаря его заботам из областного бюджета в этом году районному образованию выделены 14,5 миллионов рублей на поставку спортивного оборудования и инвентаря для 11 школ, закупку нового технологического оборудования столовых в СОШ № 2 и № 3, Задоно-Кагальницкой СОШ, установку узлов учета тепла в 12 общеобразовательных учреждениях.
— Кроме установки узлов учета тепла, какие еще работы предусмотрены в рамках подготовки к зиме?
— Как и в прошлом году, мы продолжим ремонт кровель, котлов и насосов в котельных, систем отопления. Год назад на эти цели из районного бюджета было выделено 4,7 миллиона рублей, в этом — более шести миллионов.
Понятно, что ремонта требует практически все, но глава района уделяет внимание тому, что нужно привести в порядок в первую очередь. Так, в 2010 году была полностью отремонтирована кровля в Чебачинской школе, в 2011 – в Слободской и часть крыши СОШ № 2, где работы завершатся в этом году. На очереди – Новозолотовская школа.
Давно стоит вопрос о капитальном ремонте здания, где будет размещена столовая Мечетновской школы, однако руководством района принято непростое решение: подготовка проектно-сметной документации для этого объекта начнется в 2013 году, а в этом деньги (шесть миллионов из районной казны) будут направлены на разработку ПСД капитального ремонта Золотаревской и Кузнецовской школ, техническое состояние которых давно всех беспокоит.
— А как же детские сады?
— Они у нас не только ремонтируются, но и вновь открываются. И этим тоже может похвастать не каждый район. После капитального ремонта приняли детей городской «Петушок» и Топилинский садик, вскоре будет укомплектован оборудованием и мебелью и распахнет свои двери для малышей детский сад в хуторе Вислом. В этом году начнется капитальный ремонт трех садиков в Семикаракорске – в «Росинке», «Родничке» и «Золотой рыбке» в этом году будут заменены окна.
— У нас стало больше детей дошкольного возраста?
— Да, в последние три-четыре года отмечается устойчивая тенденция к повышению уровня рождаемости. Сегодня детские сады в Семикаракорском районе посещают 1648 малышей от полутора до семи лет, при этом в очереди на селе стоят 256 детей, в городе – 667. Существует несколько способов удовлетворить потребность населения в дошкольном образовании. Во-первых, мы возвращаем к жизни ранее закрытые детские сады; во-вторых, открываем дополнительные группы в уже действующих – в прошлом году такие появились в «Родничке» и «Вишенке», в этом откроются в «Сказке» и Задоно-Кагальницком садике; в-третьих, федеральное законодательство позволяет открывать семейные детские сады, и у нас одна семья поначалу изъявила желание заняться этим, но отказалась от задуманного – немыслимое количество условий и предписаний убивает энтузиазм на корню. Есть еще один вариант – создание групп кратковременного пребывания детей на базе школ и садов, куда родители могли бы приводить своих малышей два- три раза в неделю на пару часов. За это время вполне реально провести с детишками развивающие занятия, которые помогут в некоторой степени компенсировать отсутствие дошкольного образования. Опыт по стране показывает, что в городах такая практика востребована, вполне возможно, что мы тоже откроем в сентябре одну-две группы кратковременного пребывания в Семикаракорске. Однако оптимальный путь решения проблемы – строительство новых детских садов. И в нашем районе ему, наряду со всеми другими возможностями, уделяется максимум внимания. В.Н. Талалаев сумел добиться, чтобы в областном бюджете было запланировано финансирование строительства двух дошкольных учреждений в Семикаракорске – на 80 мест каждый. Возведение одного из них начнется уже в этом году на улице Королева.
— Однако если в детских садах для детей мест не хватает, то в некоторых школах ситуация прямо противоположная – количество учеников уменьшается. Насколько актуальна сейчас в нашем районе проблема малокомплектных школ?
— В некоторых хуторах чрезвычайно актуальна. Глава района пообещал всем нам, что у нас не будет закрыта ни одна школа, и свое слово сдержал – ни одно школьное здание не опустело. Однако нужно смотреть правде в глаза: некоторым родителям все равно, в каких условиях учатся их дети, лишь бы они ходили в школу в своем хуторе. Им кажется, что ребенок может получить качественное образование в классе, где один учитель преподает сразу несколько предметов. А это не так. Желая, как им кажется, лучшего, родители лишают своих детей многого: доступа к современным образовательным технологиям, которые в больших школах применяются шире и активнее, чем в малых, достойного уровня знаний. Педагог в малокомплектной школе не в силах обеспечить нужный уровень преподавания. А ведь мы имеем все возможности обеспечить для каждого из наших детей доступ к качественному образовательному процессу, где нет места скомканным программам, объединенным классам. Все школы обеспечены сегодня автобусами, их парк регулярно обновляется каждые пять-шесть лет – таков срок их использования. Только в прошлом году в нашем районе были заменены автобусы в шести школах: трех городских, Кочетовской, Сусатской, Зеленогорской. В следующем учебном году получим машины еще для трех учебных заведений. Транспорт есть, расстояния небольшие – мы можем возить учеников среднего и старшего звена из хуторов в крупные соседние школы, оставив в малых начальные классы. Качество образования от этого только улучшится, а это наша главная цель.
Н. БИЛЕЦКАЯ.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта