Для последней в 2025 году встречи в Клубе любителей истории Отечества (КЛИО) директор Семикаракорского историко-краеведческого музея Л.С. Здоровцева подобрала интересную тему — поговорить о Семикаракорске и украинской Волновахе как о городах побратимах. Старшее поколение о факте побратимства, возможно, помнит, а вот молодые представления об этом не имеют. Как-то разговорились постоянные члены Клуба, ушли в воспоминания, и родилась идея напомнить землякам, какой была дружба между нашими городами.


Волноваха находится на юго-западе Донецкой Народной Республики, примерно в 60 км от самого Донецка на стыке линий между Мариуполем, Запорожьем и Крымом — важный железнодорожный узел. В 2022 году город был почти полностью разрушен, так как тоже являлся центром боевых действий за Донбасс, там почти 90% жилого фонда пришли в полную негодность. Сегодня идёт восстановление города. А появился он в 1881 году как поселение при полу-станке во время строительства Екатерининской железной дороги, с населением в 250 человек. Вокруг степь. В Гражданскую здесь бушевали бои между белогвардейцами Деникина и отрядами Махно, а потом махновцами и Красной Армией. В советское время тут производили в основном всякую еду — хлеб, консервы, газировку. В 2022-м Волноваха стала укрепрайоном украинской армии. Бои тут шли с самого начала конфликта и закончились в марте 2022-го.
В Клубе любителей истории Отечества вспоминают о Волновахе 1980-х годов, как ездили туда семикаракорцы, а они — к нам, и какими были дружество нарапашку, искренний интерес и братское уважение. И название встрече Любовь Сергеевна дала соответствующее — фразой из монолога Тараса Бульбы в одноимённом произведении Н.В. Гоголя: «Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…».
Преподаватель Семикаракорской детской школы искусств Т.Т. Лухина и В.А. Макаренко делились «волновахскими» воспоминаниями эмоционально, где с юмором, а где с легкой печалью. Вот что рассказала Татьяна Тимофеевна:
— Завязалась наша дружба в пору моей работы заведующей отделом культуры района. Я — после института, совсем молодая — чуть за 20. Энергия неуемная, всё интересно, стараешься ничего не упустить. Жизнь культурная в городе бьёт ключом, Клуб любителей прекрасного, организованный Б.Н. Куликовым, собирает сотни, толпы людей — в Семикаракорск едут известные поэты,писатели, художники, музыканты и артисты, особенно в Дни поэзии…
Как-то вижу: на стене здания, напротив кинотеатра «Прогресс», над малюсенькими туями, что вымахали сегодня «до небес», появился плакат «г. Волноваха — побратим г. Семикаракорска». Я в недоумении — что это? А мы готовились к очередному Дню поэзии, и подумала, а почему бы не пригласить на наш праздник волновахвцев? В две секунды написала письмо в тамошний отдел культуры — фактически на деревню дедушке, и… получила ответ! В результате приехали к нам три гостьи — библиотекарь, председатель сельсовета и барышня из отдела культуры. Встретили их
хлебосольно, свозили в Сусат — директор совхоза В.Г. Чеченев принимал гостей. А они на нашем празднике поэзии приветствие хорошее сказали, стихи прочли.
Стали и мы готовиться к ответному визиту. Собралась внушительная компания: кроме меня, В.А. Мартынов, М.Т. Парамонова, О.В. Землякова, А.П. Мищенко, А.П. Лошкобанов, Е.Д. Перепелица, Н.Н. Новикова, В.Г. Рыбалкин, Н.П. Макаренко, В.Г. Чеченов, В.А. Макаренко. Ехать «в люди» — надо же и выглядеть, решили — будем в казачьих костюмах. Но артисты-то среди нас не все — костюмы, естественно, не у каждого, но всё-таки нарядились. С обувью для мужчин было посложнее — не в ботинках же казаку выходить. Сапоги искали, где только можно. Александру Петровичу Лошкобанову труднее всех, у него 45-й размер, где взять? Кто-то вспомнил, что в милиции есть «большой» мужчина — Григорий Машинистов, он и позаимствовал. С фуражками — та же история. Автобус в РММ выделили. Погрузились. Песни репетировали по дороге — наш донской фольклор. И так хорошо спелись, хотя таким составом никогда, конечно же, не выступали! А что, все от природы голосистые, «молодые, озорные, поворотливые» — таким звучание получилось красивым. Валерий Макаренко — с баяном. Приехали в Волноваху 9 сентября — это для города значимая дата — день освобождения от фашистов в Великой Отечественной войне. Пока ехали, обратили внимание на ухоженные поля — нигде ни бурьяна, ни амброзии. Будто только граблями по ним прошлись, и трава здесь, наверное, отроду не водилась — такое увидели уважительное отношение к земле. Хатки беленые, как игрушечные, сады — в общем, вокруг умиротворение, глаз радовался.
Называют города побратимами, или, по-другому, «породнёнными», когда между ними установлены дружественные связи для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой.
Идея побратимства родилась в годы Второй мировой войны. В 1944-м жители английского г. Ковентри решили морально поддержать жителей почти разрушенного Сталинграда. Через советское посольство в Лондоне англичане передали городу собранные деньги и скатерть, на которой были вышиты слова: «Лучше маленькая помощь, чем большое сожаление». Так установились дружеские связи, чтобы в будущем вместе бороться за мир, обмениваясь визитами делегатов, знакомиться с историей, культурой и бытом друг друга. Примеру Сталинграда и Ковентри последовали и другие — и в 1957 году была основана всемирная федерация породнённых городов. Уже к 1970 году федерация объединила около тысячи городов в 50-и государствах.
Мы на Дону люди от природы щедрые, душевные, и гостеприимством нас не удивишь, но такого дружества, как по приезду в Волноваху, мы не ожидали. Нас встречали хлебом-солью, бросились обнимать, будто вчера только попрощались. На жительство определили в пионерском лагере — там столы ломились, песни пелись, стихи читались. Скажу о песнях: наши, казачьи, — более энергичные, «маршевые», громкие и задорные. А украинские, какими нас «угощали» наши новые друзья — плавные и распевные.
В особенную манеру их исполнения, в мелодику так сразу и не попадёшь — у нас и не получалось, с этим надо родиться. Точно так и волноваховцы не попадали «в лад» с нашими казачьими. Но это ни на что не повлияло, а наоборот, добавило незабываемых красок. Прощаясь с нашими побратимами, конечно же, договорились о новой встрече. Как раз подходящий был повод — Семикаракорский район готовился ко Дню колхозника, вот на этот праздник волновахцы и приехали тоже большим коллективом. Тогдашнее руководство района оказалось не сильно радушным — не дало нашим гостям на нем выступить, и мы повезли их, в ярких костюмах, к Дому культуры пищевиков. Там они свои песни и «заиграли». Разноголосье — чудное! На него семикаракорцы пособирались — аплодируют, кричат: «Братцы-украинцы, спасибо! Пойте ещё!».
Наш тогда известный в районе казачий ансамбль «Станичники», руководила им Наталья Шмыгля, присоединился к концерту, тоже в самобытных нарядах. Вот это было сказочное по эмоциям действо! Два коллектива так дополнили друг друга, что долго потом вспоминали этот праздник творчества и единения душ.
А затем было много взаимных встреч. С ансамблем «Лазоревая степь» Кати Перепелицы по волновахским селам ездили с концертами. Как-то совсем поздно было, и в последнее решили не ехать. А наши сопровождавшие в один голос запротестовали: «Вы что, как не ехать? Там вас ждут!». И точно, уже давно затемно — а сельский клуб до отказа набит…
Волновахцы — к нам, и мы их от души встречали. Однажды отвезли гостей в «керамику» на экскурсию, всем сувениры подарили. На Дону, на косе, в казаки принимали…
В общем, встречались-плакали, провожались — в слезах, и были так близки, будто душами прикипели. Переписывались долго, со всеми праздниками поздравляли — и детей, и внуков, общались, как родня, настоящие близкие люди.
* * *
Такое удивительное товарищество было совсем не одномоментным — длилось годами. Но с событиями на Украине ушло на нет — Татьяна Тимофеевна с большой горечью говорит об этом. Однако история циклична, а вдруг… Кто знает, что нас ещё ждёт — во всяком случае, всё доброе когда-то возвращается. Как случилось с волновахским Свято-Преображенским храмом. Весной 2022 года во время освобождения города от ВСУ он серьёзно пострадал — выгорел изнутри почти весь, остались только почерневший от пожара остов и несколько икон, две из которых, обгоревшие по краям, одна — пробитая осколком, висят сейчас при входе в уже восстановленном внутри и снаружи храме…

Все поддаётся возрождению — были бы желание и понимание: «ничто на земле не проходит бесследно», как в песне А. Пахмутовой. События и впечатления оставляют о себе память и иногда становятся стимулом возвращения к доброму прошлому…
Записала Е. ШЕВЧЕНКО.








