В сегодняшнем мире бурных перемен мы бываем так поглощены работой и технологическими новинками, что не видим, как многие традиционные ценности потихоньку оказываются под вопросом, и забываем о простых вещах. Простых — однако обладающих истинной ценностью, и, в общем-то, в которых — смысл жизни. Мы говорим о семье.
Надо отдать должное, «Семикаракорские вести» к этой теме обращаются постоянно, и читатели знакомы уже не с одной городской или хуторской семейной историей. В этих рассказах красной нитью проходит мысль, что каждый человек, независимо от возраста, нуждается в семье, ибо именно там наиболее полно реализуется потребность в любви. Самые здоровые, весёлые и духовно полноценные люди рождаются в счастливых семьях. Не всем быть нобелевскими лауреатами или чемпионами — их единицы, но нормальную, с хорошими традициями «ячейку общества» создать может практически каждый человек…
Вот и новый год мы начинаем с истории об очередном семейном счастье — ею с нами поделилась Елена Витальевна Аветисян из Семикаракорска.
— Я, несомненно, соглашаюсь с непреложной истиной, что главное человеческое богатство — в родных людях, детях и родителях, в уютном и радушном доме, где есть место всем близким, — начала повествование Елена Витальевна. — Когда дома лад — на душе легко и просто, пусть даже окружающий мир не всегда тебя удовлетворяет. Тот заряд любви и энергии, которые получаешь в семье, потом ведь и за всю жизнь фактически невозможно растратить — он всегда будет пополнять запасы сил и вдохновения полноценно идти по судьбе.
У нас семья — такая. Господь наградил меня любящими и заботливыми мужем, сыном, уже совершенно взрослым, и дочкой — ей сегодня восемь. У нас добрые и доверительные отношения с родителями супруга (мои — уже в мире ином). С какой стороны ни возьми, я счастливая жена и мать. Если взглянуть на нашу финансовую отчётность, то станет ясно, что «кормилец» в семье — муж Андрей. А если на кухню, хранительница очага — я. Хоть Андрей никогда не пытался прикинуться «безруким» — он умеет всё и не падал в обморок при виде грязного подгузника или пыли на телевизоре. Когда я ходила беременной нашей Софией, они с Димой, старшим сыном, едва не носили меня на руках, освободили буквально от всех домашних хлопот. При всей занятости мужа на работе (он эксперт, специалист техосмотра), о нашем доме не скажешь, что в нём «нет мужика», отнюдь — запросто поможет мне в купорке или уходе за моей машиной. Только добродушно ворчит: «Кто-то ездит, а кому-то мыть…».



Андрей всегда найдёт темы для разговора с Дмитрием — тот заканчивает пятый курс военной академии. Муж сам когда-то десантником прошёл хорошую армейскую школу, был в спецвойсках особого назначения на чеченской войне. Второе августа каждого года — не просто день ВДВ, это семейный праздник. У нас у каждого есть своя бело-голубая полосатая майка, береты, у Софии — тоже, мы с утра экипированы для торжества.
Чтобы понять, откуда в Андрее культ семьи, идти далеко не надо — к его родителям. Мама, Светлана Федоровна, сейчас на пенсии, ведёт дом, воодушевляется выращиванием садовых цветов. Наша Соня, её внучка, летит к ней хвастать своим рукоделием, вышивками, бесхитростными поделками и пошушукаться. А с дедом, Николаем Саркисовичем, он работает водителем на сырзаводе, посидеть в гараже, послушать, как рассказывает ей что-то о машинах. Или поиграть — тоже интересно. У моих свёкров есть, ещё — старший внук Данил, ему 26 лет, он военный, сегодня участвует в СВО. Мне кажется, такой факт много говорит о том, какая нравственная атмосфера царит в семье — ведь дети и внуки отражают портреты своих родных. Об этом и поговорка «яблоко от яблони недалеко падает»…
Елена Витальевна и о себе рассказала много интересного. Она — предприниматель в сфере бухгалтерских услуг, и пока мы беседовали с ней о житье-бытье, несколько раз прерывалась на звонки клиентов. Приятно было слышать, как она компетентно и корректно общалась по телефону, — видно, что воспитанность в нашей собеседнице не на последнем месте.
Когда-то, в конце 60-х годов прошлого века, когда шло активное развитие Чукотки, во время «золотого» периода освоения её природных богатств, там оказались родители Елены — Зоя Кузьминична и Виталий Александрович Бондаренко.
Отец остался там после службы в армии — по призыву КПСС строить новую жизнь на крайнем северо-востоке страны. По этому же призыву здесь появилась и мама Елены. Они поселились в посёлке Рыркайпий, в переводе с местного «лежбище моржей», коих было там несметное множество. Место это самое северное в России, в зоне вечной мерзлоты, за Полярным кругом на берегу Чукотского моря. Елена и два её брата там и родились. Как она говорит, климат, безусловно, суровый, но он не оставил удручающих воспоминаний, и «чукотское» детство было вполне счастливым, хотя, с её слов, «ничего она там не видела». Один раз в году семья уезжала на три месяца в Запорожье, наслаждалась солнцем и фруктами, а потом, нагруженная орехами и семечками, возвращалась «с материка» в свою долгую зиму. Но учиться было интересно, Елена ходила в любимые кружки петь и танцевать. А вот если бы родители спросили, хотела ли она в музыкальную школу, то, конечно, услышали бы радостное «да». Но сама о себе почему-то не заявляла… Хотя, наверняка, отказа не получила бы, потому что для старшего её брата по заказу отца с материка самолётом доставили скрипку! И была бы тогда в семье описываемых нами Аветисян ещё одна пианистка (поясняем: София, упоминавшаяся выше, музыкально одарённый ребёнок, осваивает фортепиано)… К 14-ти Елениным годам родители отработали установленное государством время, получили «северные» деньги, приехали в Семикаракоры, купили квартиру и пустили здесь корни.
Многие родители мечтают вырастить талант, разносторонне развитого и умного ребёнка, который в будущем может стать новым Ломоносовым или Моцартом. Но как этого достичь, или во всём «виноваты» гены? Отношение Елены и Андрея Аветисян к своей дочери красноречиво показывает, что чудо природы — одаренный ребёнок может полноценно раскрыть свои способности только в результате воспитания и целенаправленного развития. Ведь любой талант нуждается в огранке — иначе угаснет, а при правильной поддержке даже скромные задатки могут перерасти в нечто удивительное.
— Наша София, ласково — Соня, с первых шагов и первого лепета заявила о себе громко и активно, — продолжила Елена Витальевна. — Она говорила и уже пыталась петь не тихо, а так, что слышно её было во всех уголках дома. И быстрая — не угонишься за ней. Схватывала всё на лету, училась говорить не отдельными словами, а фразами. Я в садике просила давать ей для заучивания не четверостишия, а стихотворения побольше. Плюс ко всему в Соне начали проявляться задатки артистизма — она разговаривала «в лицах», помогая себе мимикой, пластикой движений и меняя интонации. Посовещались мы с Андреем и решили, что такую энергию и способности надо направить в творческое русло, поэтому в пять лет отправилась наша Соня в Семикаракорскую детскую школу искусств в «нулевой» класс раннего эстетического развития — уже организованно заниматься рисованием (и до сих пор это любимое занятие), лепкой, танцами и фортепиано. Без экзаменов в шесть лет она пошла сразу в два класса музыкального отделения: народного вокала и фортепиано. Вот уже три года дочь демонстрирует очень хорошие успехи.
Выступать на сцене она начала в пять лет в вокальном ансамбле «Славица» Юлии Романовны Якимовой. Русские народные танцы — в группе Елены Леонидовны Шарикаловой. Придя в музыкальную школу, Соня сразу стала участвовать в вокальных и инструментальных конкурсах. Ей это было совершенно не в тягость, наоборот, воодушевляло и стимулировало. Самый первый престижный конкурс, на который мы поехали, а Соне было шесть лет, — всероссийский вокальный в Элисте, и сразу второе место в её возрастной категории. Похвастаю: за три года «гастролей» дочь наша ни разу нигде не занимала третьего места — только первые и вторые.
Иногда слышишь, как родители говорят, что их ребёнок не хочет заниматься — только из-под палки, хоть в общеобразовательной школе, хоть в музыкальной. Мне кажется, потому что ему неинтересно, не убедили, что занятия музыкой могут быть увлекательными. Мы сразу попали в хорошие руки, начиная с развивающего класса, а сегодня — это педагоги по фортепиано Анастасия Николаевна Дятлова и вокалу Юлия Романовна Якимова. Они сумели вдохновить и мотивировать нашего ребёнка так, что та внимает буквально каждому их слову.
Прошедший 2025-й год был богат победами в вокальных и фортепианных состязаниях в Батайске, Ростове, Волгограде — здесь первый раз за три года Соня получила гран-при за игру на инструменте, в Москве пела на сцене Кремлёвского дворца, во Владикавказе, Санкт-Петербурге — жюри высказало особое мнение о подающей надежды игре нашей дочери.
Возить ребёнка на конкурсы, конечно же, затратное дело. Но «ответственность» за это полностью лежит на плечах Андрея. Поэтому мы с Соней побывали и в Грозном, и в Пятигорске, Ингушетии и Абхазии. Руководят нашими «турами» А.Н. Дятлова и Ю.Р. Якимова. Мне кажется, раскрути глобус, ткни пальцем в любое место, где намечается конкурс, Анастасия Николаевна без разговоров отправится с нами.
Конечно же, мы не преминули поговорить о семье Аветисян с Анастасией Николаевной. А она хорошо знает, как родители предельно внимательны к дочери, не дают лениться, но и не перегружают, хотя, кроме музыки и вокала, есть у девочки школьные нагрузки, учится она на одни «пятёрки», есть дополнительно английский и рисование. «Взрослые прекрасно понимают, что необычайная одаренность их ребёнка — материя очень тонкая, ранимая, и перебор может привести к отторжению всякого интереса», — отметила педагог. И тут же добавила, что София в силу своего артистизма занимается в театральной студии С.Ю. Сидорян и на её авторском радио участвует в спектаклях-сказках, читает басни и стихи. Анастасия Николаевна уверена, что этот эрудированный ребёнок с хорошим владением словом, отменными музыкальными данными, очень воспитанный, конечно же, в большей мере таков благодаря усилиям родителей.
В заключение беседы мы задали Елене Витальевне наш любимый вопрос: что делает семью полноценной, с детьми, за которых не стыдно?
— Если смотреть в самую глубь проблемы, то, корни всего — в воспитании. Очень многие в юности сломя голову бросаются в брак от «великой любви», не обращая внимания на грубость избранника, его плохие привычки, лень, ограниченность в знаниях, заложенные не где-нибудь, а в семье». Если вы выпустили в мир тунеядца и нахлебника, то вряд ли он будет надёжной опорой своей будущей семье и достойным примером детям! Отсюда все несчастья. И от равнодушия, которое тоже исходит от родителей: им самим не интересно жить, и дети растут, как трава в поле — и хотели бы познавать мир и радоваться, да взять не от кого…
А в нашей семье легко и комфортно, каждый занят любимым делом, ощущает заботу друг о друге, и нам интересно вместе. У Андрея есть уже свой счёт прыжкам с парашютом, и я сделала тоже два, а когда небо над Ростовом «очистится», точно, ещё попробую… Наша Соня — такая же экстремалка: в Москве полетала в аэротрубе, в Ингушетии спускалась на зиплайне по стальному тросу над ущельем, не боялась лазать по скалам; организовала в интернете канал «СуперСоня» и освещает свою жизнь: сколько прочла книг, как купорить компоты и овощи, как интересно проводить время…
Силу жить мы получаем в семье. Если подумать хорошо, не так уж и много у каждого из нас дел душевных, чтобы распыляться. Нужно, по крайней мере, делать хорошо хотя бы одно: любить не на словах, заботиться о своих близких и детях, чтобы они получали радость от каждого дня, не давать им зависать в физическом и душевном безделье, смотреть не только в глаза, а и глубоко в душу.
Елена ШЕВЧЕНКО.








