Семикаракорцу Игорю Гаврилову в марте исполняется 15 лет, он ученик 8 «В» класса СОШ №3. В шесть лет ни с того ни с сего у него появилась боль в ноге и врачи определили опухоль, грозила ампутация. В семь Игорь перенёс сложную операцию с вживлением импланта и не в буквальном смысле едва оказался недвижимым на длительный срок. Занимался дома с учителями и почти всё время тратил в интернете на сайты о природе, животном мире и географии.
Как сказала мама Игоря, Валентина Владимировна, полноценного детства — на улице, с друзьями, в движении — у мальчишки абсолютно не было, жизнь шла за компьютером и два с половиной года — на костылях. Проблема с ногой прочила ему незавидное будущее в четырёх стенах, если бы не фраза, брошенная хирургом: «Чтобы начать ходить, не надо жалеть себя, не лежать в тоске, а работать над собой, тренировать мышцы, тело…». Не каждый взрослый способен принять это как руководство к действию, а в нашем случае — мальчишка семи лет. Со стороны сложно представить, какими должны быть сила воли у ребёнка и воспитание, но реальность превзошла все ожидания: в девять лет Игорь пошёл самостоятельно, без костылей.
Валентина Владимировна говорит, что это далось сыну через боль, ценой огромных усилий: он делал упражнения, не пропуская ни одного, по нескольку раз в день. Конечно же, без поддержки родителей и старших брата и сестры было бы гораздо труднее, но по упрямому настрою уже было видно, что парень и сам не бросил бы начатое. И ещё: Игорю не нравилось, когда его кто-то жалел, запрещал близким поддерживать подобные разговоры.
— Ну да. Больно было — я ж ещё пацан, гнул ногу, тянул. Мне мой отец повторял: «Никогда ни на кого не надейся, если можешь сделать сам! Надо стать взрослым». Я не знаю, в какой момент это случилось, но до меня, маленького, дошло: чтобы встать на ноги, надо, действительно, стать взрослым! Я должен, потому что это всем нужно.
В общем, в конце концов пошёл самостоятельно. Иногда удивляюсь, как смог себя преодолеть. Может, действительно, гены? Опять приведу в пример отца, он сказал: «Надо соответствовать: ты — казак, твой прапрапрадед — казак, в русско-турецкой войне брал с Суворовым Измаил!». И дед мой по маме, Владимир Васильевич Кулаков, ему 78 лет, казак-казак, настоящий, со справедливыми принципами, работящий, с чувством юмора и весёлый. Я с ним и за курами-утками научился ухаживать, на огороде, с машиной помогаю — где покрасить, где с двигателем. Он на вид строгий, а в душе — добряк добряком, мы с ним очень много времени вместе, у него столько видео сохранено из моего детства. А когда на рыбалке вдвоём — праздника не надо.
И бабушкой, Валентиной Петровной Гавриловой, похвастаю, ей 66 лет: она у нас вахтой в «Мостоотряде» долго работала, в «горячих» точках, в 2022 году восстанавливала взорванный террористами Крымский мост, имеет за это правительственную Почётную грамоту.
Родители мои — Валентина Владимировна и Павел Константинович — мне кажется, пример для любых мам и пап. В моём раннем детстве отец работал вахтой, и я видел его только в приезды, а предоставлен был в основном маме. Она очень требовательная, строгая, вела тогда большое хозяйство, но всегда весёлая. Как-то незаметно я у неё научился готовить — от супов до всех вторых блюд и компотов. Помыть посуду, прибрать в доме — и сегодня иногда на мне, плюс восьмилетняя черепаха и кот.
Когда отец оставил вахты и устроился работать в Семикаракорске, мы с ним очень сблизились. Ему 47, он спокойный, не суетливый, очень добрый и умный, много читает. Нам с ним есть о чём поговорить — от политики до экологии. Он мастер на все руки, я сегодня помогаю ему строить наш второй дом. Это он научил разбираться в машине, держать в руках топор и молоток, я запросто починю розетку, электропроводку, даже мало-мальски — сварщик. А во многих делах дохожу своим умом, даже если трудно.
***
Огромную роль в формировании характера Игоря и отношения к жизни играл и до сих пор играет его старший брат — Александр Гаврилов, он помогал маленькому брату преодолевать болезнь, был задушевным другом и помощником во всём. Сегодня Александра не хватает всей семье, и горе их неизбывно: он ушёл на СВО в самом её начале, в 2022 году, и погиб там в 23 года.
Александр учился в университете в Ростове, параллельно работал, делился с родителями грандиозными планами, для Игоря был настоящим, не на словах, старшим братом. Как ни уговаривали его всей семьёй, не послушал — ушёл воевать. Он остался на поле боя под Бахмутом. Медаль «За отвагу» получил посмертно.
Александр пошёл на СВО, а Игорь — к волонтёрам, заниматься «гаманитаркой» для фронта. Елена Яценко, координатор семикаракорской группы «Своих не бросаем», рассказала:
— Игорь пришёл в группу — ему ещё тринадцати не было. Такой шумный, громкий, весёлый, о чём-то интересном всегда говорит. Но не легкомысленный, бездумный, наоборот, очень основательный, как будто маленький крепкий мужичок — и внешне, и внутренне. Как переживал Игорь гибель брата Александра — мне слов не найти, да и не буду. Просто скажу, как этот подросток и его семья отдают себя помощи бойцам. Павел Константинович сделал из двух старых советских холодильников коптильни и заготовил 200 штук рыбы, Игорь с Валентиной Владимировной вдвоём нарезали кубиками буханки хлеба и насушили огромные коробки. Куриные, гусиные выжарки, сало, мясо Игорь, как оказалось, может готовить и сам. Не говорю уже о сетях и окопных свечах — на счету только одного этого мальчишки в общем объёме пять сетей и более трёхсот свечей. Я доверяю ему ключ от нашего СВОшного склада: когда у него есть время, а меня нет, он с ребятами приходит работать. Кроме того, я знаю, он занимается «тимуровской» работой: помогает по хозяйству одиноким старушкам под руководством педагога Татьяны Андреевны Полтаракиной из Социального центра помощи семье и детям. Подводя итог, скажу: очень надёжный человек, чистый, и друзья у него — под стать.
— Да, друзья у меня отличные, — добавляет Игорь. — Хоть я и дурака могу свалять, и бывает стыдно, но ребята рядом надёжные — Степан Сотник, Олег Борзов (у него тоже погиб брат, двоюродный, на СВО), Александр Фомичёв (его отец на СВО ранен, сейчас в госпитале), Данил Близнюков (крестник моей мамы, с пяти лет дружим). Вместе волонтёрствуем в нашей группе «Своих не бросаем». Как опять же говорит мой отец: «Знакомых — много, а только друг будет всегда рядом».
Я совсем не идеальный, наверняка многим не нравлюсь за прямоту или лишнюю «активность», но у меня есть у кого учиться. Я с огромным уважением отношусь к моему учителю Светлане Николаевне Гамбарян. Светлана Николаевна вообще вдохновляет меня на подвиги: она такой интересный педагог и человек, что я, успевающий по русскому языку едва на «тройку», стараюсь подтягиваться. Даже в конкурсе участвовал — читал на сцене стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта», получил первое место — тоже, чтобы её не подвести. Благодаря Светлане Николаевне начал читать, «Порт-Артур» А.Н. Степанова о русско-японской войне недавно произвёл на меня впечатление. Хорошо общаться с Павлом Николаевичем Левадним и Светланой Владимировной Кошкиной — очень-очень интересные люди, тоже помогают мне «исправлять» себя: я по жизни не сижу на месте, а вот в школе во мне просыпается лень, чего никому не желаю, хотя учиться мне совсем не сложно, поэтому и «самовоспитываюсь», слушая учителей.
***
Игорь Гаврилов — юноша неординарный: видит в себе недостатки, критикует их и строит планы, как от них избавиться, и в то же время удивляет душевной цельностью и разносторонностью мышления, попутно — недетским прогматизмом. Он уже сегодня точно знает, как построит свой жизненный путь: после девятого класса пойдёт в Семикаракорский агротехнологический техникум, получит права на гусеничный и колёсный трактора, потом — армия, служить будет в танковом батальоне механиком-водителем. После службы, это как покажет жизнь: или в университет — смотря что будет нравиться, или выучится на механика электросистем. Мечтает: «Я люблю Семикаракорск, и надо бы следовать поговорке «где родился, там и пригодился», но хочу, выучившись, уехать на Север или на край света, во Владивосток, покорять страну, интересно жить».
Игорь знает историю казачества с самой древности, говорит: «Если надо будет, пойду Дон защищать — глазом не поведу», искренне возмущается, когда захламляют родную природу, и идет с друзьями её облагораживать. У него сегодня всё получается, наверное, потому, что это «всё» всем нужно.
Елена Шевченко.