Почему на свадьбе кричат «Горько» и бьют посуду

  • Комментарии к записи Почему на свадьбе кричат «Горько» и бьют посуду отключены
  • 180
Свадебный каравай представляет собой пирог-основу и сад из украшенных зажаренным тестом веточек. / ЮНЦ РАН

Зачем донские казаки били посуду на свадьбах? Откуда пошел обычай кричать молодоженам: «Горько»? Почему перед началом киносъемок на мелкие части разбивают керамическую тарелку? Об этом и о многом другом рассказала заведующая лабораторией ЮНЦ РАН, кандидат филологических наук Татьяна Гревцова.

Почему на свадьбе бьют посуду?

Бить посуду на свадьбе — обычай достаточно древний, возможно, даже дохристианский. Об этом известно из письменных источников XV века, где описано бракосочетание русских царей. Ритуал также присутствовал в церковном чине венчания Древней Руси и Сербии, — рассказала Татьяна Гревцева. — Исследователи связывают битье посуды в обрядах и с жертвоприношением, и с символическим отождествлением человека и сосуда, и выражением через его разрушение переломных моментов жизни, и с символическим распределением доли.

Свадебный обряд является одним из важнейших ритуальных переходов в жизни человека. По славянским поверьям, при вступлении в брак невеста как бы умирает для своего рода и рождается заново как женщина и жена.

Битье посуды было распространено у славян при многих значимых действиях. Оно совершалось не только не свадьбе, но и в похоронном, крестинном, календарных, окказиональных обрядах, в медицинской и магической практике. Этим действием желали богатства, плодородия, счастья. И сейчас распространена примета, что разбить посуду — к счастью.

Сохранился ли этот красивый свадебный обычай на Дону?

Татьяна Гревцова: На III Всероссийском совещании славистов, который проводится раз в десять лет, мой доклад был посвящен варьированию семантики битья посуды в свадебном обряде казаков.

Донские казаки — субэтническая группа русских, чья традиционная культура имеет значительное сходство с культурами материнских южнорусских территорий. Поэтому и на казачьей свадьбе бьют посуду при встрече молодых после регистрации брака в доме жениха, на второй день свадьбы, в конце всех гуляний.

В свадебном обряде донских казаков существуют различия в разбивании посуды, поскольку наш край заселяли выходцы из разных русских и малороссийских губерний, которые приносили сюда свои обычаи. В Усть-Донецком и Семикаракорском районах разбивают тарелку при встрече молодых, на Среднем Дону — на второй день свадьбы в знак «честности» невесты, на Верхнем Дону и Хопре горшок разбивают на животе у тещи или свекрови в знак того, что у нее «родилась» невестка. Повсеместно на Дону молодые подметали черепки разбитой посуды, что было испытанием их хозяйственных умений.

На Дону при разбивании посуды говорили: «Невеста была целая, а теперь разбилась», а вот зеркало нужно было беречь целым. Фото: Олег Иванов/РИА-Новости

Обряды других групп казаков, как и донские, имеют общую восточнославянскую основу, поэтому на свадьбах здесь тоже бьют посуду. У кубанских казаков, как и у донских, на второй день свадьбы разбивали большой горшок на животе у тещи или свекрови. При этом сообщали, что мать жениха родила себе дочку. У сибирских казаков во время свадебного застолья молодые пили из одной рюмки, которую потом разбивали об пол. У сибирских, оренбургских и уральских казаков на второй день свадьбы били посуду в знак совершения брачной ночи и «честности» новобрачной. Все эти варианты разбивания посуды, хотя и совершаются при разных обстоятельствах, символизируют переход молодых, и прежде всего невесты, в группу женатых людей и его бесповоротность. Недаром на Дону при разбивании посуды говорили: «Невеста была целая, а теперь разбилась» или «Невеста теперь не ваша, а наша».

Главный вопрос: почему на свадьбе кричат «Горько!»

Почему на свадьбах молодым кричат «Горько!»?

Татьяна Гревцова: В свадебном обряде особо значимо противопоставление горького сладкому. Все сладкое (мед, сладкая каша, сладкие напитки и т. д.) наделяется эротическим и любовным смыслом, значимым для свадьбы. Недаром мы до сих пор первый месяц после заключения брака называем медовым. Сладкое выступает постоянным атрибутом губ, связанных и с едой, и с речью, и с эротикой. У русских условным сигналом к поцелую молодых были и другие возгласы гостей о «неполноценности» свадебных блюд: «Масло горькое!», «Каша несоленая!», «Пиво нецежёно!», «Солома в питье!» и другие. В Польше гости кричали, что капуста горькая, чтобы жених поцеловал невесту. Возглас «Горько!» можно рассматривать как свернутый вариант приговора: «Вино горько, надо подсластить!» Так гости побуждали новобрачных поцеловаться и тем самым публично продемонстрировать свою любовь друг к другу, а также продуцировали сладкую супружескую жизнь молодым.

«Российская газета»

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта