«Всякое было и сейчас бывает. Но, несмотря на это, я живу в полной уверенности, что сегодня — самое счастливое время в моей жизни,» -говорит Елена Ивановна Савина, мама пятерых детей, но особенных: старшие, сын Саша и дочь Наташа, — двойняшки, им по 26 лет, и тройня, четырнадцатилетние девочки Марина, Анжела и Оксана.
В июле 2009 года «Семикаракорские вести» опубликовали заметку об удивительном событии в районе — рождении тройни. И это событие через четырнадцать лет напомнило о себе: Семикаракорский многофункциональный центр поделился радостью — вручением в прошедшем августе паспортов девочкам Савиным. Это как раз тот случай, когда говорят: да, чужие дети растут быстро. Только в нашей истории — «втройне».
— Что такое «планировать детей», мы с мужем Михаилом и представления не имели, — начала рассказ Елена Ивановна. — Рождение первых, Саши и Наташи, было ожидаемо неожиданным: в роду у мужа уже были двойни. Так что, можно было предполагать… Мы были молодыми, воодушевлёнными и не очень переживали, будет ли нам тяжело с двойняшками. Всё как-то само получалось, муж заботился, мамочка моя Римма Трифоновна постоянно была рядом. Ну да — молодыми были…
А с девчонками история другая. Саша с Наташей были уже постарше, одиннадцати — двенадцати лет, а тут меня такое умиление брало, когда на чужих малышей смотрела, так их всех потискать хотелось. Умилялась, но родить снова мыслей не было. Всегда ведь кажется, что на это нет времени — не сейчас, попозже, или наоборот — поздно. Как было у нас — есть уже взрослые сын и дочь. Но…дети приходят, когда нужно.
Не скрою — эта беременность ввела меня в шок. Осознание всего происходившего пришло на первом УЗИ, когда показало тройню — я плакала, стало так страшно. Однако реальность оказалась интересней: воспитывать тройню — хлопотно, но совсем не ужас, и можно не только выжить, но и наслаждаться каждым моментом со своими детьми. Я потом, с одной стороны, долго не могла поверить, что эти трое — мои дети, я их выносила и родила, с другой — они как будто были всегда, такие родные и какие-то совершенно нереальные.
А у нас, естественно, само собой напросилось любопытство: как справляться с делами, когда трое малышей на руках? Елена Ивановна, внешне очень спокойная, сдержанная, скупая на улыбку — но очень красивую, когда появляется, озаряющую всё лицо, чуть помолчав, ответила, что справляться просто: надо брать и делать — глаза больше боятся, чем на самом деле того стоят домашние заботы. В этом ответе действительно много мудрости, и, наверное, можно безоговорочно опереться на опыт Елены и задуматься, прежде чем сказать себе, что нет на семью ни времени, ни сил…
— Причитаний о нелёгкой женской доле от меня не слышал никто и никогда. Жизнь с пятерыми детьми гораздо интереснее, чем кажется, -продолжает наша собеседница. — Конечно, пока тройняшки не стали более-менее самостоятельными, — было напряжённо. Да что я говорю: когда они стали «самостоятельными» и пошли — вот тогда-то жизнь в полной мере и началась.
Бог дал мне трёх спокойных девочек, наверное, чтобы «не сломалась психика», хотя, как оказалось, я человек душевно и морально довольно сильный. И немаловажно — всегда была помощь мамы, мужа, старших детей. Мы, по приметам, ничего до родов не покупали, а тут сразу в одной комнате — три кроватки, весь гардероб для малышей, пелёнки- памперсы. Благо, нам по случаю тройни сразу дали в Семикаракорске большую квартиру в двух ярусах, до этого мы жили в х. Крымском. Сегодня девочки обитают на втором этаже, мы с мужем — внизу.
Очень хорошо помогло и то, что я вовремя прочла в книгах и осознала: без системы и режима в каждодневных заботах я погрязну в рутине и в результате не буду ничего успевать, а значит, это плачевно отразится на маленьких дочках. В результате мы начали жить в прямом смысле по графику: перед глазами всегда был листок, где было расписано, когда по времени принимать пюре, когда яичный желток, когда пить, время для сна, купания и «гуляний». Все довелось до хорошего автоматизма, и было ощущение, что даже в туалет они ходят в одно время. Спали дочки, особенно зимой, только на улице — в колясках, пока в них помещались.
Самое «весёлое» во всех смыслах началось, когда девчонки пошли.
Вы не представляете, что это такое — поднимать троих малышей ни свет ни заря в садик, чистить зубы и одеваться. Помощи ни одна из них категорически не принимает — всё сама! — паста по всей голове, вода — на полу и на стенах. А одеваться, особенно когда холодно, это настоящая беда — одну одеваешь, две другие мешают. Пока на всех колготки, майки, платья, шапки-шарфы, сапоги натянешь, когда все готовы выходить на улицу, Оксана вдруг стремительно снимает верхнюю одежду, пулей летит в комнату, стягивая всё с себя, -оказывается, плечико маечки перекрутилось и мешает… И один ребёнок под чутким надзором мамы умудряется наесться песка, упасть с качелей или подраться за лопатку, а тут их аж трое, и подобное каждый день.
Садик «Петушок», куда мы их водили, — рядом с домом. Регулярно соблюдался ритуал: каждая должна проехать «на ручках» — от двери дома до дерева — одна, другая — от дерева до калитки садика, от калитки сада — третья. Чтобы научились ладить между собой, мы ходили «в гости» друг к дружке — играть: «сегодня идём в гости к Анжеле, потом к Марине!»
Однако не думайте: излишняя опека, когда ежесекундно трясёшься над чадом, — это совсем не моё, хоть я и живу всё время в тонусе.
Все дети на свете хотят одного — любви. Только не все родители, бывает, прислушиваются к ним. Чего греха таить, на первый план мы часто ставим материальные блага: поел, одет-обут — и ладно. Но ребёнку не хватает тепла, общения, посмотреть в глаза, обнять, спросить, как прошёл день. Я в этом отношении благодарна всем своим домочадцам — они каждый давали и дают девочкам внимание и заботу. Думаю, наверное, поэтому все дети наши растут не эгоистами. Да и как здесь эгоизму проявляться, если в семье их сразу несколько учатся друг другу уступать, просить прощение, прощать, делиться, понимать… Одному ребёнку это порой тяжело усвоить. А у нас — ежедневная школа.
Я не говорю: я учу детей жизни. Навыки они и без нас получат в социуме. А воспитание — это база, ось, которые мы должны дать в семье. Есть опыт, который нужен ребёнку, и везде пытаться подстелить соломку — не выход. Например, наши дочки уже всё умеют по дому — у меня нет проблемы с уборкой, они сами распределяют обязанности.
У Елены Ивановны чёткое убеждение: она не воспитывает детей, а делает все для их развития. В семье обязательны поездки на природу, зимой — всей семьёй на горку. Когда девочки были маленькими, учились с мамой складывать слова по сказкам из книг, считать — из них же: Анжела считает все нарисованные цветочки, Ксюша — животных, Марина — деревья, в школу пошли — умели читать и считать; рукоделие, пластилин, пазлы — все присутствовало. При этом каждая выбрала себе занятие по интересу: были и музыкальная, и художественная школы, туризм — Елена Ивановна думала, что ребёнок обязательно должен, помимо школы, посещать как можно больше дополнительных занятий. Но сейчас настроена иначе: оставили девочки художку или музыкалку — это не трагедия. На её взгляд, главное — освоить практические навыки, которые потом пригодятся в жизни. При этом никакого насилия над личностью, никакого навязывания штампов и стереотипов «большой семьи», но безусловное выполнение нравственных правил. Все направлено на то, чтобы дети копили ресурс, который даст им чувство уверенности во взрослом мире.
— Я раньше много читала, ходила в библиотеку не только за художественной литературой, но брала книги и по психологии — достаточно полезного почерпнула, — продолжает Елена Ивановна. — Например, близнецов, когда они начинают взрослеть, нежелательно одевать во всё одинаковое — так теряются индивидуальность, «лицо». Я этому начала следовать. Как и другим советам, как вырабатывать усидчивость, ответственность, использовала хитроумные приёмы. Например, у нас были «волшебные вермишельки»: у каждой дочки по два стаканчика — в один складывались вермишельки с добрыми делами, в другой — с плохими. Сложила вещи аккуратно — «хорошая» вермишелька, не ответила на просьбу — «плохая». Когда наполнялся стаканчик — получали подарочек, правда, в «плохом» и вермишелек-то фактически никогда не было, «девались», наверное, куда-то, или, как призналась одна из дочерей, съедались. Сегодня хорошо действует правило пяти «пятёрок»: получила пять «5» — получи маленький презент. Кто-то увидит в этом отрицательный момент, но мы считаем, что учёба — это работа, за которую ребёнок должен получать в ряду других и денежное поощрение, мотивация больше стараться и не лениться помогает не забросить учёбу, даже если ребёнку не нравится.
Сегодня я вижу своих детей ответственными и серьёзными. Они некапризные, очень добрые и отзывчивые, понимающие, что если кому- то необходимее других какая-то вещь, это воспринимается как должное. Например, когда в комнате Марины появилась настоятельная необходимость поменять обои, никто не ныл: а почему не в моей комнате? В магазине ни одна из дочек никогда не падала в истерике на пол — покупалось то, что нужно, или кому-то одному — без соперничества. Было время, когда у них был один ноутбук на всех, один телевизор. Однако вареники мы до сих пор лепим четырёх видов, для каждого с любимой отдельной начинкой: с творогом, картошкой, капустой, с разными ягодами…
Конечно же, не обходится и без внутренних девчачьих конфликтов. Мы в эти «междоусобицы» не лезем, даём право разобраться самим, что они прекрасно и делают. А если вдруг я начну какой-то из них на что-то пенять — всё, они моментально втроём объединяются «против» меня, начинают заступаться и выискивать, в чем я неправа. Мы считаем, что умение находить общий язык, разрешать проблемы, доказывать правоту или вовремя отойти в сторону, точно, пригодятся в жизни.
У наших девочек много друзей — иногда собираются в доме по десять — одиннадцать человек, лучшая их подружка — одноклассница Ксюша Антипова вообще у нас как пятая дочь. Отмечаем праздники, делаем подарки. По вечерам с папой слушаем, как прошёл у дочек день, что делали, в чём проблемы. Девчонки пойдут в этом году в восьмой класс, но уже немножко ясно, чем займутся в будущем: возможно, Марина станет косметологом — она уже экспериментирует с макияжем, Ксюша -психологом, много на эти темы читает и даёт «советы» подружкам, Анжела — может быть, посвятит себя медицине — загадывать, конечно, рано. Но главное — в них во всех чувствуется стержень ответственности за себя и за семью, и мне кажется, это дорогого стоит.
И о паспортах. Для меня вручение их дочерям — событие знаменательное, как я считаю, — подтверждение взрослости. Мы с мужем постарались, чтобы день этот остался у них в памяти: собрали небольшие сюрпризы в красивые пакеты, папа вручил симпатичные корзиночки с цветами, хорошие слова поздравлений, подарки получили они от работников МФЦ.
У счастья канонов нет — не может оно быть у всех одинаковым. Но правила любви, заботы, тревоги за будущее детей, воспитание духовности и морали — общие правила счастливой жизни. Семья Савиных — хорошее тому подтверждение.
Елена ШЕВЧЕНКО.
Фото из семейного архива Савиных.