Нашего земляка Петра Гавриловича Савельева судьба в юности занесла в далёкую Читу исполнять воинский долг. Там он прослужил девять лет, оставшись сверхсрочно. В Чите получил техническое образование, которое позволило ему готовить электромехаников самолётов дальней авиации — был старшим инструктором класса электротехнической службы.
Домой, в х. Павлов, его вызвала мама, Ксения Константиновна. Мол, негоже вдали от семьи жить, и здесь дело всегда найдётся. А семья была большая, девять детей. Родители трудились в бригаде местного хозяйства: мама — поваром, отец — трактористом.
Как только Пётр появился дома, к нему тут же пришёл товарищ, Виктор Тарасов, с которым служили вместе. Только тот вернулся гораздо раньше, после положенных трёх лет. Виктор был секретарём партийной организации и главным инженером в только что созданном в Кирсановке, как сейчас помнит Пётр Гаврилович, 13 марта 1967 года, Орошаемом опытно-производственном хозяйстве «Семикаракорское», которое раньше было четвёртым отделением Золотарёвского совхоза. Руководил в то время ОПХ Сергей Михайлович Татаров — инженер-гидротехник по образованию, он его и организовал. Хозяйство занималось разработкой системы земледелия на орошаемых землях и производством высокопродуктивных семян полевых культур для сортообновления в совхозах области.
— Зная, что у меня хорошее техническое образование, Виктор пригласил в ОПХ механиком, — вспоминает наш собеседник. — Конечно, я пошёл. В то время техники в хозяйстве было немного — пара-тройка тракторов МТЗ-5, Т-74 и ДТ-75 (дождевалка) да несколько комбайнов. Нужно было за ней следить, полностью обслуживать, чтобы в полной боевой готовности выпускать в поле. Дело ответственное. Когда требовалось, замещал главного инженера, например, когда тот уезжал на учёбу.
Поначалу молодому специалисту приходилось ездить на работу из Павлова и обратно, далековато, конечно. Иногда приходилось оставаться в Кирсановке в съёмном жилье. Со временем хозяйство разрасталось, расстраивался и хутор.
— Буквально через год в Кирсановке построили для специалистов два четырёхквартирных дома. Их тогда тоже было немного, — говорит Пётр Гаврилович. — В наш дом заселились молодой агроном Галина Филиповна Клименко, прораб, тракторист и я, механик.
В Кирсановке Пётр Гаврилович познакомился и с будущей спутницей жизни — в конторе приглянулась учётчица Роза Щербинина. Она жила в хуторе Казьминовка (уж нет его). И молодой механик, когда ехал на мотоцикле после работы домой, в х. Павлов, частенько подвозил добрую знакомую. Так дело свадьбой и закончилось. Сын родился, Геннадий.
Савельевы работали и в хозяйстве, и дома. Расширялось и ОПХ. В автопарке появлялась новая техника, в мастерской — добротное оборудование: станки сверлильные, токарные, сварочные. Соответственно и штат пополнился токарем, электриком, слесарем. А вот ремонтом, по большому счёту, всегда занимались сами трактористы.
Через пару лет после того, как Пётр Гаврилович пришёл в хозяйство, появился новый руководитель — Николай Иосифович Половинцев. В скором времени, в 1972 году, на эту должность заступил Алексей Николаевич Маслов, до этого он был главным агрономом ОПХ.
Пётр Гаврилович был дружен с Масловым, даже какое-то время жили через дорогу. Запомнил его не только как хорошего человека, но и как требовательного, принципиального руководителя, грамотного специалиста. Тесно общались они до тех пор, пока А.Н. Маслова не стало.
Алексей Николаевич и назначил в 1975 году Петра Савельева главным инженером. Им он оставался в хозяйстве до самой пенсии и даже гораздо дольше. Помнит Пётр Гаврилович, как в хозяйство приезжало много высококлассных специалистов, учёных. Среди них доктор сельскохозяйственных наук П.Д. Шевченко, руководитель Донского зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства, с которым тесно сотрудничало ОПХ. Бывал и академик И.С. Шатилов — учёный в области биологии и технологии возделывания сельскохозкультур, естествоиспытатель, доктор сельскохозяйственных наук, который восторгался увиденным прогрессом на кирсановской земле. Речь здесь идёт, безусловно, об успешной работе преуспевающего хозяйства. И надо отдать должное его руководителю за то, что он смог преобразить и сам хутор.
— Алексей Николаевич первым делом заботился о людях, — вспоминает наш собеседник. — Он старался улучшить условия жизни, наладить быт. Академик Шатилов в свой приезд заметил ему, что надо бы школу построить, мол, я тебе и денег дам: «Будет школа, и молодёжь из хозяйства не уйдёт». Так ведь и было. И школа вскоре появилась прекрасная, пожалуй, лучше тогда в районе не найти, и детский сад. Жильё строилось — дома двухквартирные, газ и водопровод провели, линию связи, на дорогах хуторских асфальт положили, освещением улицы снабдили. И народ на эту заботу отвечал добросовестным трудом.
На плечах главного инженера лежала ответственная задача. Пётр Гаврилович не только управлял людьми, но и, можно сказать, был главным снабженцем в хозяйстве. В первую очередь — техникой, механизмами необходимыми.
— Раньше ведь как всё доставалось, знаете? — хитро прищурившись, улыбается герой нашего повествования. — Всё было, да нигде ничего не достанешь, потому что дефицит. Нужно купить деталь на «Херсонец-200», кукурузный комбайн, Пётр Гаврилович едет в Херсон. Да не с пустыми руками. Гостинец с Дона обязательно надо прихватить. Тогда назад возвращались машиной, груженной запчастями. Чтобы работа в хозяйстве спорилась, нужно было успеть выхватить, выменять… Вот нам и приходилось вертеться. А радовались каждому возведённому объекту: «Сделали! Получилось!». В ОПХ и конюшню построили, птичник был, свинарник.. Да чего только не было! И дома все хозяйство немалое держали, успевали.
На заслуженный отдых Пётр Гаврилович не пошёл, оставался работать ещё лет пятнадцать. Дома у него хранится много Почётных грамот, в том числе и Министерства сельского хозяйства РФ, за многолетний добросовестный труд к 50-летию института (Донского ЗНИИСХ) Пётр Гаврилович награждён медалью «Лучший инженер», ему присвоено звание «Ветеран труда», есть и знак «Ударник одиннадцатой пятилетки».
Помнит наш герой многих своих сослуживцев, работников хозяйства. Только сетует на то, что многих из них уже нет в живых. Когда только пришёл в ОПХ, с ним начинали трудиться трактористы Степан Никитич Арбузов, Иван Никитич Юров, Николай Никитич Клименко, Пётр Григорьевич Топилин, Василий Антонович Косенко.
Он учил обращаться с техникой механизаторов Василия Фёдоровича Очеретного, Сергея Александровича Косенко, Зою Никитичну Сташевскую. Да, в ту пору частенько можно было встретить за баранкой трактора или комбайна женщину. Как вспоминает Пётр Гаврилович, тогда главным лозунгом был «Живёшь на селе — знай технику!». Не умеешь? Научим. Пётр Гаврилович преподавал теорию, а вождение — Александр Васильевич Бондаренко. Женщины учились, а потом и трудились наравне со всеми.
До сих пор в хозяйстве работали Владимир Степанович Арбузов, Валерий Георгиевич Клименко, Василий Александрович Соловьёв, Ольга Фёдоровна Шевченко, Ольга Николаевна Бородаенко, Сергей Иванович Ручкин.
Пётр Гаврилович, хоть и в преклонном возрасте, но без дела не сидит. В своём рассказе мы упоминали, что у него есть сын, Геннадий Петрович. Он в своё время закончил Зерноградский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Тоже работал механиком в Кирсановке. Сейчас фермер, своя земля у него, которая требует заботы, сил и, конечно, опыта. А у героя нашего его предостаточно.
— Получается ли? Конечно, — говорит отец. — Да куда оно денется? Будешь работать — будет и получаться.
О своей работе Пётр Гаврилович рассказывал скупо, был немногословен. Но стоило только заговорить о внуках, взгляд повеселел. У него их трое. Старший, Пётр, уже третий год учится на юриста. Геннадий — будущий медик, первокурсник. Увлекается вольной борьбой. Самая маленькая — радость в семье Савельевых, семилетняя Яна, которая пока не догадывается, что её дед всю жизнь посвятил развитию сельского хозяйства на родной земле.
А. ДЬЯКОН.