Жена слободского культработника Валерия Александровича Макаренко, Наталья, родом из г. Шахты. Говорят, поначалу она очень настойчиво пыталась уговорить мужа переехать в город, но… Сама стала хуторянкой и верной помощницей супругу в его любимой работе, ибо Валерий и хутор это единое целое.
Ещё мальчишкой он «врос» в родные места, как личинка в янтарь. Поэтому о переезде не могло быть и речи.
Со дня рождения Валерия прошло уж семь десятков лет, а с того дня, как пришёл молодым баянистом в сельский клуб хор организовывать более полувека. Быстро летит время! Его любовь к своей работе пережила и сам этот клуб более двадцати лет здание числилось аварийным, а в июле прошлого года его совсем снесли (обещают через два-три года выстроить новое). А Валерий Александрович всё равно трудится, даже в нынешних непростых условиях, конечно же, с соблюдением всех санитарных требований. Проводит то репетиции, то тренировки в школе или в клубе соседнего хутора Новоромановского. Да разве найдёшь замену такому человеку! Он ведь не просто живёт и работает, а, не побоюсь этого слова, исполняет миссию, возложенную на него судьбой.
С семи лет он “заболел” гармошкой. Как случалась в хуторе свадьба, Валерий первым бежал ко двору, откуда слышались переливы трёхрядки. На гармониста смотрел, как на Бога. И отец купил ему желанный инструмент. А потом, видя неподдельный интерес сына к музыке, приобрёл и баян. Музыкант-самоучка уже в седьмом классе стал незаменимым организатором досуга во всей школе. На переменах он играл для девчонок охотниц потанцевать польки, танго и вальсы.
У школьного друга Валерия Пети Соловьёва тем временем зарождался другой талант, коммерческий. Как-то он объявил любителям танцев, что обеспечит аккомпанемент только в том случае, если они будут приносить им с баянистом по сто граммов “театральных” конфет из буфета. И приносили! Правда, Валерию есть их было некогда пока он играл, дружок успевал оприходовать все сласти. Соловьёв действительно потом стал бизнесменом. А Валерий так и играет для людей, зачастую безвозмездно.
Валерий Александрович начал трудовую деятельность в 1969 году, совмещая должности совхозного инструктора по спорту и баяниста в сельском клубе. Он сразу поставил для себя нешуточную задачу создать лучший в районе казачий хор. Благо, хорошо знал хуторян, выходцев из старинных казачьих семей, которые прекрасно помнили донской народный выговор, песни, что слышали от своих предков. При этом молодой культработник понимал, что для достижения цели у него самого знаний недостаточно. Одно дело подобрать на слух мелодию на баяне, другое добиться красивого звучания многоголосного хора. Надо было знать не только песни, но и особенности фольклорного вокала, основы дирижирования и ещё много чего, что составляет искусство настоящего хормейстера. Надо было учиться.
Озаботились образованием сына и его родители. Анна Ивановна, мама Валерия, решила действовать по своему хуторскому разумению и простоте душевной. Однажды с утра пораньше, ничего не сказав домашним, она зарубила гусака и повезла мясо в район, главному начальнику по культуре. “Надо выхлопотать сыночку направление на учёбу”, решила она. Заведующая отделом культуры Семикаракорского райисполкома Нина Алексеевна Мигулина, Царствие ей небесное, долго смеялась, приняв в своём кабинете такую посетительницу. А направление на учёбу в областной Дом народного творчества, естественно, оформила.
Там Валерий Александрович получил свою первую специальность руководитель народного хора.
И слободской казачий певческий коллектив стал-таки знаменитым. На районных смотрах художественной самодеятельности ему не было равных. Выделялся тем, что исполнял не только народные казачьи песни (их обычно поют все такие же коллективы), но и оригинальные, никому не знакомые. Откуда брали репертуар? Да Валерий же и сочинял. Пожалуй, неожиданно и для него самого он открыл в себе способность писать стихи и музыку. Надо, значит, надо. А когда слава о хуторском хоре ушла за границы района, ростовские кинодокументалисты сняли о нём фильм. Голосистые казаки и казачки из Слободского и Новоромановского стали главными действующими лицами этой ленты.
Работа стала для Валерия Александровича образом жизни. А иначе и не могло быть, если человек чувствует призвание к культурнопросветительской деятельности. В 1976 году он стал заведующим клубом. И работы стало больше, и ответственность возросла. Это удивительно, но Валерия хватало на всё. Кроме культурно-массовой работы, он вёл в своём хуторе спортивные кружки, тренировал футбольные команды детскую и взрослую. Хватало времени и на депутатские дела, и на семью, и на учёбу. Считай, всю жизнь учился, правда, как говорят, без отрыва от производства.
Хормейстер это была первая специальность. Потом он ещё два раза был студентом: на режиссёрском отделении Ростовского культурнопросветительского училища и в Санкт-Петербургском институте культуры. С новыми знаниями ему хотелось пробовать себя в разных жанрах. Организовал драматический кружок и кукольный театр “Сказочка”, который через какое-то время получил звание народного. Некоторые драматические и кукольные спектакли хуторяне вспоминают до сих пор.
Я познакомилась с Валерием как с коллегой в конце семидесятых прошлого века, когда после окончания Краснодарского института культуры приехала работать в родной район, и меня сразу назначили заведовать районным отделом культуры. Получается, что В.А. Макаренко стал моим подчинённым. Но я никак не могла воспринимать его в этом качестве. Могу назвать его не иначе как соратником в бесконечном многообразии больших и малых культпросветских дел. Он всегда поможет, всегда выручит. И стал настолько своим родным человеком, что я начала обращаться к нему не иначе, как “братка”, вспомнив традицию старинных казачьих семей. С браткой наши коллективы одерживали победы в десятках различных конкурсов.
Раньше было принято проводить ведомственные областные смотры художественной самодеятельности. Учителя, медики, аптекари, милиционеры, рыбаки и другие сначала соревновались на межрайонных концертах, потом победители выступали с лучшими номерами на заключительном смотре в Ростове. Конечно, чтобы очаровать жюри, нужна была оригинальность в подаче материала. А это значит, что заранее следовало написать сценарий, отрепетировать его с исполнителями. И тогда, очень часто, звали в помощники Валерия Макаренко.
Помню, как он “вывел” на первое место в области работников нашего пенсионного фонда и районного отдела внутренних дел. Со служащими РОВД мне тоже пришлось выходить на сцену (тогда мой супруг работал в милиции, и членам семей разрешалось на смотре выступать за их команду). Правда, аккомпаниатора взяли со стороны, подобрали ему милицейскую форму. Вы уже поняли, что с баяном выходил с нами именно Валерий. Вся наша команда браво чеканила Валерины слова, накануне написанные им на популярнейшую тогда мелодию из советского сериала “Следствие ведут знатоки”:
Городок у нас, конечно, небольшой,
Но в него мы влюблены своей душой,
И поэтому не нужен нам чужой
Чудный край заморский.
Мы дружны, а это значит, мы поём,
Это значит, что неплохо мы живём
В Семикаракорске!
И жюри ничего не оставалось делать, как присудить нам высшие баллы.
Ещё вспомнилось. В конце семидесятых область проводила пятый съезд работников культуры. Собрали мы в районе делегацию из лучших клубных и библиотечных кадров (Валерий, естественно, был среди них), в назначенный час сели в автоклуб и с хорошим настроением тронулись в путь. Вдруг кто-то озадачился: а какими же словами мы поприветствуем съезд? И все с немым вопросом и надеждой посмотрели на Валерия. Тут же в автобусе и отрепетировали. А когда грянули это в гулком фойе драм-театра, вся разноголосая масса собравшихся притихла, повернувшись в нашу сторону.
С душой открытой и хорошей песней В театре Горького, в столице Дона! Мы делегаты лучшей из профессий От Семикаракорского района! И далее: Задачи, планы будут хороши С мажорным ладом жизни партитуры. Приветствуем тебя от всей души, Наш пятый съезд работников культуры!
А потом ещё и “кричалку” добавили: “Есть ещё “порох” в Семикаракорах!”. В общем, впечатление произвели неизгладимое. По возвращении позвонил мне тогдашний председатель райисполкома Тимофей Ильич Ильинов и спросил: “Про какой это вы там порох на съезде сообщили?”. С юмором, конечно.
Трудно представить, сколько сценариев для концертов, тематических вечеров, агитбригадных программ, сколько приветствий, поздравлений с юбилеями и свадьбами, а также стихов и песен написал за свои 52 года работы в сельском ДК Валерий Макаренко. И всё это о родных местах, о земляках и для земляков. Услышала я случайно, что почти все свои тексты и ноты он хранит в домашнем архиве. Вот бы книжкупособие для молодых культработников издать! Цены бы ей не было. Так ведь без спонсоров дело такое неподъёмное. Есть в том архиве и два гимна: юных футболистов Семикаракорской спортивной школы и юных закруткинцев членов детской районной организации имени В.А. Закруткина. Там же, видно, сложены многочисленные Почётные грамоты, благодарственные письма, удостоверения. Получил он их от министерства культуры области, от глав района, от руководства по спорту, от казаков, от районной газеты, которая в 2006 году удостоила его звания “Человек года” за личный вклад в развитие культуры. Хорошо помню, когда мы работали вместе, ему было присвоено звание “Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества”, а ещё он стал лауреатом фестиваля народного творчества СССР.
Мало кто помнит, что у Валерия Александровича столько наград и званий, потому что он не кичится ими, а продолжает работать и работать. Для меня Валерий это образец патриота своей малой родины, человека обязательного и добросовестнейшего. И мне кажется, я догадываюсь, где берут начало лучшие качества его натуры. Помните образ Отца в легендарном рассказе Закруткина “Подсолнух”? Очень походит этот литературный герой на Александра Григорьевича Макаренко, Валериного отца. Высокий, суровый, как все чабаны в винцераде (плащ из брезента, ред.).
Однажды он предстал передо мной именно в таком виде. И при особенных обстоятельствах. До сих пор не знаю, каким образом (не исключаю, что всю ночь шёл пешком) по жесточайшему гололёду он добрался от Слободского до райцентра, чтобы вовремя отдать мне деньги. Эти деньги я, в свою очередь, одолжила на два дня у заезжих циркачей, чтобы выкупить в нашем райпо мотоцикл для Валерия. Ведь знала, как долго он копил на него, стоял в очереди, как мечтал сесть на “железного коня”. И невозможно было допустить, чтобы этот “конь” ушёл к другому.
Конечно же, родители своим примером научили сына быть верным долгу. И верным земле, которая вскормила. Опять же, это так созвучно духу творчества Закруткина, того самого “дяденьки в золотых очках” из “Подсолнуха”, который подарил пятилетнему подпаску Валерке щенка и пачку печенья. Как раз в тот период, когда писатель обдумывал замысел своего рассказа, он проезжал по степи у хутора Мостовского, где Макаренко, отец с сынишкой, пасли отару. Не мог не остановиться писатель, увидев человека, похожего на своего будущего героя. Вот так порой пересекаются пути-дороги в нашей жизни.
Став культработником, Валерий, конечно, не раз встречался с Виталием Александровичем. А тот, на удивление, помнил их давнишнюю встречу! И закруткинская тема заняла не последнее место в песенном творчестве Макаренко. В популярнейшей до сих пор среди культработников песне о Семикаракорах (а впервые она прозвучала на смотре в 1972 году) есть такой куплет:
Пусть гордится Дон и Маныч лесом, бережком, лужком, Сам Закруткин Виталь Саныч исходил наш край пешком. А раздолье-то какое! Сосчитать ли в небе звёзд? Это Семикаракоры, город Семикаракорск!
Ну а слободской певческий коллектив “Цвет лазоревый” ежегодно, начиная с 1985-го, поёт на фестивале “Закруткинская весна” в станице Кочетовской “коронную” Валерину песню:
“...Кочетовской станицы майдан,
А народу-то, мать честна!
Этот день нам не даром дан
Здесь “Закруткинская весна”!...
Мечтает ли о чём-либо Валерий Александрович?
Думаю, больше всего о том счастливом моменте, когда выйдет с баяном на сцену нового хуторского Дома культуры и споёт идущие из самого сердца слова:
...Деревенская сторона -
Дорогой мой любимый край -
Верен я, а ты мне верна.
Вот об этом, баян, сыграй...
А ему обязательно подпоют ветераны слободского казачьего хора.