КОМНАТА-ДОКТОР
В последнее время словосочетание «инклюзивное образование» все время на слуху. Об инклюзии говорят по телевизору, пишут газеты. Ясно, что тема актуальная. Но что это такое? О каком образовании идет речь, и почему оно так важно?
Инклюзивное образование подразумевает его доступность для всех детей, даже тех, кто по состоянию здоровья не может обучаться наравне со сверстниками.
— Каждый ребенок, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных, культурно-эстетических и других особенностей, имеет право на получение общего образования, — пояснила нам Е.А. Турик, заведующий отделом образования администрации Семикаракорского района. — Чтобы дети-инвалиды могли это право реализовать, в школах для них должны быть созданы особые условия. Сегодня детям с ограниченными возможностями здоровья совсем не обязательно учиться в специальных образовательных учреждениях. При желании многие из них могут посещать обычные школы вместе со сверстниками по месту жительства. Это позволит обеспечить их постоянное общение с ровесниками и будет способствовать эффективному решению проблем социализации детей. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе определение формы и степени его инклюзии (включения) в образовательную среду, решается психолого-медико-педагогическими комиссиями с непосредственным участием его родителей. При этом в первую очередь учитываются потребности ученика, особенности его развития и возможности.
Семикаракорская школа № 2 стала первой в нашем районе, где был сделан значительный шаг вперед на пути развития инклюзивного образования. Став участником федеральной программы «Доступная среда», это образовательное учреждение получило в 2013 году средства для создания доступной среды детям с ограниченными возможностями здоровья. Как рассказала нам директор Н.И. Гердт, из федерального, областного и районного бюджетов школе было выделено в общей сложности 2 млн 302 тыс. рублей. На эти средства в здании был построен пандус, заменены входные двери, с двух сторон сделаны широкие калитки, оборудованы туалетная и сенсорная комнаты.
Если большинство преобразований понятно (ясно, что и пандус, и широкие калитки, двери нужны для удобства инвалидов-колясочников), то сенсорная комната — что-то невиданное. О чем речь? Что за комната такая, зачем она нужна детям с ограниченными возможностями здоровья, как может помочь в их реабилитации? В поиске ответов на все эти вопросы мы отправились в СОШ № 2, где Н.И. Гердт провела для нас настоящую экскурсию и все объяснила.
— В нашей школе обучаются 22 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — рассказала она. — И сенсорная комната нужна для того, чтобы они могли не только учиться, но и проходить реабилитационные процедуры. Какие? Можно долго объяснять на словах, проще один раз увидеть.
Вслед за Надеждой Ивановной мы прошли по школьным коридорам и остановились перед обыкновенной дверью в класс. Но когда переступили порог, поняли — все обычное осталось за стеной. В просторной комнате с плотно зашторенными окнами не было ни парт, ни обычных стульев. На полу — паласы, мягкие пуфы—трансформеры, справа от двери висит огромная боксерская груша. Но дети редко ею пользуются по назначению, наоборот, любят, обхватив руками и ногами, покачаться на ней. За грушей, в углу — большой бассейн, наполненный пластиковыми шариками. В нем можно кувыркаться, барахтаться, просто лежать на спине. А потом выбраться и пройтись босиком по сенсорной тропинке к специальному коврику, на котором микроскопические переливающиеся мягким светом лампочки создают картину звездного неба. По нему так приятно водить руками: ты гладишь «звезды», а они, аккуратно покалывая, массируют твои ладошки.
На стене над «небом» — светящийся то ли дождь, то ли водопад: в тонких гибких пластиковых трубочках плавают воздушные пузырьки. Можно прижаться к стене, спрятавшись за этим «водопадом», можно заплетать его «струи» в косички или просто перебирать их руками. При этом в комнате царит полумрак, под потолком медленно кружится зеркальный шар, рассеивающий по помещению сотни маленьких «солнечных зайчиков». Здесь так спокойно, так уютно, прохладно…
Нам сразу стало понятно, для чего нужна эта комната. Она умиротворяет, с головой окунает в покой, дарит радость. В школе ее так и прозвали — «комната радости».
С детьми здесь работает психолог Марина Александровна Артемова. Она объяснила нам, что в сенсорной комнате можно снять эмоциональное и мышечное напряжение (вот для чего мягкий свет, «сухой» бассейн, все эти дорожки, коврики, пуфики вместо стульев и диванов), стимулировать двигательную активность, развивать и даже восстанавливать зрительно-моторную координацию, управлять вниманием, повышать психический тонус (этому очень способствует вся обстановка, стимулирующая положительные реакции ребенка), развивать воображение и творческие способности детей, корректировать психоэмоциональные состояния.
— Сенсорная комната — это среда, насыщенная звуковыми, зрительными, тактильными стимуляторами, — говорит психолог. — Занятия здесь полезны всем — и взрослым, и детям. А уж для ребят с ограниченными возможностями здоровья ее значение сложно переоценить.
— Меня в первую очередь интересует, как мой ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, будет восстанавливать силы после уроков, — делится впечатлениями И.А. Кундрюкова, мама ученицы СОШ № 2. — Очень хорошо, что теперь в школе есть сенсорная комната. Психолог ознакомила нас с ней, объяснила, как ребенок, отдыхая и выполняя интересные нестандартные задания, одновременно развивается и снимает усталость, эмоционально разгружается. Дочка с восторгом рассказывает о том, как интересно проходят занятия, сколько разных упражнений она уже умеет выполнять. Я очень рада, что благодаря сенсорной комнате мой ребенок развивается и приводит в порядок свое физическое и психическое здоровье.
У М.А. Артемовой несколько групп подопечных, с которыми она занимается в разное время: ребята из «группы риска»; ученики, обучающиеся на дому; дети-инвалиды и ребята с задержкой в развитии. Для каждой из этих групп разработана особая программа. Особо ценны занятия в сенсорной комнате для детишек, вынужденных по состоянию здоровья обучаться дома.
— Представляете, ребенок все время дома, круг его общения очень ограничен, — объясняет Марина Александровна. — И тут появилось такое яркое пятно в его жизни. Дети приходят сюда вместе с родителями, и я вижу, что наши занятия оказывают положительное влияние не только на ребят, но и на их родных. Видно по глазам родителей, как это важно для них, как они радуются, глядя, как преображаются здесь их дети.
Для того, чтобы занятия были более яркими, школа приобрела для сенсорной комнаты интерактивное оборудование — доску и стол. И уроков тут нет в привычном смысле этого слова, потому что любой ответ на любой вопрос здесь признается правильным. Поэтому сюда так любят ходить ученики, которых принято называть обычными. Они и учатся хорошо, и проблем со здоровьем у них особых нет, но атмосфера «комнаты-доктора» манит сюда детей, как магнит. Мы сфотографировали нескольких учениц, которые прибежали сюда на переменке и с удовольствием рассказали нам, что любят здесь бывать. Хорошо сказала одна из девочек:
— Мы заходим сюда поднять настроение, успокоиться. Здесь можно окунуться в покой, расслабиться, отдохнуть от уроков. Не так, как многие это делают — на кровати, а с пользой.
— Время проведения занятий в сенсорной комнате устанавливается в зависимости от возраста и физических особенностей учащихся, — рассказывает Н.И. Гердт. — Первоклассникам достаточно 20-25 минут, ребятам старших классов — 40. Педагоги тоже могут посещать ее, для них сеансы длятся 25-45 минут. Поскольку занятия здесь проводятся по индивидуальному коррекционно-развивающему плану, они могут проходить не только до или после уроков, но и во время них. Например, когда все ученики класса отправляются на физкультуру, ребенок с ограниченными возможностями здоровья может посетить «комнату-доктор». По большому счету она — усовершенствованный вариант кабинета психологической разгрузки, в котором созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности. Чтобы полноценно работать здесь, педагог-психолог М.А. Артемова прошла курсы усовершенствования по программе «Доступная среда».
На базе СОШ № 2 в этом году провели районный семинар для школьных психологов, показали сенсорную комнату, рассказали о ее возможностях и наверняка многие коллеги позавидовали М.А. Артемовой. Было бы просто замечательно, если бы такие уголки радости появились в каждой школе.
Н. БИЛЕЦКАЯ.
Фото А. ДЬЯКОН.