Есть в Золотаревке небольшой ухоженный домик, утопающий в цветах и зелени. Чистота и порядок во дворе вызывают уважение к его хозяйкам — бывшей учительнице местной школы Марии Ивановне Гудиной и ее дочери Вере Ивановне Терещенко.
…Приехала в хутор Мария Ивановна в военные годы. В местной школе, которая располагалась тогда в пяти деревянных хатках, обучала грамоте золотаревских малышей. Потом стала преподавать русский язык и литературу старшеклассникам. Для многих из них добрая, миловидная учительница стала настоящим другом, к которому ребята обращались по любому поводу. Для каждого преподаватель находила ласковое слово, умела успокоить, ободрить, дать совет. Особенно привязались к Марии Ивановне дети, которых она обучала с первого класса по восьмой. Среди них была и дочь педагога Вера. Окончив школу, ребята часто встречались с бывшей учительницей. А недавно они поздравили Марию Ивановну с девяностолетним юбилеем.
«В воскресный день, спустя 45 лет со дня окончания школы, пришли ко мне мои «первоклассники», нарядные, с цветами и тортом, — радостно рассказывает бывшая учительница. — Построились в ряд у двери и хором закричали: «Поздравляем, Марь Иванна! С Днем Рождения!» А бывшие ученики из х. Павлова И. Сидоренко и А. Щербин подарили мне замечательный букет роз. Смотрела я на своих гостей и удивлялась, как быстро время летит! Казалось, совсем недавно встретила их на школьном пороге малышами, а теперь передо мной — бабушки и дедушки».
Бывшие ученики Н. Топорова, В. Найденова, Н. Носуля, Е. Харьковец, В. Николаева, Т. Серпионова, Т. Бабак, Е. Момотова, В. Тращенко, В. Лютов, Н. Чепурнов, В. Рябущенко подготовили и прочли для любимой учительницы поздравление в стихах. Благодарили наставницу за ее мудрость, труд, терпение, и у многих голос дрожал от волнения.
«Однажды провожала нас Мария Ивановна после уроков и наказывала: Лариса Шкодина, Лена Алейникова и Тамара Алехина, вам по пути, вот и идите домой вместе, — вспоминала на встрече Тамара Ивановна Бабак. — С той поры мы и в школу втроем бегали, и домой вместе возвращались, подружились и пронесли это светлое чувство через всю жизнь».
«А я благодарна Марии Ивановне за то, что она быстро научила меня, левшу, писать правой рукой, — говорила бывшая ученица Татьяна Прохорова (ныне Т. Серпионова). — Да так ловко у меня получалось выводить крючочки и буквочки, будто я изначально была правшой».
За чашкой чая, в благоухающем саду учительницы, её гости будто возвратились в школьные годы. И вспомнилось «мальчишкам», как бегали на перемене к большому тополю выгонять пчел из дупла. дупло палку и расшевелить пчелиную семью. Так и поступили. Рассерженные насекомые набросились на ребят! Испуганные и искусанные, дети бежали в школу, к любимой наставнице. Она жалела проказников, учила уму-разуму.
«Девочки» на встрече рассказывали о том, что любили дома играть «в школу». Заметив на уроках ухоженные руки своей учительницы, пудрили ладони, надевали белые кофты и говорили: будем сегодня Марь Иванной!
И бывшая учительница многое вспоминала о школьной жизни, о том, каким был хутор в прежние времена. «Мы, преподаватели тех лет, знали только дом и школу, — рассказывала Мария Ивановна. — Не было у нас времени на развлечения, на экскурсии, в цирк, в музыкальный театр ездили очень редко, всем коллективом. Он был дружным, сплоченным. Недаром говорят, что трудности сближают людей. Тяжелые это были годы, голодные. Кто-то завтракал, а у кого-то целый день и маковой росинки не было во рту. Ребятам трудно было усваивать новый материал, когда все мысли только о еде. На педсоветах я предлагала: давайте неуспевающим вместо двоек писать «прослушал». Директор понимающе относился к трудностям ребят, разрешал ставить им тройки. Но были такие школьники, которые занимались добросовестно и в тех суровых условиях. К примеру, мой ученик Коля Яковлев. Растила его мать, отец погиб на фронте. Мальчишка стремился к знаниям, учился очень упорно. Когда поступил в институт, подрабатывал грузчиком. Помогал матери. Окончил ВУЗ, стал инженером».
Помнит Мария Ивановна, как встретила она в Золотаревке День Победы. «Не было тогда у хуторян ни радио, ни телевизоров, лишь репродуктор висел на столбе, напротив школы, — говорила бывшая учительница. — Ранним утром прибежали ко мне домой старшеклассницы. Смеялись, радовались. «Скорей, Марь Иванна, в школу, война закончилась, митинг будет», — звали они. Директор учебного заведения П.Н. Доценко поручил мне сплести два больших венка. А из чего? Забрались мы с учениками в лодку, поплыли через Лопатину, а она тогда была широкой, полноводной. На другом берегу
раскинулись пышные сады из фруктовых деревьев, поляны душистых полевых цветов. Набрали мы с ребятами тюльпанов, ромашек, пахучих трав. Сплели венки. Вернулись в хутор, а золотаревцы уже собрались у репродуктора. Все женщины и большинство мужчин рыдали. Кто-то от счастья, что враг разбит, кто-то от боли потери родных. Возложили мы с ребятами венки на могилу солдатам. Пошла я домой, а навстречу мой сынишка пятилетний бежит. «Мама, мама, война закончилась!» — кричит. Но нам с сыном некого было встречать с фронта: наш муж и отец погиб в боях под Москвой.
В послевоенные годы Мария Ивановна много трудилась в школе. Учителей не хватало, и ей наряду со своим предметом приходилось преподавать и математику, и домоводство. Вела литературный, драматический, хоровой кружки. «А помните, как мы ездили на смотр художественной самодеятельности в Семикаракоры, в Дом культуры?, — воскликнули бывшие ученики. — Правление колхоза распорядилось выдать нам бричку, быков. Накосили мы травы полную тележку, усадили Марь Иванну, забрались сами и отправились в путь. Чтобы ехать было веселее, придумали инсценировать свадьбу. Нарядили невесту, жениха. С песнями, шутками, прибаутками к вечеру прибыли в район. На следующий день выступили на смотре и заняли второе место».
«А как мы с Марь Иванной готовились к Новому Году, помните? , — продолжили беседу бывшие ученицы. — Разучивали танцы, придумывали новые концертные номера. А какие замечательные костюмы мы кроили из тюля, из картона мастерили короны! Аня Нефедова была Снежной королевой, Лариса Зощак — Царевной-лебедь».
«У меня никогда не было такого красивого зеленого штапельного платья, какое сшила мне Мария Ивановна к карнавалу цветов», — вспоминала на встрече Елена Алейникова (ныне Е.Момотова).
Много благодарностей, теплых, искренних слов услышала в свой юбилей виновница торжества и по телефону. Звонили коллеги, бывшие ученики из Америки, Германии, Ростова, Волжска, Саратова, Азова, Волгодонска и других городов. Одна из учениц сказала: «Мария Ивановна, Вы, наверное, богоугодница. Ваш девяностолетний юбилей выдался в воскресенье, на День Святой Троицы, совпал с Днем России».
Выпускники Марии Ивановны нашли свое место в жизни, стали успешными. К примеру, Вячеслав Михайлович Кузнецов сейчас генерала. Свою учительницу не забывает, ежегодно навещает. Зачастую приезжает на светлый праздник Пасхи.
И своих детей учительница воспитала достойными, уважаемыми людьми. Сын Марии Ивановны — Виктор Григорьевич Шуляк — профессор, директор научно-исследовательского Центра юга России. Дочь — Вера Ивановна Терещенко — окончила Новочеркасский политехнический институт. Вместе с мужем, кадровым офицером, ездила по гарнизонам. Потом обосновались в Семикаракорске, где Вера Ивановна трудилась в Центре социального обслуживания. Позднее заведовала 16-ым отделением ЦСО при администрации Золотаревского сельского поселения. Дети Марии Ивановны — поддержка и опора своей матери. Они всегда вмести и в трудные, и в радостные моменты.
… Задувая свечи на праздничном торте, именинница загадала желание: непременно встретиться со своими учениками вновь, вспомнить чудесные школьные годы, пору детских шалостей, первых неудач ребят, их робких «шагов» к успехам. «Спасибо вам мои дорогие, — растроганно говорила она, — вы мне сегодня молодость подарили. Будто я вернулась в свои 35».
Уходя, улыбающиеся, умиротворенные выпускники желали бывшей учительнице долгих лет жизни.
Ю. ХУДЯКОВА.