Теперь я знаю больше
С чем сталкивается человек, по воле обстоятельств ставший инвалидом? Какие главные проблемы он должен решить? Тема эта актуальна для любого, кто имеет ограниченные физические возможности, ещё хуже — неподвижен. Человек, получивший серьезную травму, сразу же попадает в зависимость от многих «мелочей», которых здоровый даже не замечает. Как одеться, принять пищу? Как найти работу, если тебя считают «комнатным специалистом»?
Семикаракорцу Валерию Гусарову 39 лет. Детство и юность прошли, как у всех, ничего особенного — школа, занятия спортом, армия, любимая девушка, ставшая женой, двое очаровательных детей, друзья, работа. В 25 лет ему казалось, что все в жизни замечательно, легко и просто.
Беда пришла неожиданно. Летним жарким днем Валерий, купаясь, неудачно нырнул. В результате — перелом позвоночника, несколько недель существования между жизнью и смертью, больницы, болезненные процедуры, а в итоге — долгие годы в кресле-коляске. Врачи сулили ему полную неподвижность. Однажды кто-то из докторов, подбадривая, сказал: «Имей мужество жить, умереть-то любой может!»
И жил, приспосабливался, непослушными руками поднимал вес, делая упражнения на укрепление мышц, каждый день работал над собой.
— Знаете, не так страшна физическая боль, как душевные переживания, — признается Валерий. — Когда человек здоров и полон сил, у него есть друзья, жена, дети. А в болезни и немощи многие, даже близкие люди, не выдерживают. Нет, я никого не виню, просто так получается. Я долго шел к пониманию, что моя инвалидность — это не обделенность судьбой, это, скорее, образ жизни, но сама жизнь при этом может быть очень интересной — мне и другим.
Всю заботу о единственном сыне-инвалиде взяла на себя мать Валерия — Людмила Ивановна. Она не только для него стала надежной опорой, но и внуков Марину и Диму помогла воспитать.
— В первое время, — рассказывает Валерий, — спасали чтение, телевизор, да ещё радиоприемник, с ним не расставался. Потом все наскучило, я не желал осознавать себя безнадежным инвалидом, не ждал сочувствия, появилось стремление развивать свои возможности. Решил попробовать себя в творчестве, изменить судьбу к лучшему. Самостоятельно освоил азы компьютерной грамотности, постепенно достиг профессиональных высот. Теперь умею обрабатывать в специальной программе черно-белые фотографии, делая их цветными, оцифровываю изображение и звук с видео- и аудиокассет, монтирую свадебные клипы со спецэффектами. Это занятие приносит хоть и нестабильный, но все-таки заработок, а главное, возвращает возможность общаться, быть полезным обществу.
В клипах и фильмах, оформленных Валерием, над героями взмывают бабочки, по мановению «волшебной палочки» «расцветают» розы, а женихи для своих невест «снимают звезды» с неба. Создания спецэффектов на видео — дело кропотливое, требует времени, мастерства и фантазии, но результат выходит замечательный.
На стенах комнаты, где живет Валерий, — портреты любимых дочки и сына, а еще календарь с отмеченными на нем днями рождений самых близких людей, да Казанская икона Божьей матери-заступницы страждущих.
— Я не пессимист, не нытик, я, как та лягушка в молоке, что барахтаясь, все же пытается сбить масло и вылезти наружу, но, наверное, молоко нынче не то — разбавленное, — горько шутит наш собеседник.
Глядя на этого человека, понимаешь, только великая боль приводит дух человеческий к настоящей свободе; только она позволяет нам достигнуть потаенных глубин души, — и тот, для кого она была почти смертельна, с гордостью может сказать о себе: «Я знаю о жизни больше…»
Герою нашего повествования многое пришлось перенести: несчастный случай, навсегда приковавший его к инвалидному креслу, полунищенское существование на пособие, предательство друзей… И, тем не менее, он жив, не отчаялся, нашел себя в творчестве, перед ним открыт весь мир, не тот, что виден из окна его комнаты, но богатый внутренний мир его души.
Н. ЛОБЫНЦЕВА.