подписка

ПО СЛЕДАМ ИСЧЕЗНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

24 января 2014 | Комментарии к записи ПО СЛЕДАМ ИСЧЕЗНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ отключены

  История Дона

дон осен2Скажу откровенно — год 2013-й не был удачным для поисков и, соответственно, археологических открытий. Сказались и недостаток финансирования исследований, которые проводили ранее московские ученые, (ныне они к нам не приезжали), и дождливая осенняя погода. А ведь осень — наиболее подходящее время для археологических разведок: трава ложится, и поверхность земли становится доступной для осмотра, солнце светит косыми лучами, которые делают эту поверхность рельефной, тишина и покой создают подходящее настроение.

Но, как обычно пишут в официальных документах, «несмотря на неблагоприятные погодные условия», некоторых положительных результатов всё же удалось добиться.

поселение Жуков 2 001 - копияпоселение Жуков 001

Находки орудий труда древнего каменного века на Дону, особенно у нас на левобережье, очень редки. Зато свидетельств жизни и деятельности людей более поздних времен, по археологической периодизации истории человечества — меднокаменного (энеолит), бронзового и раннего железного веков, — много, на данный момент только в Семикаракорском районе известно 34 древних поселения. Наличие обильного количества археологического материала — это результат интенсивной кочевой жизни народов, живших в донском краю вплоть до средневековья, чьё существование во многом известно благодаря археологам, поскольку письменных сведений о них нет либо таких исторических документов крайне мало.

В 2013 году на территории нашего района и возле его нынешних административных границ были обнаружены три новых поселения из числа распространенных. На официальном языке их называют срубно-салтовскими поселениями. Первоначально эти места заселялись в конце бронзового века (примерно с XV по X века до н.э., то есть 3-3,5 тысячи лет назад) народом, который сейчас в археологической науке называют «срубниками». Своих умерших сородичей они хоронили в срубах – прямоугольных ямах, обложенных бревнами или камнями и перекрытых сверху подобием крыши.

Основным занятием этих людей было кочевое скотоводство. Вслед за своим скотом они передвигались с одного пастбища на другое. Весной степняки со своими стадами возвращались на прежние места, и в этом смысле «срубники» не являлись полностью кочевниками, так как были «привязаны» к определенной территории. А на удобных местах возникали их стационарные поселения – «летовки» и «зимовки», следы которых обнаруживаются и сейчас.

О народе том нет ни единого слова в письменных источниках, хотя считается, что на финальном этапе (в X-VIII веках до н.э.) люди срубной культуры могут соответствовать киммерийцам, о которых уже пишут Геродот и другие древние историки.

На местах этих же поселений, но гораздо позже, в VIII-X веках уже нашей эры, то есть тысячу лет назад, устраивали свои поселения такого же вида другие кочевники – поздние. В тот период на наших территориях господствовал Хазарский каганат, и таковыми кочевниками могут быть хазары, аланы, булгары, составлявшие основное население государства, в археологии их называют «салтовцами» – по названию места, где исследователи впервые открыли эту культуру (в верховьях Северского Донца, у современного села Верхний Салтов Харьковской области Украины).

Располагали они свои поселения на тех же местах, что и «срубники», потому что занимались такой же деятельностью – кочевым скотоводством и, соответственно, многое повторяется – места расположения поселений, образ жизни и мышления, шкала жизненных ценностей.

В местах кочевий «срубников» жили новые поколения людей. На тех землях откладывался второй — верхний, более поздний культурный слой из предметов, которыми пользовались «салтовцы» — жители Хазарии. Поселение получается двухслойным и называется срубно-салтовским.

Три таких места и были обнаружены в прошлом году. Одно из них – ярко выраженное, то есть представлено большим количеством археологического материала и занимает огромную по тем временам площадь (примерно 500х200 м). Располагается на административной границе между Семикаракорским и Константиновским районами. Большую помощь в его обследовании оказал Г.П. Ярыженский.

Поселение находится в 4,5 км от Константиновска и в 3,5 км от хутора Жукова — на плоской возвышенности, между руслами мелкой речки Черная и ерика Кривой (местное название — Кабарда). По словам местных жителей, ранее здесь пролегала дорога между хутором Вислым и станицей Константиновской.

«Срубники» оставили огромное количество обломков керамики – несколько тысяч. Сосуды были просты в изготовлении и примитивны на вид. Это в основном кухонная посуда, в которой готовили пищу. По форме чаще всего встречаются «банки» – лепные сосуды с плоским дном и зауженным верхом. Представлена и еще более простая форма – «стопка», когда верхняя часть не зауживается. Реже встречаются горшки – сосуды с формованной верхней частью, венчиком.

Поверхность у всей посуды (напомню — мы имеем дело с обломками) пятнистая – коричневая, охристая, серая, черная, что свидетельствует о примитивном обжиге керамических изделий в обычном костре. Керамика эта, безусловно, местного производства. Такую посуду кочевникам не имело смысла ни импортировать, ни даже возить с собой.

В классической версии считается, что плохих глин нет совсем, надо только знать – для чего и как их использовать. Бог сотворил первого человека, Адама, из такой глины – на иврите слово «адама» означает «красная земля». Это как раз терракотовая глина. Но срубная керамика, как уже сказано, безусловно, местная, и при желании ЗАО «Аксинья» может свою родословную возводить к ней.

На срубной керамике отсутствуют украшения – орнамент, налепы и т.п., редко встречаются процарапки, вдавления. Посуда составляет резкий контраст со своими предшественниками – сосудами энеолита и среднего бронзового века, украшенными многообразным орнаментом и сложными композициями.

Это явный регресс в керамике – и в эстетике, и в технологии, но он связан с образом жизни «срубников». Кочевнику не нужны дорогие, хрупкие сосуды, их заменяли емкости из кожи и внутренних органов животных — бурдюки и другие. И у него были другие приоритеты – богато украшенные уздечка, красивый пояс…

В бронзовом веке металл был дорог, люди продолжали широко использовать орудия из кремня. Такие во множестве обнаружены на поселении – 47 каменных отщепов с обработкой края. Эти скребки, видимо, служили для выделки кожи: край кремня нарочно притупляли, чтобы не порезать или не разорвать обрабатываемые шкуры.

Кремниевые орудия труда каменного и бронзового века, несмотря на одинаковые назначение и материал, очень различаются. Мастер каменного века, приступая к изготовлению орудия, откалывая отщеп от желвака, уже знал, какое орудие будет делать, и задавал камню нужную форму. Затем множеством мелких операций (отжимов и сколов) доводил до совершенных пропорций, симметрий, качества поверхности. Современные исследователи считают, что для изготовления наконечника средних размеров древний мастер делал около 2600 таких сколов. Вот почему изделия каменного века поражают своей эстетикой.

Сознание первобытных людей считают синкретичным, когда эстетические, религиозные и функциональные моменты неразделимы. В бронзовом же веке превалировала функциональность: откалывали отщеп, какой получится, и затем разными приемами (в том числе прокаливанием на огне) создавали орудия, пригодные для использования, эстетика при этом не учитывалась.

К временам срубной культуры относится и большая часть курганов в нашей степи. Они овальные, вытянутые с востока на запад (их называют «длинные»), имеют линейное расположение и находятся на водоразделах. Раньше возле курганов пролегали древние дороги – «срубники» хоронили покойников на путях своих миграций.

Курганы других народов заметно отличаются от сделанных «срубниками»: ранние насыпи – больших размеров и высоты с крутым северным склоном; скифские курганы располагаются группами. Сейчас все они в основном имеют другой вид – нивелированы и изменены в результате хозяйственной деятельности людей.

Керамика другого народа, салтовская, представлена двумя типами. Первая группа – это обломки импортной тарной керамики (красные и оранжевые амфоры и пифосы из Причерноморья). В названных сосудах завозили в наши края масло и вино в обмен на скот и то, что с ним связано. Эта керамика изготавливалась в греческих мастерских и очень похожа на античную, но в деталях существенно отличается.

Вторая группа салтовской керамики – местного изготовления. Это, как и у «срубников», кухонная посуда – та, в которой готовили пищу, лепные горшки с яйцевидным туловом и формованным венчиком. Она часто украшена орнаментом – параллельными горизонтальными линиями по всей поверхности или зонами (поясами).

К кухонной относится и специфическая салтовская посуда, которой нет у других культур – котлы с внутренними «ушками», когда внутри сосуда делались налепы из глины с отверстиями — «ушки», затем в них продевалась веревка – котел подвешивался над очагом, но веревка не обгорала.

Названия археологическим объектам принято давать по ближайшим географическим объектам, уже имеющим наименования и отмеченным на карте, чаще всего это населенные пункты. Вот и найденный срубно-салтовский археологический памятник стали называть «поселение Жуков» – по наименованию ближайшего хутора.

Два других обнаруженных поселения подобны уже описанному, но меньше по размеру и наличию археологического материала. Расположены они на правом берегу Дона – в устье балки Татарина и возле речки Жегуля. На правобережье давно разведана и оформлена как единый комплекс обширная территория обитания кочевников, прерываемая иногда низинами.

Оба новых археологических памятника можно оформить как самостоятельные либо как части уже известного комплекса донских степей. В такой ситуации используют методологию, универсальную для исследования, – «принцип Оккама». Её сформулировал еще в средние века Уильям Оккам: «Не следует умножать число сущностей сверх необходимого». Если можно что-то описать или объяснить в уже существующих терминах, правилах, положениях и т.п., то именно так и следует поступать. Отсюда и такое решение: два новых археологических памятника следует включить в существующий комплекс, расширив его территорию.

Полученная в ходе наших изысканий информация не является концептуальной, не привносит принципиально новое в уже оформившиеся исторические теории, но результаты этих исследований дополняют картину расселения различных народов в донской степи, позволяют представить схему коммуникаций, дают массу археологического материала для дальнейших исследований, изучения и анализа – когда-нибудь все это будет систематизировано, встроено в какую-то общую структуру, как раньше говорили, «храм науки». Но на самом деле научное познание мира — это вечная «стройка».

Если проводить исторические аналогии, можно вспомнить ученого XIX века Жоржа Кювье. После изучения большого количества разнородного материала он разработал в биологии «принцип соответствия», который позволяет из отдельных костей или частей реконструировать организм и его функции в целом.

Ученый говорил: «Дайте мне кость, и я восстановлю все животное». И это было правдой. В частности, принцип соответствия, учитывающий гармоничную связь анатомического строения организма с его общим обликом, образом жизни и связи с окружающей средой, позволил восстановить облик динозавров.

Кто знает, может, и найденные в нашем районе археологические материалы — маленькие осколки былых эпох — позволят исследователям восстановить в деталях жизнь исчезнувших во времени цивилизаций? Таким образом, и наши не особенно богатые результаты прошедшего археологического полевого сезона все же внушают оптимизм.

Несмотря на внешнюю невзрачность, находки представляют собой следы колоссального пласта древних культур. Обнаруженные археологические материалы имеют не локальный и уж никак не краеведческий характер, а являются частью всемирной, всеобщей истории. Это остатки существовавших глобальных древних цивилизаций, исчезнувших и оставивших свои следы в донском краю.

С. ТОКАРЕНКО,

г. Семикаракорск.

На рисунках автора: находки срубного периода — фрагменты керамики, скребки из кремня; подъемный материал салтовской культуры — ручки амфор, фрагмент керамики.


Комментарии

Комментарии закрыты.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Ваш комментарий