Соль земли семикаракорской — фронтовик Петр Сабадашев

Культура

Родные нашего земляка — участника Великой Отечественной войны Петра Никифоровича Сабадашева передали Семикаракорскому историко-краеведческому музею его фронтовые письма и фотографии.

Петр Никифорович родом из Семикаракорска. В мирное время он преподавал географию в средней школе. Когда в 1941 году началась война, учителя призвали на фронт. Не суждено ему было вернуться домой — в 1943-м пал на поле брани, с мужеством и доблестью защищая Отечество.

В нашем городе не осталось родных Петра Никифоровича. Вдова фронтовика переехала в Новочеркасск. Там же живут внучка героя Ольга Викторовна Сабадашева и правнук Сергей Викторович Сабадашев с супругой Еленой. Недавно они побывали в музее и подарили бесценные экспонаты — фотографии и подлинные письма П.Н. Сабадашева 1942-1943 г.г. Наш земляк писал с фронта любимой семье — жене Марфе Васильевне и сыну Виктору.

Из них можно понять, как бойцы советской армии преодолевали тяготы войны. Мы приводим некоторые из них, сохраняя стиль речи автора:

«Я жив и здоров. Перехожу на направление Сталинграда. Со мной совершают пеший переход Бирюков из х. Шалмыки (?) и мой друг Вадим Т.Т., Волдарев, Черевков, Погребков Ф., Ткачев, едет в обозе Т.Т.Сорока, бывший конюх рыбколхоза, других не знаю.

Поход проходит успешно, хотя и трудно; на второй походный день у меня очень сильно болят колени, не разогнуть и не согнуть, но идти нужно — подвод нет, на которых бы присесть, обоз переполнен.

Но все-таки км 30-35 прошел, идем большей частью ночью. Идут дожди, мокрый, дорога скользкая, темно, не видно, куда ступать ногой. Груз не тяжел, но трудность ночного перехода. Люди болеют, у нас пока нет.

Есть не болезнь — усталость. Но пока бодрствую и песни пою, даже иногда завожу песню.

Направление нашего движения на Волгу (Сталинград).

Прошли уже Морозовскую и находимся в Обливском районе.

25.10.41 г.»

«Здравствуй, любимый мой сын Витя!
Здравствуй, Мара!

Передайте привет родителям, сестрам, братьям и всем родным и знакомым. Пишу, значит, жив. Вот придется умереть, то умру с честью за вас, мои любимые, за прекрасную Родину. Смерть бывает один раз в жизни человека. Все равно, когда-либо да умру же. Вечно жить не будешь! Нет!

Но умереть здесь, на Отечественной войне, в борьбе с людоедами за правое дело, за Родину, за Сталина — это другая смерть, честная, мгновенная… Итак, я защищаю вашу мирную жизнь глубокого тыла. Будьте поспокойнее, увереннее в победе над врагом, в будущей хорошей жизни. Я тебе обещался прибыть в мае и пойти на рыбалку, но уж извини, что такой коварный, упорный, как осел, враг не дал сбыться нашей мечте.

До радостной встречи. Любящий вас! Ваш отец, муж, сын и брат Петр.

Красивый лес в Тульской области. На отдыхе. Готовлюсь для сражения.

27.05.42 г.»

«Я устремился на юг и 1 июня прибываю в город Ростов-Дон. Если бы я знал раньше, что буду и когда именно в любимом городе, я бы сообщил раньше об этом, и вы, возможно, смогли бы приехать, но так как об этом никому из нас не было известно, то я и не мог сообщить раньше. Мне стало известно по одному несчастному случаю. По приказанию гвардии старшего лейтенанта я со связным ушли на базар Лиски купить молока, яиц и др. В это время, когда мы находились на базаре, поезд наш ушел, а куда — нам не известно. Здесь стоял другой эшелон с военными, мы решили, что он едет туда, куда и нам нужно, сели и поехали. На первой остановке выяснили, что нам нужно не это направление (Харьковское), а на Ростов держать путь. Тогда мы, дождавшись пассажирского, и приехали обратно в Лиски, где по нашему обращению в комендатуру, нам дали направление — Ростов. Покормили нас по особому талону. Все вещи и продукты питания, мои и моего товарища, уехали вперед. Это первый раз в моей жизни пришлось не по своей вине отстать от своего эшелона, и как трудно нагонять упущенное.

Какое неприятное переживание. Ведь на тебя ложится черное пятно — ты гвардии красноармеец! Но ничего, все это окупится в боях за Родину, за любимого Сталина! Бои с зарвавшемся наглым фашизмом начнутся очень скоро и упорные, так как немец — людоед будет сопротивляться на каждом шагу, как говорится в народных поговорках, как утопающий хватается за соломинку, так и немец, которому пришел конец, он тоже будет хвататься за соломинку, за деревушку, за бугорок, за лесок. Но как бы он ни держался, все равно придет неминуемая гибель фашизму и наступит рассвет свободы и культуры великого свободолюбивого, многонационального советского народа

31.05.42 г.».

«Находясь на харьковском направлении, крепко бью врага, который от страха дрожит и назад бежит.

Скоро, освободив свою Родину от вражеских сил, прибудем к своим семьям с победой.

10.06.42 г.»

«Живется весело сегодня: рвутся вблизи снаряды и даже перелетают через голову, рвутся мины, посвистывают пули, полетывают разные самолеты — иногда бросают «гостинцы» на этой войне. А завтра будет веселей. Нашей «катюши» немец крепко боится, она сжигает на три и больше км все, что попадется. Уже не один вражеский танк сожгли, а десятки. Но враг коварен, напорист…

21.06.42 г.»

«Нахожусь в рабочем городке Паровозстрой (Новочеркасск). Хотунок и 4 км Паровозстрой.

Дают 600 гр хлеба (ржаного, ячменного и пшеничного суррогата), Супу два раза (утром и вечером) — котелок на 4 человек. Суп и хлеб совершенно несоленые. Находимся вместе (сегодня): Великанов, Сидоров, Стрюкачев, Шапкин, Наметышев, Цибин, Яковлев, Корнеев, Андка и другие, но не Семикаракорцы. Завтра, 18.03.43, нас куда-то отправят, наверно, в 9-й запасной полк, но там будем не долго, нас ждет фронт. Сейчас в 80 взводе я исполняю должность (временно) писаря, а что завтра будет, не знаю.

Любимые мои, я с вами ежедневно в сновидениях и прочее…

Папаша, подметка одна с одной стороны оторвалась на два вершка, размякла и распухла. Есть пока сухари и рыба, ходил в баню…

8.03.43 г.»

«Здравствуйте! Многоуважаемые родные Мара, Витя, папаша, мама, сестры, племянники и родственники, знакомые и соседи. Шлю Вам горячий красноармейский привет и желаю всех благ на земном царстве.

Хозяйствуйте, как Вам рассудок Ваш подсказывает.

Я жив и здоров. Движусь понемногу на запад, уничтожая фашистов, освобождаю советскую украинскую землю. Враг коварен и упорен, приходится драться за каждый метр, не хочет уходить из богатой Украины, хватается за каждую сопку, но уже поздно — враг будет разбит и уничтожен.

Освобождено много деревень. Трудно представить борьбу.

До приятного свидания, пока остаюсь жив. Ваш Петр.

26.07.43 г. » .

А вот письмо, которое семья получила уже не от Петра Никифоровича — оно было отправлено тринадцатилетнему его сыну, Виктору, от старшины роты, где тот служил. «Здравствуй, уважаемый Виктор Петрович!

Получил я твое письмо, которое ты писал 11-08-43 своему папе.

Дорогой Витя, твой папа, Сабадашев Петр Никифорович, рождения 1903 г. из ст. Семикаракорской, примерно 20-07-43 г . погиб героической смертью в боях за населенный пункт Степановка Ростовской обл., погиб от бомбежки.

Он работал писарем батальона. Я лично не видел, но сказал командир батальона, что его нет. Я его очень хорошо знаю, он был из моей роты, но работал в батальоне. Вот такие дела, дорогой Витя. Я вам решил сообщить.

Но, что ж … будем чтить его вечную память как славного защитника нашей Родины. Витя, я сам с Богаевского р-на, хут. Красный, пока до свидания, с приветом, ст. сержант старшина минроты П.И. Леонов

22-08-43 г.»

В трогательных строчках, написанных рукой героя в минуты затишья между боями — любовь и забота о семье и родных и непоколебимая вера в победу, искренняя надежда вернуться домой. Петр Никифорович Сабадашев не знал, что никогда больше не увидит любимых супругу, сына, других близких. Он отдал жизнь, чтобы мы выросли в мире и не увидели ужасов фашизма.

Ю. НИКОЛАЕВА.

Фото предоставлены Семикаракорским историко-краеведческим музеем.

Оцените статью
Семикаракорские вести