ВСЕМ МОСТАМ МОСТ
Сегодня мало кто из молодых семикаракорцев знает, что география нашего поселения была совершенно иной, и не представит: в «доисторические» времена берега реки Дон проходили по линии нынешней улицы Красноармейской, называвшейся прежде Береговой, где находились пристань, амбары с зерном, склады со скобяными товарами, харчевни. Пароходы приставали к берегу в районе нынешних 7-го и 8-го Переулков, по воде велась бойкая торговля, продукция по ней вывозилась в промышленные центры России и даже за границу — об этом пишет в своей книге В. Кондратенко «Не иссякнет твой блеск, Жемчужина Дона».
После одного из обширных весенних разливов в 1911 году Дон пробил себе новое русло, и у станицы остался непроточный водоём, именуемый по сей день руслом Старого Дона, или озером Старый Дон, или просто Стародоньем. Берега его называются, как повелось раньше, левый и правый (мы — на левом), и соединяет их наш знаменитый подвесной мост — визитная карточка и украшение Семикаракорска. Живописное место для отдыха горожан стало сегодня объектом туристического паломничества — откуда только не приезжают к нам полюбоваться чудо-сооружением. И у всех вопросы: «А когда мост возведён, а как его строили?».
Встречает сейчас таких любопытствующих гостей Олег Анатольевич Бондаренко — старший мастер «участка по благоустройству места для отдыха «Подвесной мост», военный пенсионер, человек активный и неравнодушный, с малых лет влюблённый в родные места и исходивший оба берега Стародонья вдоль и поперёк, знающий урочище Сусарево на «той» стороне лучше любого другого. Это ему пришла идея установить на мосту для любознательных табличку с пояснением, кто и когда возвёл подвесной мост. Сам придумал проект, заказал формат и прикрепил табличку у входа на мост на видном месте, за что большое ему спасибо от земляков и гостей города.
На том месте, где в настоящее время находится песчаный пляж, был огромный карьер, там добывалась глина для существовавшего рядом в прежние времена кирпичного завода. Старый карьер рекультивировали и сделали на его месте пляж. Подвесной мост над старицей Дона строили коллективы «Райсельхозтехники», консервного завода, и машинно-мелиоративной станции (ММС) — надо отметить, на общественных началах.
И мы, в свою очередь, посчитали возможным напомнить нашим читателям историю возведения моста через русло Старого Дона — об этом в 2000-м году рассказал «Семикаракорским вестям» здравствовавший тогда автор проекта сооружения семикаракорец, уважаемый человек Василий Андреевич Рыбальченко, оставивший о себе такую замечательную память на долгие времена.
«Это было в 1969 году, — поведал Василий Андреевич. – В то время первым секретарем райкома партии был Степан Иванович Шамрай. Как человека неравнодушного его интересовали многие дела и молодежные в том числе. Именно у него возникла идея создания места для летнего отдыха семикаракорской молодежи — пляжа и моста, чтобы можно было приятно провести время, перейдя на другую сторону реки. Этой идеей поделился он с молодым специалистом Владимиром Ивановичем Дворовенко, работавшим заведующим «Райсельхозтехникой».
Вместе они обсудили все вопросы и решили, что самое удачное место для строительства моста и пляжа — возле кирпичного завода. В то время я работал старшим инженером «Райсельхозтехники», и мне предложили заняться проектом. Первая мысль – отказаться. Все-таки ответственность велика, а дело для меня абсолютно новое, незнакомое. Но потом подумал доказать, и не кому-то, а самому себе, что я – настоящий инженер, если справлюсь с этой задачей.
Нашлись добрые люди, дали мне лодку. Я промерил глубину, ширину водоема. Расспросил у жителей близлежавших дворов, до какого уровня поднимается вода во время половодья. Только после этого приступил к проектированию моста.
Оказалось, что длина этого сооружения между опорами должна быть не менее 120 метров. Это значит, наибольшая нагрузка на нее – 45 тонн. Исходя из полученных данных начал делать расчеты. Они и показали, что высота опор должна быть 11 метров, фундаменты для канатов весить 60 тонн. Изготовление деталей начали из того материала, который имелся в «Райсельхозтехнике».
Чтобы вырыть котлованы для фундаментов и залить бетоном, обратились в строительную организацию, которой руководил Алексей Александрович Араканцев. Он не отказал в помощи, и работу выполнили быстро. После этого я и еще три слесаря с нашего предприятия принялись за дело — закрепили тросы, натянули их лебедками.
Не обошлось без трудностей. Мешали строительству дети и взрослые. Забирались на тросы и прыгали с них в воду. Приходилось даже ссориться. А когда рабочий день заканчивался и мы уходили домой, на мост забирались человек по двадцать с каждой стороны и по команде начинали раскачивать канаты. Это было и хорошо, и плохо. Хорошо то, что мост сразу проходил испытание на прочность. А вот подвески, на которых держался настил, ломались. Каждое утро нам приходилось менять их по три-четыре штуки.
Строительство моста было начато приблизительно в середине мая, а второго августа 1969 года состоялось его торжественное открытие — на сооружение ушло менее трёх месяцев. В августе 1999 года ему исполнилось 30 лет. Однако полностью идея создания прекрасного места отдыха так до конца и не воплотилось в жизнь. Добротный пляж не был построен».
В.А. Рыбальченко за годы трудовой деятельности внедрил около 60 рационализаторских предложений, был награждён медалью и дипломом «Заслуженный рационализатор РСФСР».
Сегодня мосту 55 лет. В 2018 году он и пляж пережили второе рождение — стали частью целого архитектурного ансамбля «Зона отдыха «Подвесной мост», и своим ухоженным, чрезвычайно красивым видом и комфортностью наверняка понравились бы Василию Андреевичу Рыбальченко, особенно в сегодняшние предновогодние вечера, когда искусная иллюминация превратила этот уголок города в настоящую зимнюю сказку.
Елена ШЕВЧЕНКО.
Материал подготовлен с участием Семикаракорского историко-краеведческого музея.