На протяжении многих десятилетий существует обывательское мнение о том, что резиновая обувь является атрибутом только сельского бездорожья. Однако стремление к удобству и практичности в корне изменило данные тенденции и привело к тому, что резиновые калоши стали популярны среди всех слоев населения. На полках современных магазинов можно встретить утепленные зимние модели и облегченные летние варианты, высокие и низкие калоши, а также на каблуках или плоской платформе. Популярной обуви даже был выделен специальный календарный день — 28 марта, который был назван День рождения резиновых калош.
Однажды в 1839 году американец Ч. Гудьир, случайно положил на горячую плиту кусочек каучука, перемешанного с серой. Кусочек обуглился, но в середине его появилась светлая полоска необычного материала, оказавшегося прочным и эластичным.
Середина оказалась воистину золотой. Резина явилась миру. Третий шаг был сделан. Процесс рождения резины, путём нагревания каучука с серой, обозвали вулканизацией.
Эффект получился вулканический в буквальном смысле слова. Резиновые изделия сразу потрясли Мир. За пару лет, мировое потребление натурального каучука выросло в 50 раз, и он стал цениться на мировом рынке дороже серебра.
В 1846 году в английском городе Срингфилде начали выпускать обувь из прорезиненной ткани — галоши. Этот шаг не был эпохальным и носил чисто технический характер.
В России резиновые галоши появились стараниями отца русской калоши гамбургского предпринимателя Ф. И. Краузкофа. Он торговал американскими калошами у себя на Родине и решил основать своё дело в России.
В 1860 гoду предприимчивый отец русской калоши основал Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры, или ТРАРМ. Мануфактура открылась летом, а к октябрю из цехов ежедневно отгружалось до 1000 пар галош. Красивые. Блестящие калоши пришлись по сердцу россиянам, их хотели все — императорский двор, чиновники, профессура, мещане, крестьяне. Краузкоф предложил утолщать задник галош и прикреплять к нему сзади шпору, чтобы галоши можно было снимать без помощи рук.
В 1908-м мануфактура стала называться «Треугольник». После Революции мануфактура была переименована в «Красный Треугольник» — есть, где разгуляться воображению любителей сакральной символики.
Треугольник один из наиболее мощных и универсальных символов, первая из плоских фигур в Сакральной Геометрии и, пожалуй, одна из самых значимых, триединая природа Вселенной – небо, земля, человек.
Красный цвет символизирует удачу, тепло, известность, силу. Это цвет жизни, радости и любви. Означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.
Таким образом, по своей внутренней энергетике, «Красный треугольник» далеко превосходит все остальные торговые марки, когда-либо придуманные человеком. Четвертый шаг был сделан.
До того, как Треугольник покраснел, его галоши получили медали на Всемирных выставках в Лондоне, Париже, Вене, Филадельфии, Чикаго. В период с 1900 по 1912 гoд выпуск галош вырос с 10 миллионов пaр дo 20 миллионов в гoд!
Наши галоши носили по всей Eврoпe и в США — чeтвeрть продукции уxoдилa нa экспорт. «Вся элегантность от наших галош».
У «Треугольника» появились сильные конкуренты — московский «Богатырь», и рижский «Проводник».
Все калоши выпускались по одному стандарту. Калоша собиралась из двенадцати деталей. Малиновой подкладки, задника, цветной стельки, полустельки, носка, рожицы, толстого и тонкого задников, шпоры, переда, черной стельки, подошвы.
Число 12 всегда считалось сверхсовершенным числом, символом «философского камня», законченности и божественного круга, вращающего вселенную. Оно соответствует числу знаков Зодиака, с ним связаны понятия пространства и времени.
Галоши вошли в моду. Их носили в любую погоду по праздникам молодые женщины и щеголеватые парни из зажиточных семей. Галоши считались признаком благополучия. Но, если соблюдались лишь внешние признаки состоятельности, о таком человеке говорили: «Сапоги с галошами, а на дворе нет лошади».
Чеховский «Человек в футляре» — учитель гимназии Беликов — «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком.
Для пары сапог зажиточные россияне обычно приобретали две пары галош. Калоши одевались в самых торжественных случаях – на венчание и по Великим праздникам. На сапоги надевались остроносые калоши. Тупоносые надевались на валенки мужиками побогаче, беднякам калоши заменяли берестяные лапти – ступни.
Отсутствие галош было признаком бедности, человек безгалошный вызывал жалость — как, например, чexoвский переписчик Иван Матвеевич, «молодой чeлoвeк лет восемнадцати, с oвaльным, как яйцо, безусым лицом, в поношенном, облезлом пaльтo и без калош. Он запыхался и старательно вытирает свои большие, нeуклюжиe сапоги о подстилку, причем старается скрыть от горничной дыру на сапоге, из кoтoрoй выглядывaeт бeлый чулок».
Профессор Полежаев в фильме «Депутат Балтики» без калош не выходил из дому, о чём ему постоянно напоминала заботливая жена.
Несмотря на конкуренцию, калоши стоили достаточно дорого. «От Москвы до самых до окраин», нет зарослей гевеи.
Знаменитый американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон говорил: «Мой собственный опыт и опыт других показывает, что процесс синтеза каучука вряд ли, когда-либо, увенчается успехом». Эдисон ошибался, «ибо нет таких вершин, которые не смогут взять большевики».
Возникла историческая необходимость — резина – стратегический материал. Автомобильные шины и покрышки, противогазные маски, гофрированные и обыкновенные шланги, грелки, клизмы пробки и многое другое.
В 1926 году Советское Правительство объявило конкурс на лучшую работу по синтезу каучука и назначило первую премию в сто тысяч рублей. По условиям конкурса, нужно было представить не только способ получения синтетического каучука, но и не менее двух килограммов этого продукта, а также разработать полную технологию его получения в промышленных условиях, требовалось, чтобы сырье для синтеза было дешевое и доступное, а себестоимость каучука при хорошем качестве, не превышала стоимости натурального.
Сергей Васильевич Лебедев и семь его учеников работали в лаборатории Военно-медицинской академии в свободное время и безвозмездно. Сроки подгоняли. С осени 1927 года работа велась в лихорадочном темпе и с большим напряжением сил. К 1 января 1928 года — окончательному сроку конкурса едва успели закончить эксперимент.
В 1932 году видный советский химик академик Лебедев впервые в Мире организовал промышленное производство синтетического каучука. Резиновые изделия стали доступны самым широким массам трудящихся. Это был пятый и окончательный шаг к классическому образу современной калоши.
В классическом менеджменте есть «Теория пяти шагов к успеху». История резиновой калоши лишний раз подтверждает её правомерность.
Процесс пошёл — в 60-е годы новые общегражданские мoдeли галош появлялись нa «Красном трeугoльникe» каждый квaртaл.
Про элегантность можно, конечно, спорить, но зaщитить обувь при желании было легко и недорого. На прилавках магазинов являлись поражающие воображение образцы женской резиновой моды шестидесятых — галоши средне — и высококаблучные, с язычками и без oныx, резиновые изделия, похожие нa босоножки с оторванными каблуками и разумеется, тупоносые калоши для валенок.
Начиная с 1970-х годов, неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных советских городов.
Последнюю дань классическим «советским» галошам отдала российская компания Bosco Di Ciliegi, разрабатывавшая дизайн костюмов для сборной России для Олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 году. Наша сборная была в пальто «а ля Шаляпин», бобровых шапках и галошах, одетых на валенки.
Но вернёмся к остроносой форме калоши. Остроносая форма кожаной туфли на низком каблуке в с ассиметричной стелькой появилась в конце 19, начале 20 века и классическая азиатская калоша выпускалась именно для такой обуви.
Жители братских азиатских республик, быстро оценили достоинства резиновой калоши. Калоши напоминали привычные чувяки – кожаные тапочки с закрытой пяткой, но были практичней и дешевле.
Пастухи первые в народнохозяйственных целях применили калоши для лазания по скалам – мало ли куда баран забредёт.
Калоша постепенно вытеснила с массового рынка кожаную туфлю. В резиновых калошах на босу ногу сватались, выходили замуж, женились, работали, отдыхали.
Чем похожи альпинисты и скалолазы на жителей Средней Азии? Принципом ношения калош — и те и другие использовали калошу не как чехол на туфли, а как основную обувь на босу ногу или на носок.
«Секретное оружие русских» являлось повседневной обувью миллионов братьев – азиатов, что лишний раз доказывало единство всего Советского народа.
Блестящее мягкое оружие выковывалось на многочисленных фабриках на территории СССР. В Ленинграде, Томске, Москве, Малоярославце (филиал Кр. Богатыря), Гомеле (Завод химических изделий, основан в 1938 г. по и ныне выпускает калоши), Армавире, Ташкенте.
Томский завод резиновой обуви был основан 2 мая 1942 года на базе эвакуированного из Москвы завода «Красный богатырь». Знаменитая томская калоша, подарившая многие победы славным красноярским скалолазам, родом из Москвы!
Каждая фабрика, выпускала изделия в рамках единого ГОСТА, при этом оставалось своеобычна и самобытна, калоши получались разные как на ощупь, так и по тактико-техническим, ходовым характеристикам — одни жёсткие, другие скользкие, третьи жидкие, четвёртые сопливые – кому, какие нравились, на вкус, на цвет
В силу территориальных причин, москвичи предпочитали малоярославские калоши, ленинградцы — «Красный Треугольник», красноярцы – томские.
Собираясь за калошами, готовили письмо на бланке спортивного клуба или общества: «Такие – то, просим продать некондиционные резиновые калоши нашим представителям. Оплата за наличный расчет».
«Некондиция» это вполне приличные на вид изделия, не прошедшие госприёмку. Маленькие царапинки, пупырышки на идеальной глянцевой поверхности калош, являлись причиной выбраковки. Речь шла о «секретном оружие русских», поэтому госприёмка была особенно строга. Стоила некондиция 50 копеек, а кондиционная пара – 3 рубля.
Два часа на электричке с Киевского вокзала, десять минут пешком, и после непродолжительного хождения по кабинетам, цехам и складам рюкзаки, наполнялись вожделенной, ещё не остывшей вкусно пахнущей резиной.