На первом канале идёт показ сериала «Союз спасения» — это расширенный вариант одноименного фильма, в котором рассказывается предыстория и раскрываются события восстания декабристов в 1825 году.
Натурные съемки «Союза спасения» проходили на Дворцовой площади, в Петропавловской крепости, Царском селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке, доме-музее Муравьева-Апостола в Москве. Часть событий фильма разворачивается на Украине, где в результате действий Южного общества заговорщиков началось выступление Черниговского полка на Санкт-Петербург.
Роль города Василькова, где был расквартирован мятежный полк, сыграла деревня Дмитриевка Белгородской области. Место выбрали из-за схожести природных ландшафтов. Кинодеревню создали специально для съемок. Она состоит из 22 домов, храма, колодцев, ульев, навесов, мостов. Сейчас в деревне создан этнографический музей: кинокомпания «Дирекция кино» подарила все постройки местной администрации.
События, происходившие в Санкт-Петербурге, также приходилось снимать в павильонах с применением хромакея (технологии, которая позволяет дорисовать фон), потому что город за прошедшие без малого 200 лет сильно изменился. С использованием хромакея был создан и эпизод «Высочайший смотр в Париже, 1814 год». В роли пригорода Парижа − Гатчинский дворец.
Для съемок фильма под контролем исторических консультантов и мастеров военного костюма на фабриках и небольших мануфактурах в разных регионах России было изготовлено в общей сложности более 1500 единиц одежды. При пошиве использовалось шинельное и мундирное сукно, близкое по качеству к тканям первой трети XIX века, благодаря чему удалось добиться идеальной посадки и исторической достоверности кроя.
Специально для дам изготовили шляпки, сумочки, зонты, перчатки и обувь. При создании массовых сцен были использованы шинели-«трансформеры»: для каждой из них в зависимости от снимаемого полка использовалось по несколько воротников и декоративных элементов для мундира и кивера.
Каждый съемочный день начинался с гримерной и костюмерной. Актерам массовых сцен приходилось приезжать в 3–4 часа утра. Действие фильма происходит в начале XIX века, когда в моде были бакенбарды и усы. Художникам по гриму пришлось изготовить сотни разных образцов, чтобы каждому актеру достались постижи подходящего цвета. Постижи − элементы грима из волос − состоят из отдельных волосков, закрепленных на прозрачной основе. С помощью клея их фиксируют на лице актера. В течения дня гримеры находились на съемочной площадке и следили, чтобы усы оставались на месте и выглядели правдоподобно.
На съемках фильма были использованы сотни единиц реквизита для пехоты, артиллерии и конных войск. На основании гравюр и картин с участием исторических консультантов команда реквизиторов изготовила реплики оружия − пистолеты, ружья, шпаги, темляки. Для безопасности актеров во время стрельбы ружья были оснащены системой электронного управления. При нажатии кнопки пиротехнический заряд разрывается, что создает впечатление полноценного выстрела из порохового оружия.
Особой гордостью стали точные копии 12-фунтовых пушек образца 1806 года, которые использовались в войне с Наполеоном, а затем на Сенатской площади во время восстания. Мастерам удалось полностью воссоздать все мельчайшие детали орудия − от лафета и передка до пальника и экстрактора, с помощью которого в случае застревания снаряда можно было вытащить ядро или картечь.
Специально для съемок были изготовлены телеги и армейские полуфурки на заводе в Брянской области, который до сих пор занимается их производством. Сани и кареты брали в прокат из частных петербургских музеев − это реплики, которые создавались по сохранившимся чертежам и эскизам. На каждую дворянскую карету наносился родовой герб. Транспорт фактурировался: некоторые элементы состаривали, заменяли ручки экипажей на медные или латунные − они больше соответствуют тому времени. Чтобы интерьер кареты выглядел реалистично и правдоподобно, мастера шили занавески, накидки, изготавливали элементы декора.
Не менее серьезным поводом для гордости стали знамена, в точности повторяющие штандарты восставших. Над каждым из них трудились два специалиста − художник и мастер по вышивке: на создание одного полотна вручную уходило не меньше месяца.
При работе над массовыми сценами количество работающих на площадке специалистов увеличивалось: при съемке эпизодов с участием конной кавалерии, помимо всадника на каждую лошадь приходилось по два человека. За весь период съемок участие в фильме приняли почти 2000 актеров массовых сцен. Тех, кто играл солдат, приходилось делить на подразделения − взводы и роты − и обучать группами по военному уставу того времени.
Съёмки летних сцен прошли в этнокомплексе «Кумжа», Старочеркасске и на Шаминской горе Семикаракорского района.
Участники съёмочной группы отмечали своеобразие и красоту природы в Ростовской области: «Это место рая на земле. Место, где живут боги — это Дон». Попали в кино и наши земляки, жители Семикаракорска и окрестных хуторов и теперь ищут себя на экране.