slider

Ждать любовь не надо

  • Комментарии к записи Ждать любовь не надо отключены
  • 202

Год 2024-й, объявленный президентом РФ Годом семьи, стал естественным продолжением прошедшего Года педагога и наставника. Связь тематик проста: в семье изначально происходит воспитание, передача традиций и знаний, нередко — и профессионального опыта, что подтверждают многочисленные династии, и учителей в том числе.

«Семикаракорские вести» часто освещают творческие пути преподавателей города и района. А сегодня мы заглянем за ширму учебной работы и расскажем, как семья формирует личность, успешную, многоуважаемую и одновременно с этим крайне интересную. Речь о Галине Александровне Курагеу — преподавателе дисциплин по профессии «мастер обработки цифровой информации» Семикаракорского агротехнологического техникума. Студенты называют проще — преподавателем информатики.

Галина Александровна хорошо известна в районе, ибо и нынешние родители, и их дети в разные годы учились у неё в СОШ №1 — 15 лет преподавала там математику и физику, а с 2009 года работает в техникуме. Стаж действительно внушительный, а если говорить об учительстве, то и на грани героического: время сегодня такое, что молодые кадры в образовании не задерживаются — по разным причинам, одна из которых, важнейшая, — боязнь остаться без полноценной семьи. Настоящий учитель никогда до конца не принадлежит своему дому и близким, большая часть их жизни — «чужие» дети. Мало кто из мужей или собственных детей согласен с таким раскладом, и учитель вынужден бросать любимую работу, чтобы сохранить семью. Но счастливы те преподаватели, кто находит понимание и поддержку близких, а потому с радостью идёт на работу и возвращается с неё домой. Галине Александровне повезло в этом во всех отношениях, и мы слушаем её рассказ:

— Всё, что у меня есть, чего я добилась и что ждёт впереди, — в этом всём исключительное участие моих родных: бабушки, деда, мамы и папы, тётей, сестёр, мужа и сына.

Центром нашего семейного и душевного благополучия были дед Григорий Никанорович и бабушка Евдокия Антоновна Овчаренко (на верхнем фото). Оба родом из Вёшенского района, из простых крестьянских семей. Закончили каждый по семь классов, потом оба — курсы бухгалтеров.

Дед наш героически прошёл всю Великую Отечественную войну, был наводчиком орудия, вернулся в 1946-м. От него у нас пошло, что главная ответственность за семью лежит на мужчинах. Он подал пример неустанной заботы о жене, дочерях и внуках. Характером Григорий Никанорович обладал серьёзным, спокойным, слово его было веским и обоснованным. Несмотря на семилетнее образование и всего лишь бухгалтерские курсы, имел разносторонний аналитический ум и необъятный кругозор. Очень интересен был в общении, много знал и с глубоким почтением относился к образованию. Они с бабушкой так и говорили: «Все дети наши будут с высшим, не как мы!». И это желание не было данью моде — это их убеждение в том, что образование даёт человеку крепкую почву под ногами, двигает по жизни, развивает и наполняет духовно. Этот их постулат в полной мере нашёл воплощение в собственных дочерях

Бабушка Евдокия Антоновна — под стать супругу: тоже целеустремлённая, волевая, очень во всем обязательная, но не на ведущих ролях, а только как опора и помощница — за всё отвечал дед, на нём держался семейный уклад. Она даже как бухгалтер уступила ему своё место в конторе Кружилинского совхоза, но не потому, что дед над ней довлел или был таким властным, — совсем наоборот, он считал, что бабушке нужна работа полегче. И она приняла приглашение в хуторской клуб — стала заведующей и отвечала за всю сельскую «культуру»: библиотека, фильмы, танцы, праздники. Работала порой допоздна, и дед неизменно её встречал.

Я с первых своих шагов видела, с каким уважением дед и бабушка относились друг к другу, ко всем членам семьи, как любовно и заботливо собирали нас вокруг себя — они действительно были центром, к которому мы стремились, отмечали у них дома все-все праздники, особенно 9 Мая, ни один серьёзный шаг не совершался без их совета. Мы — в первую очередь это их дочери: наша мама Анна Григорьевна Котченко — преподавала математику со второго года основания Семикаракорского училища №73 — более сорока лет, до самой пенсии — сколько людей и сегодня не устают благодарить её за учительский труд! Людмила Григорьевна Крохалева — учитель русского языка и литературы, ставшая мне крёстной матерью и тоже эталоном педагога; самая младшая из них — Фаина, закончившая в своё время в Новочеркасске политехнический институт, такая же разносторонняя и интересная личность. И внуки: нас три внучки по маме, и ещё четверо от маминых сестёр, плюс правнук.

Мы внимательно слушали Галину Александровну и легко складывали в воображении портрет её семьи, где в приоритете были и есть уважение и забота, тяга к культуре и знаниям, умение работать и внушать к себе уважение не показной добродетелью.

Родители Александр Кузьмич и Анна григорьевна Котченко.

Её родители Александр Кузьмич и Анна Григорьевна прожили вместе 45 лет. Познакомились в Ростове, когда оба учились: папа — в строительном техникуме (позже закончил Ростовский инженерно-строительный институт), мама — в пединституте. В Семикаракорск попали по распределению, уже будучи женатыми. Александр Кузьмич устроился начальником кислородной станции, Анна Григорьевна первый год отработала математиком в школе «на горе», а как открылось в городе училище, перешла туда.

— Мамочке нашей сегодня 76, папы не стало восемь лет назад. Их отношения лучше всего характеризует поговорка «она за ним как за каменной стеной», — делится Галина Александровна. — Как он её оберегал! Она не имела понятия, что такое бытовые, материальные проблемы — требовался только её совет, который, как правило, всегда оказывался верным для уже фактически решенного папой вопроса.

Я с щемящим теплом вспоминаю, как каждое утро папа поднимался раньше всех, готовил бутерброды и чай и будил: «Девочки, вставайте!».
И всё с улыбкой, с такой любовью! Папа, бывало, уедет в командировку, а мы его ждём с нетерпением: в магазинах тогда ничего не было, а он всегда являлся, как праздник — с букетом маминых любимых цветов, с большим тортом, с какими-то мелочами, о которых мы ненароком обмолвились, а он запомнил… Я с детства знала, что такое счастье — это когда вокруг тебя любящие люди, даже когда трудно — у тебя есть плечо, а от этого хорошо и легко жить.

Когда его не стало, мы все эти годы создаём для мамы те же условия, в которых она жила с папой: он холил её, как цветок в теплице, так и мы сегодня обеспечиваем ей во всем комфорт. Такая родительская любовь научила и нас жалеть и ценить людей — без этого ни жить, ни работать нельзя.

Я закончила Таганрогский пединститут по специальности учитель математики и пришла в Семикаракорскую среднюю школу номер один. Здесь работали мэтры, глыбы! М.Ф. Курилов, В.И. Маркина, В. Я Ковалёва, Н.П. Грецева — я их знала сначала как своих учителей, а теперь это коллеги и наставники. Каким было уважение с их стороны к молодым педагогам! На первый урок меня повела Надежда Петровна Грецева, представила классу словами: «Ребята, это ваш новый учитель и моя бывшая ученица. Вы ж смотрите, старайтесь, не подведите её и меня.»
С такими же напутствиями знакомила меня со школьниками Л.Г. Крохалева.

Я 15 лет отдала средней школе №1. Очень тяжело быть учителем, когда всё пропускаешь через себя, — сказывалось семейное воспитание: нас приучили все делать хорошо и с душой, чтобы не было стыдно перед родственниками и окружающими людьми, а тут я поняла, что иссякают силы…

В какой-то момент решила: а почему бы не попробовать себя в чём-то другом? И было два-три года «шатаний» по торговым компаниям. Однажды мама говорит: «Нам в училище нужен преподаватель информатики» — они с папой чувствовали мой душевный раздрай. И он в конце концов строго-заботливо заявил: «Ну куда ты дальше пойдёшь? Тебе же нравится то, что ты умеешь делать по-настоящему!». И это решило всё — я оказалась в нашем техникуме. Попала сразу под отеческую опеку всеми уважаемого Н.В. Сальковского, преподавателя информатики. Я многому у него научилась: и профессионализму, и умению распределять время — это ведь уже не школа, многого в своей работе не успевала, потому что бросалась помогать другим. Николай Вячеславович потихоньку опускал меня с облаков на землю: нельзя распыляться! В то время стали появляться программы создания видеороликов. Сальковский сам горел всем новым, и меня в это вовлёк: мы делали видео обо всех мероприятиях, открытых уроках, давали информацию на семикаракорское телевидение. Творческим был человеком.

Галина Александровна, чтобы не застояться в профессии, заочно закончила в Таганроге ещё и радиотехнический институт. Как она говорит: «Наверное, я буду учиться всю жизнь!». Её интересует всё новое, что связано с цифровой информацией. Один из московских институтов предложил ей вести курсы по языку программирования — она прошла обучение, и теперь такие курсы ведёт: «Учусь сама, чтобы учить других!». Тяга к знаниям у неё, действительно, семейная.

— Люблю создавать ролики для наших преподавателей — пишу сценарии, обрабатываю материал к праздникам, юбилеям, — рассказывает Галина Александровна о своих творческих возможностях. — У меня имеется уже довольно внушительный архив о коллегах — все интересные люди, отличные учителя, видно, с каким уважением к ним относятся наши учащиеся. Дирекция техникума дорожит каждым преподавателем — здесь тоже своего рода педагогическая семья.

Какая я дома? При любых обстоятельствах на первом плане — мои родные люди, общение, встречи с ними. В большей степени ради мамы я освоила папину машину, чтобы быть ей полезной в любую минуту, развожу всех близких, кого куда надо. Люблю хлебосольствовать, как мамочка — у неё всегда полон стол для нас и гостей. Был однажды даже случай с моим сыном Ванечкой. Классный руководитель его Любовь Стефановна Конушова к какому-то празднику дала задание детям сделать с родителями поделку. Ваня пришёл с пустыми руками и на вопрос, а почему мама тебе не помогла, ответил: «Моя мама ничего не может — она учитель! Я сам испеку пирог.» И действительно, принёс потом собственноручно приготовленный (не без моих, конечно, подсказок) яблочный пирог — угощал класс, а те удивлялись, что таким получился вкусным.

Много читаю, люблю литературу по психологии, занимаюсь фитнесом, ибо, тело — сосуд души, как говорили древние. Не так давно сдала нормы ГТО — получила серебряный значок. «Золото», возможно, впереди.

Мы поговорили с Галиной Александровной о мечтах и планах, ибо, глядя на её внешнюю и внутреннюю молодость, обсуждать их совсем не трудно. Узнали, что планы все реализовываются благодаря ещё одному отличному качеству — она не любит нигде и ни в чём опаздывать. А мечты…

— Мечты в моём понимании — это цели. Что толку витать в облаках? Мечтать — значит, делать что-то для достижения своих маленьких побед, это внутренний рост. Когда мы совсем молодые — мечтаем о счастье, о хорошей семье, о работе. Ждём любви, понимая её только в платоническом плане, и совсем не думаем, что, по большому счёту, ждать любовь не надо — она или в вас уже есть, вскормленная родителями и дедами, и только ждёт момента, чтобы выплеснуться на окружающий мир, или её совсем нет и не будет, потому что сердце ещё в детстве не получило этого сеянца любви. А в нашей семье их проросло предостаточно, чтобы во всем ощущать гармонию.

Елена ШЕВЧЕНКО.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта