slider

Когда выбрала работу по душе

  • Комментарии к записи Когда выбрала работу по душе отключены
  • 273

Отправились мы в Задоно-Кагальницкую СОШ, где уже более 45 лет ведёт уроки технологии Любовь Александровна Туроверова, а её дочь Юлия Евгеньевна Синюк даёт знания малышам начальных классов, она же логопед и дефектолог.

— Ой, да какая мы династия? Я в нашей семье первая, кто выбрал учительскую профессию, — говорит Любовь Александровна.
А потом в разговоре выясняется, что у неё четыре дочери — Юлия, Алёна, Евгения и Александра, и все по примеру мамы стали педагогами. Правда, живут сегодня кто в Ростове, кто в Моздоке, а кто и в Ханты-Мансийском округе. Интересно ещё и то, что у них у всех свекрови тоже учителя. Вот как бывает.

Но начнём по порядку. Любовь Александровна призналась, что учителем мечтала стать ещё с детсадовского возраста. Уже после восьмого класса пыталась поступить в педучилище, но не хватило нескольких баллов. Продолжила учёбу в школе.

— Когда была в десятом классе, у нас по программе трудового обучения появился предмет «трактор», — вспоминает Любовь Александровна. — И тогда моя женская натура наотрез воспротивилась принимать участие в этом. Чтобы я, девочка, была трактористкой? Да никогда! Это мужская профессия. Я даже на экзамен не пошла. Поставили двойку. По окончании школы у меня были грамоты по литературе, биологии. Биологию даже преподавать хотела, но при поступлении в вуз недобрала один балл. И пошла в Ростовское ПТУ, где выучилась на контролёра ОТК. Общественная жизнь в училище мне, активному комсоргу, была по душе, это видели преподаватели, которые советовали идти в пединститут. Но после ПТУ я устроилась на «Ростсельмаш», откуда по комсомольской путёвке отправилась повышать уровень знаний в высшее техническое учебное заведение, где четыре года я изучала теорию машин и механизмов. В конце концов я убедилась, что «железо» — это не моё. Родители уже видели меня инженером, а я, немного не доучившись, ушла из ВТУЗа. В педагогическом меня взяли на второй курс индустриально-педагогического факультета. И я училась с удовольствием. Но самое смешное, что мне всё-таки пришлось там сдавать экзамены по предметам, где нужно было знать и автомобиль, и трактор.

Училась Любовь Александровна заочно, а работала в своей Задоно-Кагальницкой школе, где ей предложили вести труды и рисование. И если с первым предметом проблем не было, то второй вызвал сложности — рисованию-то она училась только в школе. Но это не остановило молодую учительницу. Она тут же поступила в Московский институт живописи и графики, правда, в связи с семейным положением — к тому времени у Туроверовых было уже четверо детей — закончить его не удалось. Но необходимые знания она всё же получила.

Свою работу Любовь Александровна искренне любит, и ни разу не пожалела, что отказалась от технического образования, считает, что судьба сложилась по велению её сердца. У Л.А. Туроверовой масса благодарных учениц, которые очень хорошо отзываются о своём преподавателе уроков домоводства, где учились азам домашнего хозяйства: готовить, шить, вязать… Не раз при встрече говорили, что всё это очень пригодилось им в жизни. Да и как человека Любовь Александровну уважают, потому что любит она детей, ценит их мнение, труд. Нам призналась, что первое время так восторгалась работы своих учеников, что даже «шестёрки» в дневник им ставила за усердие, старание, ну, и за результат, конечно.

Сегодня педагог сетует на то, что уроки технологии стали другими: учебники очень интересные, познавательные, а вот практики, как было раньше, нет. Тем не менее, она с удовольствием берётся изучать всё новое. Началась мода на мыловарение — у Любови Александровны уже закуплены необходимые формы, ингредиенты. Всё, она варит. Проходят на уроках бисероплетение или макраме — сначала сама научится, а потом, увлеченная, ребятам предлагает. Но есть и постоянное дело для души — цветоводство. Дома у нашей собеседницы полно цветов, и комнатных, и уличных, их названия не перечислишь. Как заметила в разговоре её дочь, Юлия Евгеньевна, проще сказать, каких нет. Это любовь всей жизни. Хозяйка выращивает ростки из семечка, рассаживает уже подросшие, а потом раздаёт. Конечно, и в школу приносит. Кстати, облагораживание школьного двора — тоже дело её рук. Конечно, без помощи учеников не обходится.

В этом году Любовь Александровна засобиралась на заслуженный отдых. Говорит, хочет ещё дома поработать, задумала у себя во дворе ландшафтным дизайном заняться. Есть пока силы, вдохновение, а вот времени на всё не хватает. А ведь хочется ещё уделять время внукам. Их у супругов Туроверовых немало — двое мальчуганов и шестеро девочек. И хоть живут некоторые далековато, собираются здесь, в станице, каждое лето, а то и чаще. Рядом только Юлины дети — выпускница школы Лидия и пятиклассник Глеб, которые радуют семью своими достижениями. Например, Глеб может из куска пластилина и батарейки изобрести действующий прибор. Мама приходит домой, а там насос самодельный воду перекачивает из одной бутылки в другую. А Лида научилась необычному для девушки делу — фланкировке — лихо владеет казачьей шашкой. Кстати, из Лидии, по наблюдениям мамы и бабушки, тоже получится неплохой педагог. Это уже сейчас видно по тому, как она общается с братьями и сёстрами. Но влиять на выбор её профессии никто не собирается, руководствуясь правилом «выбери дело по душе».

Пока Любовь Александровна делилась с нами воспоминаниями, впечатлениями и планами, Юлия Евгеньевна тихонько за соседней партой проверяла тетради, вставляя редкие реплики в наш диалог, и очередной раз сообщала мужу по телефону, что перезвонит, а пока некогда. Педагоги, читающие эти строки, согласятся, свободного времени у них практически не бывает. Ведь, если хочешь, чтобы твои занятия были интересными, нужно приложить немало усилий на их подготовку, тем более, в начальных классах, где ребятишки лучше усваивают предмет с помощью наглядных пособий. Вот и сидят учителя по вечерам и выходным дням — вырезают, клеят, рисуют… Не будем уж говорить об остальной бумажно-документальной работе.

— Зато когда проведёшь хороший урок, сам получаешь огромное удовлетворение. Мы даже летом увлечены учёбой — узнаём новые методы, способы работы. Сейчас домой возвращаюсь из школы, дети встречают: «О, мама наконец-то пришла! Голодная? Мы ужин приготовили!» — улыбается Юлия Евгеньевна.

Юлия Евгеньевна — старшая из четырех дочерей, поэтому ей ещё в детстве выпали полномочия семейного воспитателя. Педагогический стаж, которому уже больше двадцати лет, тоже начался в стенах родной школы — два года преподавала английский. Потом пятнадцать лет работала в донской столице и снова вернулась в родную школу, которую сама когда-то закончила, как, впрочем, и мама. Юлия Евгеньевна увлечённый человек, мастерица и труженица — во дворе у неё теплицы, цветы, она тоже хорошо рисует, прекрасно шьёт, но предпочитает всё-таки вязание. Сама придумывает узоры и получает удовольствие от их исполнения.

— Предлагаю Юлии: уйду на пенсию, иди на моё место — она ведь рукодельница золотая, может сотворить что хочешь, — говорит Любовь Александровна. — На что та отвечает: «Мама, я на своём месте». И я не спорю. Сама такая, понимаю, если ты так относишься к работе, она будет приносить тебе удовлетворение и успех. А профессия у нас — только отдавать. И все мои дочери преданы делу.

Обе наши собеседницы во время разговора не раз упоминали свой замечательный коллектив, который состоит по большей части из выпускников этой же школы. Сожалеют женщины лишь о том, что на смену уходящим на пенсию сильным учителям сегодня почти никто не приходит.

Обе они уверены, что педагогом никогда не станешь, если не любишь эту работу. Какие бы знания в твоей голове ни хранились, нужно ещё уметь их передать и обязательно любить детей. Поэтому в этой педагогической семье уверены: в школе случайных людей не бывает.
А. ДЬЯКОН.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта