Мог стать певцом и агрономом, но выбрал путь лечить людей
Кто бы подумал, что сельский врач когда-то мог прекрасно исполнить арию Ивана Сусанина классическим баритоном…
Владимир Андреевич Торнушенко сегодня на заслуженном отдыхе, но наши земляки, да и не только — все, кто хоть раз обращался к нему, чтобы поправить здоровье, помнят его как уникального доктора и замечательного, добрейшего человека с открытой душой и жаждой помочь любому, несмотря на статус и положение в обществе.
Старшее поколение сразу ассоциирует фамилию Торнушенко с известной в недавнее ещё время Висловской больницей. И стоит ли напоминать, что необыкновенно популярной её сделал сам доктор?Можно сказать, на голом энтузиазме, ценой невероятных моральных и физических усилий. А как ещё можно объяснить тот факт, что обычная сельская участковая больница превратилась в здравницу с новыми методами лечения? Здесь никогда не бывало свободных мест.
Главный врач Владимир Андреевич сделал акцент на физиотерапевтическом лечении. Доктора весьма заинтересовал древнейший метод китайской иглорефлексотерапии. Он тут же перенял необходимый опыт у ленинградских специалистов. Изучая медицинскую литературу, понял, что лечить медикаментами — не всегда эффективно, ведь случается, когда лекарства, как говорится, боком выходят. И был уверен, что в борьбу с болезнью должны включаться все ресурсы организма. Поэтому врач углубился в изучение других методов, например, грязе- и водолечение. Но одно дело — научиться лечить таким образом, а другое — найти необходимый материал. Конечно, оснащение больницы продвигалось постепенно, но всё же не без помощи добрых людей — коллег, пациентов — сначала в Вислом появились грязи — пятигорская, болотовская. Они служили для лечения кожных заболеваний, опорно-двигательной системы. Позже стали завозить воду, насыщенную минеральными солями. Новые методы требовали не только этих даров природы, но и хоть какого-то оборудования. И тогда в ход шло всё, что доктор мог раздобыть с помощью знакомых, местных жителей: бочки, списанные водовозы… Наладить технический процесс тоже старались своими руками: добывали какие-то трубки, шланги, прикручивали их, приваривали.
И, надо сказать, Владимир Андреевич всё-таки пришёл, к чему стремился. В больнице, кроме обычных способов лечения, стали применяться гелиотерапия, иглорефлексотерапия, методика восстановления организма в камерах высокой ионизации и соляной, зеркало «Бухмана» с оздоровительной солнечной энергией, циркулярный душ Шарко, ванны, лазеролечение и многое другое.
Всю жизнь Владимир Андреевич посвятил людям, их исцелению. И пациенты, глядя на доброго доктора, его искреннюю улыбку, обретали уверенность в благополучном итоге, ещё быстрее шли на поправку. Запросто он мог и пошутить, и напеть что-нибудь жизнеутверждающее.
Кстати, петь Владимир Андреевич любил всегда. Ещё в пору своего студенчества, в Ростове, он был активным участником художественной самодеятельности — репетиции и концерты проходили во Дворце культуры «Ростсельмаш». Кто бы подумал, что сельский врач когда-то мог прекрасно исполнить арию Ивана Сусанина классическим баритоном. Но в хорошем настроении чаще исполнял произведения советских композиторов.
В семье ни одно застолье не обходится без его песен. Теперь дедушке, только так называют Владимира Андреевича внуки, подпевает старшая Настя, которая в своё время окончила вокальное отделение школы искусств, много раз побеждала в районных и областных песенных конкурсах. Можно догадаться, от кого передалась девочке эта способность. И вот как только за праздничным столом народ немного утихает, Владимир Андреевич ласково говорит: «А ну-ка, внуча, давай!». И все с умилением заслушиваются, как родной дуэт затягивает: «Я люблю тебя, жизнь…»
Жизнь Владимир Андреевич действительно любит и ценит, но не столько свою, сколько окружающих. Свою он больше растрачивал на других. Последние процедуры иглоукалывания он делал пациентам, когда ему было уже 85 лет. До недавних пор он изо дня в день спешил исцелять, пока серьёзно не заболел сам.
По стопам дедушки пошла внучка Маша — сегодня она четверокурсница медицинского университета. Никто не знает, переймёт ли она накопленный десятилетиями ценный опыт врачевания своего знаменитого деда, но Владимир Андреевич на всякий случай подарил ей всю свою литературу, надеясь, что всё-таки пригодится.
Сегодня В.А. Торнушенко живёт в Семикаракорске и, несмотря на преклонный возраст и серьёзные недуги, старается быть активным. Например, не может усидеть дома, когда в День Победы по главной улице города шествует бессмертный полк. Как бы себя ни чувствовал, берёт портрет отца — Андрея Ивановича Торнушенко, защищавшего в Великую Отечественную родную землю, и идёт в колонне земляков, проникнувшихся духом патриотизма.
Теперь, в свои 87, доктор много времени уделяет тепличному хозяйству. Когда-то Владимир Андреевич рассказывал, что он, уроженец плодородного Краснодарского края, прежде чем стать врачом, мечтал выучиться на агронома. Но судьба распорядилась иначе. И вот только теперь, на заслуженном отдыхе, он потихоньку воплощает в жизнь сельскохозяйственные планы. Отдаётся этому делу, как и любому другому, целиком и полностью. Выращивает помидоры, огурцы, перец, лук, зелень, радуя семью прекрасным урожаем. А семья немалая: трое детей — две дочери и сын, две внучки и четверо внуков, правнук и правнучка. Недавно внучка Маша связала свою жизнь с молодым человеком — выпускником детского дома, круглым сиротой. В семье парня приняли как родного сына, и для Владимира Андреевича он стал настоящим внуком, наравне с другими — верным другом и помощником. И Женя рад судьбе, что в его жизни появилась прекрасная семья и такой дед — умный, рассудительный, с чувством юмора, а главное — добрый и любящий. Хотя мы уверены, что именно так охарактеризует доктора Торнушенко любой, кто хоть немного с ним знаком. И каждый искренне пожелает, чтобы всё хорошее, что Владимир Иванович сделал для людей, возвращалось ему с лихвой.
А. ДЬЯКОН.
Фото из семейного альбома Торнушенко.