Адъютант императора Российского из станицы Кочетовской
120 лет со дня рождения уроженца ст. Кочетовской А.П. Короченцова, генерала от артиллерии, предводителя дворянства Области войска Донского.
«Таких торжественных похорон никто не видал с основания Новочеркасска… по обстановке и массе народа это были не печальные похороны генерала, а триумфальное шествие народного героя-любимца… Многотысячная толпа народа, густая масса которого непрерывною шпалерою стояла на всем пути по улицам, от дома покойного на Александровской улице и до кладбища», — так описывал неизвестный нам автор в январе 1904 года похороны генерал-лейтенанта А.П. Короченцова, начальника артиллерии Войска Донского, некогда исполнявшего обязанности войскового наказного атамана. И мы бы, наверное, не обратили особого внимания на эти записки, если бы речь не шла о нашем земляке, казаке станицы Кочетовской.
Рассказ свой об именитом кочетовце мы начнем, пожалуй, с его деда. А.Ф. Короченцев был сыном простого казака Кочетовской станицы: службу свою он начал в 1805 году, принимал участие в австрийской кампании 1805 года, а вернулся домой из поверженного Парижа в чине войскового старшины (подполковника). Его старший сын, который родился, когда отец служил еще обычным казаком, был признан в дворянских правах, провел десять лет в лейб-гвардии в Казачьем полку, был ранен во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов и вышел в отставку штабс-ротмистром. После этого служил на административных должностях внутри войска (был асессором уголовного суда, дворянским депутатом) и имел, судя по всему, обширные связи не только на Дону, но и в Петербурге — все четыре его сына начали службу в гвардейских частях в столице империи. Трое из них дослужились до генеральских чинов, причем двое успели побывать за время службы флигель-адъютантами Александра Второго. Один из братьев — тот самый Алексей Петрович, с которого мы начали наш рассказ.
Алексей Короченцов родился 9 марта 1832 года. Окончил Павловский кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время учебы его неоднократно назначали ординарцем к императору Николаю I. А затем начались годы службы: охрана берегов Балтийского моря и Зимнего дворца, ну и военные кампании, конечно.
Летом 1872 года Алексей Короченцов вместе со своей батареей был вызван в Новочеркасск: по распоряжению Александра II в донской столице решено было провести высочайшие смотры казачьих войск. А когда смотр завершился, император подозвал Короченцова и сказал: «За отличное состояние гвардейской казачьей батареи назначаю ее шефом наследника цесаревичав, а тебя назначаю флигель-адъютантом».
Батарея Короченцова покрыла себя славой в войну 1877-1878 гг. За отличные ее действия Алексей Петрович был награжден золотой шашкой с гравировкой «За храбрость», а за переход через Балканы в декабре 1877 г. получил орден святого Владимира третьей степени.
В день покушения на Александра II 1 марта 1881 года генерал Короченцов был рядом с местом трагедии. Он оказался одним из тех, кто перевез смертельно раненого императора во дворец, а затем вместе с тремя офицерами перенес его на руках из экипажа в кабинет. Генерал из Новочеркасска был в числе немногих придворных, кто были рядом с Александром II в последние минуты его жизни. Перчатка Короченцова со следами крови царя была передана им в Донской музей и хранится в Новочеркасске до сих пор. За оказанную помощь новый император Александр III наградил нашего генерала серебряной медалью.
Казаки любили своего командира. Они даже сложили про него песню:
Дорогой у нас один — Короченцов командир.
Поздно вечером ложится, поутру рано встает,
Батареюшку берет и на учение идет…
В мае 1883 года батарея Короченцова вместе с другими гвардейскими частями участвовала в коронационных торжествах в Москве, и Алексей Петрович в числе других ближайших лиц свиты нес царский балдахин. А спустя несколько дней А.П. Короченцов был произведен в генерал-майоры и назначен командиром лейб-гвардейского Атаманского полка. И из воспоминаний подчиненных генерала становится ясно, почему казаки говорили о нем, как об отце родном. Короченцов озаботился тем, чтобы вместо деревянной гати к казармам вели каменные мостовые, при нем начали строить больницу и разбили сад рядом с казармами. Чтобы объединить офицеров, генерал устраивал в полковом офицерском собрании семейные вечера с танцами.
Однако через три года Алексей Петрович получил новое назначение: в 1886 г. он возглавил конно-артиллерийскую бригаду. В 1889-м произведен в генерал-лейтенанты и назначен начальником артиллерии Войска Донского.
Итак, Короченцов вернулся из северной столицы на родную донскую землю. Одно время даже думали, что он будет утвержден в должности атамана, поскольку ему доверял и явно благоволил император. В 1898 году Алексея Петровича назначили временным исполняющим обазанности войскового наказного атамана, и как человеку исключительной честности поручили провести проверку денежной отчетности во всех округах Области войска Донского, а затем — проверить мобилизационную готовность казаков.
Вступив в управление донским краем, Короченцов развил бурную деятельность. Он стал ревизовать подведомственные ему учреждения, объездил всю область, беседовал с казаками об их нуждах, производил смотры и сам лично обрабатывал полученные в поездках сведения. В течение двух месяцев генерал лично осмотрел 18 с лишним тысяч казаков и лошадей, а также соответствующее обмундирование, снаряжение и конскую экипировку.
Всего лишь год Алексей Петрович исполнял обязанности атамана, но успел за это время так себя зарекомендовать, что в 1900 году на очередном областном собрании находившемуся уже в отставке генералу от артиллерии Короченцову донские дворяне устроили бурную овацию. И в следующем году единогласно выбрали его от всех округов области своим предводителем. Ну а в Новочеркасске, где обосновался генерал после перевода на Дон, его почитали как одного из самых уважаемых людей города. Чтобы увековечить память о Короченцове, ушедшем из жизни в январе 1904 года, в Новочеркасске была учреждена стипендия его имени при детском приюте.
Н. БИЛЕЦКАЯ.
Генерал А.П. Короченцов — участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. За отличие в действительных сражениях награжден золотым оружием, орденом святого Владимира третьей степени, бриллиантовым перстнем с императорским вензелем.
Алексей Петрович был женат, однако детей у них с супругой не было. Единственное имущество донского генерала — каменный дом в г. Новочеркасске.