В ПОИСКАХ ИМЕНИ…

Перезахоронение 102

Давно закончилась Великая Отечественная, но она до сих пор напоминает о себе. И в наши дни поисковики находят останки тех, кто насмерть стоял за Победу. Сводный поисковый отряд «Донской» по Константиновскому, Семикаракорскому и Усть-Донецкому районам провел работу по эксгумации останков неизвестного солдата, многие годы покоившегося в одном из частных дворов Большемечетного. К сожалению, попытки идентификации пока не увенчались успехом. Перезахоронение останков этого неизвестного солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны, состоялось в Большемечетном в субботу, 22 марта. В траурной церемонии приняли участие глава района В.Н. Талалаев, председатель районного Собрания депутатов А.Н. Фисенко, начальник отдела военного комиссариата Ростовской области по Семикаракорскому и Мартыновскому районам М.А. Аниканов и многие другие.

Сюда, в центр хутора, к памятнику погибшим воинам, подходило все больше и больше народа. Взрослые и маленькие дети, казаки, участники Афганской и Чеченской войн, школьники, пожилые люди — казалось, никто не остался равнодушным к церемонии прощания с солдатом. Траурная панихида навевала грустные мысли и размышления о вечном, звучало много теплых слов, на лицах собравшихся явственно читалась невыразимая скорбь, на глаза наворачивались непрошеные слезы.

— Наверное, родственники этого солдата до сих пор ищут сведения о нем, думают, что он где-то пропал без вести, — сказал глава района В.Н. Талалаев. — Бесконечно жаль, что они даже не подозревают, что сегодня мы предаем земле его останки здесь, в х. Большемечетном.

Заместитель командира сводного поискового отряда «Донской» по Семикаракорскому району Максим Дуля рассказал о ходе поисковой работы. В конце июля 1942 г. полосу обороны ст. Семикаракорская — х. Титов держала 156-стрелковая дивизия под командованием полковника Якова Яковлевича Вербова. Штаб дивизии находился в х. Большемечетном по ул. Красной Армии, 10, в доме Андрея Капитоновича Калмыкова. В 1955 году по этому адресу проживала Нелли Ивановна Рудинская. Из ее воспоминаний: «…эту историю мне не раз рассказывали хозяева Калмыковы: во время войны у них стоял офицер-командир, к нему в гости приехал бывший адъютант. Они были очень рады видеть друг друга. И Анна Сергеевна (хозяйка дома), увидев такую трогательную встречу, накрыла праздничный стол под развесистой грушей в саду. Во время обеда начался артобстрел со стороны ст. Константиновской, один крупный осколок попал в дом и, как ножом, отрезал угол хаты, а мелкие осколки полетели в разные стороны. Все на столе осталось нетронутым, только гостя зацепили осколки. Его сразу же похоронили……» Эти события подтверждаются боевым донесением № 059 25 гвардейского минометного полка: «24.07.1942г. 17.15 из района ст. Константиновской по западной окраине х. Маломечетного из миномета крупного калибра, примерно 150 мм, выпушено 9 мин. «(Фонд 25 гмп, опись 37980, дело 4, лист 112).

17 мая 2013 г. сводный поисковый отряд «Донской» провел эксгумацию останков погибшего воина. При исследовании не нашли неопровержимых доказательств личности: ни документов, ни медальона. Как пояснил М. Дуля, это объясняется, скорее всего, поспешностью захоронения, т.к. 26.07.1942г. 156-я стрелковая дивизия была выдавлена от берегов Дона и прижата к Манычу. Поисковики обнаружили в могиле косвенные доказательства: фрагменты галифе, именно офицерского — с запонками в голеностопной зоне и поясным регулировщиком длины пояса, и ключ на карабине предположительно от сейфа и сундука с документами.

На основании длительного анализа архивных документов предположительно установили имя адъютанта. Из семейного архива Вербовых (г. Симферополь) получили его фотографию. Сейчас идёт активный поиск родственников. В случае подтверждения родства на ДНК-уровне будет названо имя похороненного в Большемечетном бойца.

… Его перезахоронили со всеми воинскими почестями. Звучал государственный гимн России. В наступившей тишине оглушительно прогремели три выстрела. Один за другим к могиле неизвестного солдата подходили взрослые и дети. Отдавая дань уважения и благодарной памяти, они возлагали на сырую землю символы Победы — алые гвоздики — и траурные венки.

Ю. НИКОЛАЕВА.

Фото автора.

Оцените статью
Семикаракорские вести