НЕ ЛЮБИТЬ НЕВОЗМОЖНО
Пушистые снежные хлопья, медленно кружась в морозном воздухе, укрывают станичный домик, деревянную конюшню во дворе. Причудливыми становятся деревья, серебристым ковром застилается земля. На снегу весело резвятся Шута и Парнас, тихая задумчивая Нора стоит в стороне — любуется своим жеребенком Зорро. Озорной Омут не прочь поиграть: незаметно подкравшись, хватает меня за руку и тут же убегает. Выполняя команду тренера, лихо встает на дыбы и получает за это любимое лакомство — сахар. Ухоженные, упитанные лошадки окружают меня, тянут морды. В их умных бездонных глазах — искренняя любовь к людям, доброта и доверие.
Живут эти замечательные животные в конно-казачьем клубе «Трехречье», в ст. Новозолотовской. Основатель и руководитель клуба — генеральный директор ОАО «Сыродельный завод «Семикаракорский» В.И. Шевченко. Валерий Иванович с детства пристрастился к лошадям. Как-то поехал вместе с Алексеем Андреевичем Москвичом в г. Суровикино Волгоградской области, в конно-спортивную школу им. генерала Я.П. Бакланова. Разговорились с руководителем А.В. Щегловым, который собрал в школе ребят из неблагополучных семей, «трудных» подростков, прививает им любовь к лошадям, родному краю, традициям казаков. Он и посоветовал Валерию Ивановичу и Алексею Андреевичу создать свой конный клуб, заниматься с детьми, выступать на соревнованиях. «Почему бы и нет?» — подумали они.
Привезли с Буденновского конного завода двух меринов — Парнаса и Омута. Через год приобрели в Кагальнике кобылу Шуту, а Нору и Зорро им подарили. На конно-спортивном празднике, который проводился на семикаракорской земле ко Дню Победы, объявили об основании конно-казачьего клуба «Трехречье». Это название связано с родиной его владельца В.И. Шевченко — с местом между реками Хопер, Медведица и Волга в Волгоградской области.
Сейчас в любительском клубе занимаются чебачинские и новозолотовские ребята: семь девочек и два парня. Самой старшей воспитаннице 15 лет, младшей — семь. Поначалу дети учатся правильно сидеть в седле, а с 12-13 лет осваивают джигитовочные элементы.
Джигитовка — боевое искусство казаков, народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, которое включает упражнения на скачущей лошади. Джигит — искусный и отважный наездник. Именно казаки сделали джигитовку искусством боя, которое развивает смелость и ловкость, учит управлять конем, владеть своим телом и оружием. Она дошла до наших дней и стала самостоятельным видом конного спорта.
В «Трехречье» ребята выполняют джигитовочные элементы, стоя на одном стремени, на седле,… В клубе есть прямая для джигитовки, круг для обкатки, заездки лошадей. Конечно, не все дети, придя однажды в клуб, остаются надолго. У кого-то нет способностей, кто-то теряет интерес. Но есть и такие ребята, которые всем сердцем привязываются к лошадям, ходят в клуб постоянно, помогают ухаживать за животными. Кормят, чистят, расчесывают…
Клуб принимает участие в праздничных мероприятиях. К примеру, в показательных выступлениях в ст. Новозолотовской на Масленицу, в Семикаракорске на Пасху. Побывали на скачках в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы в х. Буерак-Поповском Серафимовичского района. В 2012-м Омут занял там первые места в двух забегах, Парнас тоже был а числе лидеров. Сейчас в «Трёхречье» готовятся к кубку России по джигитовке памяти полковника Ф.И. Елисеева в г. Суровикино.
— Научить лошадь выполнять команду непросто, — рассказывает тренер Алексей Москвич. — Нужно заниматься до тех пор, пока она не исполнит требуемое. Если бросить начатое, потом очень трудно достичь результата. На изучение приема нужно потратить целый день, на следующий — повторить.
Обучали мы Шутку ложиться по команде. Кобыла никак не понимала, чего мы от нее хотим. Использовали старые методы: стреножили (связывали путами ноги лошади), наклоняли шею. Намучились. Решили подталкивать ее руками, и в этот момент она легла. Дали сахар, подняли. Попробовали еще раз: легла. Начала выполнять команду самостоятельно. Потом и с наездником.
Омута долго не могли поставить на дыбы. Как-то зашли с ним в реку, в этот момент с высокого обрывистого берега отвалилась глыба. Конь испугался, встал на дыбы и повернулся на 180 градусов. После этого случая он и научился стоять на задних ногах.
Приучаем лошадей выполнять команды при помощи повода, шенкеля. После исполнения приема обязательно даем сахар.
Во время рассказа тренера лошади демонстрируют свои умения: встают на дыбы, «здороваются».
— У каждой лошади свой характер, — продолжает наш собеседник. — Омут не отличается послушанием. Он донской породы, обычно с ней не хотят работать. Но у нашего Омута добрый нрав: он не кусается и не брыкается, не бьет. Кровная кобыла Шута — быстрая, очень послушная. Она первой научилась исполнять команды.
Самый крупный конь — Парнас, он буденновской породы. Крайне своенравный. Если не захочет что-то делать, трудно уговорить. Зато очень любит детей. Посадим на него ребенка — таким спокойным становится. Чего не скажешь, если взрослый в седле.
Кобылку Нору так назвали из-за ее норовистого характера. Она старшая лошадь в клубе, ей 9 лет. Нора беспородная, но очень интересная. Спокойная, хорошо подходит для работы с детьми. Нора поступила в наш клуб вместе со своим двухмесячным жеребенком. У него на морде была черная «маска», и мы назвали его Зорро. Сейчас ее уже нет — сошла через полгода.
Все кони в клубе добродушные, миролюбивые. Как-то в лесу к ним прибился олень. Они сочли его «своим», подпустили к себе. Так вместе и шли какое-то время, а потом олень вернулся в лес.
— Какие они спокойные, ласковые, — говорит Алексей. — С ними все житейские неурядицы «уходят» на второй план. Столько радости, светлых, добрых чувств дарят они человеку! Их просто невозможно не любить!
Ю. НИКОЛАЕВА.