4 января — День освобождения Семикаракорска
Поиски новых имён освободителей Семикаракорска продолжаются
В ноябре уходящего года в Семикаракорский историко-краеведческий музей пришло письмо от жительницы города Волжского Веры Андреевны Мериновой. Обращаясь к работникам музея, женщина просила дать ей сведения о военных действиях, проходивших в январе 1943 года на территории нашего района. Дело в том, что она разыскивает своего без вести пропавшего отца, последнее письмо от которого пришло 17 января 1943 года из наших мест.
«Мой отец, Андрей Полуэктович Горюхин ушел на войну в 1942 году, будучи призванным Туймозинским райвоенкоматом в Башкирии, — пишет дочь фронтовика. — Мы знаем, что он был политруком во второй роте 71-го гвардейского полка 24-ой гвардейской стрелковой дивизии. И как потом, уже у апреле 1943 года, нам сообщил его однополчанин, он в ходе боёв на Дону 20 января 1943-го был ранен и отправлен в медсанбат, а потом, наверное, в полевой госпиталь. Рана была нетяжелая, поэтому, возможно, отец лечился недолго и снова вернулся в строй. А может быть, и погиб вскоре на донской земле. К сожалению, мы ничего об этом не знаем. В наступающем году будет отмечаться 70-летие Сталинградской битвы и освобождения Ростовской области. Может быть, появятся какие-то новые материалы и документы, которые прольют свет и на судьбу моего отца. А вдруг станет известно, где он обрёл свой вечный покой. Знать это, вы сами понимаете, нам, его потомкам, очень важно…»
Смотрим путь 24-ой гвардейской дивизии в материалах Интернета. С декабря 1942-го под командованием генерал-майора П.К. Кошевого она вела наступление в направлении Новоаксайска, потом освободила Котельниково. Далее дивизия участвует в Ростовской операции и наступает в общем направлении — станицы Цимлянская и Раздорская. В середине января она вышла к Манычу. А 18 января получила задание форсировать приток Дона Северский Донец, что долго не удавалось.
Конечно, нельзя исключать, что политрук А.П. Горюхин со своим полком проходил в начале января 43-го с боями и через территорию наш район. Возможно, и город наш был освобождён при его участии. А вот в середине января дивизия сражалась уже на территории соседнего Константиновского района. Памятуя о том, что в Константиновске есть улица имени этой дивизии-освободительницы, мы связались с их краеведами. И они дали нам примерное направление поиска. Известно, что в те январские дни всех раненых в боях за хутора Константиновского района отправляли в госпиталь, располагавшийся в хуторе Першиков (Цимлянский район). Возможно, туда и попал отец Веры Андреевны. В Цимлянске же есть музей боевой славы, которым долгие годы руководит З.Г. Бурмистрова. Если наш музей обратится к ней, то не исключено, что можно будет дальше продвинуться в поиске.
Если принадлежность политрука Горюхина к освобождению Семикаракорска еще предстоит установить, то участие в нём другого красноармейца — Константина Ивановича Смирнова — уже, считай, установлено. Летом нынешнего года в наш музей приезжали из Краснодара супруги Константин и Светлана Жиргулевич. Они разыскивали могилу своего деда К.И. Смирнова, который согласно извещению (его сохранила вдова солдата Ксения Павловна) похоронен в январе 1943 года в ст. Семикаракорской. К сожалению, в списках освободителей фамилии Смирнова не было. Но теперь, как уверяют музейщики, они обязательно будут упоминать ее на «уроках мужества» и во время других музейных мероприятий, посвящаемых памяти защитников Родины и донской земли. Документы своего деда и воспоминания о нём (уроженец г. Горького, воевал в 42-ой автороте подвоза) внуки обещали передать в Семикаракорский музей.
Уходит 2012 год, названный в России годом истории Отечества. Он все-таки всколыхнул интерес к прошлому, сподвигнул на новые поиски. И поиски продолжаются.
Т.МИРОНОВА.