КНИГА ПАМЯТИ — ЭТО НАШ ОБЩИЙ МЕМОРИАЛ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА
Никто не забыт…
К 70-летию освобождения Семикаракорского района и Ростовской области от гитлеровских захватчиков
Наверное, многие читатели «СВ» и посетители интернет-сайта газеты «Семикаракорские вести» обратили внимание на объявление о том, что в преддверии 70-летия освобождения Ростовской области и Семикаракорского района, а также юбилея Победы в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими оккупантами проводится уточнение и исправление районной Книги Памяти.
Инициативу проявила организация поисковиков Ростовской области. Цель — благородная: уточнить имена всех погибших солдат и офицеров и почтить светлую память воинов, отстоявших свободу и независимость Родины, защищавших и освобождавших донской край от гитлеровцев. Информацию о своих близких — уроженцах нашего района, а также о тех солдатах и офицерах, которые были призваны на военную службу Семикаракорским РВК в годы войны, можно предоставить по телефону: +7-928-163-19-33, электронная почта maximsemaki@mail.ru.
Конечно, журналистов «СВ» заинтересовал вопрос: неужели и в нашем районе появилась своя поисковая группа, возобновляется активная исследовательская работа краеведов? Договорились о встрече с автором объявления. Им оказался 29-летний семикаракорец Максим Дуля, который трудится в сельском хозяйстве.
-Объем работы с документами очень большой, — сказал М. Дуля. — В течение первых десяти дней я сверял данные архивов с записями в районной Книге Памяти и успел проверить только списки фамилий на буквы «А» и «Б».
В братской могиле в городе Семикаракорске похоронено 2000 погибших и умерших от ран, из них имеется полная информация лишь о 189 воинах. Подробные данные об остальных будем искать в архивах госпиталя, воинских частей, в которых воевали наши защитники и освободители, положившие свои жизни за всех нас.
Не зря говорят, что архивное дело (архивология или архивоведение) сродни обычной археологии, изучающей историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры, которые находят при раскопках. Архивология — занятие тоже трудоёмкое (правда, работа эта не с землёй, а с пожелтевшими массивами различных документов), пыльное, к тому же финансово затратное, порой неблагодарное, потому что далеко не всегда можно найти ответы на вопросы, отыскать нужную информацию, весточку о судьбе человека, которую десятки лет ждут его близкие.
В опубликованных ранее в Книге Памяти данных имеется много ошибок в написании фамилий, имен и отчеств (нам уже подсказали об этом жители района, в частности, из станицы Новозолотовской и хутора Жукова). Есть и неверно указанные личные данные погибших бойцов, зачастую отсутствуют сведения, в какой части человек служил или где и когда погиб, не указаны места захоронений.
Работа по изменению и дополнению Книги Памяти займет немало времени, по срокам рассчитываем завершить её к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
— Изменения и дополнения будут оформлены в виде вкладыша к существующей Книге Памяти? — интересуемся мы.
— Нет, насколько я знаю, планируется выпуск новой Книги Памяти — с дополнительными данными о погибших и пропавших без вести воинах, фотографиями, письмами военных лет.
К тому же, в связи с рассекречиванием документов Центрального архива Министерства обороны РФ, стало доступно много ранее не известной информации о судьбе наших солдат и офицеров. В частности, есть списки воинов, попавших в плен, дезертиров и лиц, осужденных военным трибуналом за различные проступки и преступления. Имеются и сведения о не врученных в свое время наградах, порой они находят своих героев уже в наши дни.
Всё это надо проверять — для родственников воинов это очень важно. К примеру, если кто-то из бойцов попадал в плен, данный факт не значит, что человек становился предателем. Известна масса примеров, когда и в самых тяжелых условиях фашистских концлагерей люди продолжали борьбу с врагом.
Министерством обороны Российской Федерации создан обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД «Мемориал»).
Сведения для его наполнения взяты из официальных архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и его региональных отделениях, Управлении Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Основную массу документов составляют донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), паспорта захоронений советских солдат и офицеров. Это миллионы документов, многие из которых ещё не видели исследователи…
Как выяснилось, М. Дуля входит в состав объединенного поискового отряда «Донской» по Константиновскому, Семикаракорскому и Усть-Донецкому районам. Он рассчитывает, что со временем появится такая организация и в Семикаракорске. Пока Максим часто общается с единомышленниками из соседних городов и районов, работниками военкоматов и архивов, в том числе Центрального государственного архива Министерства обороны России в г. Подольске.
Для самого Максима первоначальным поводом к проведению исследовательской работы послужил тот факт, что его прадед считается без вести пропавшим в годы Великой Отечественной войны. Может быть, ещё найдутся документы, которые прольют свет на судьбу родича. А пока правнук решил помочь хотя бы тем людям, кто теперь кровными узами связан с семикаракорской землей, но ничего не знает о своих погибших близких, похороненных в наших краях.
— Дело в том, что в братских могилах на территории нашего района похоронены советские солдаты и офицеры, о которых на их малой родине порой ничего не известно — они числятся пропавшими без вести, — сказал М. Дуля. — Например, как минимум четыре воина, захороненных в хуторе Сусате, в региональных книгах памяти числятся пропавшими без вести. Родственников одного из них — красноармейца, пулеметчика Григория Тихоновича Абрамова из хутора Ольшанского Урюпинского района Волгоградской области — удалось разыскать и известить о месте его гибели и захоронения…
О поисковой работе Максима Дули и родственниках Г.Т. Абрамова рассказала 17 декабря 2011 года читателям районная газета «Урюпинская правда». В хуторской библиотеке в альбоме по истории х. Ольшанского на странице «Это они не вернулись из боя» действительно значилось, что Григорий Абрамов и его брат Алексей пропали без вести (старший брат Андрей погиб в г. Львове в 1941 г.).
Их мама до последнего своего дня не верила в гибель сыновей, ждала их и заказывала в церкви заздравные. И лишь умирая наказала поминать их как погибших воинов. Этот наказ матери обоих солдат выполняется родственниками до сих пор.
По данным, имеющимся в отделе военкомата по Семикаракорскому и Мартыновскому районам, рядовой Г.Т. Абрамов, 1924 года рождения, погиб в бою 14 января 1943 года. Конечно, теперь уже не узнать в деталях, как всё происходило. Бои на Семикаракорском и Зерноградском направлениях шли очень жестокие. Наши войска пытались с ходу захватить укрепленные узлы обороны немцев. В итоге 52-я отдельная стрелковая бригада, в которой служил Г.Т. Абрамов, почти сразу потеряла более двух тысяч человек убитыми и пропавшими без вести.
— Конечно, проводить исследования ДНК и идентифицировать останки воинов их близкие, скорее всего, не станут, — сказал М. Дуля. — Но теперь родные смогут приехать на могилу и привезти горсть родной земли, положить цветы, почтить память павших и солдатский подвиг. Это, думаю, самое важное, главное в работе поисковиков…
Увы, поле деятельности у современных исследователей очень широкое. А интерес к ней не угасает. Например, по словам Максима, приезжали в наш район жители Калмыкии, пытались узнать о судьбе своих близких, воевавших в составе 110-й отдельной калмыцкой кавалерийской дивизии (ОККД) имени С.М. Буденного. В июле 1942 года она держала оборону на большом отрезке фронта — от станицы Семикаракорской до Багаевской, штаб был в х. Ажинове. Фашистские танковые и механизированные армии рвались тогда к Сталинграду, к Волге. Два кавалерийских калмыцких полка (273 и 311) занимали позиции возле раздорской переправы, некоторые части располагались в Костылевке и Новороманове.
За первые две недели кровопролитных сражений — с 15 по 27 июля 1942 года — 110-я ОККД потеряла безвозвратно до тысячи солдат и командиров (из них свыше 600 погибли, 200 пропали без вести — большинство утонули) и ранеными 700 человек. Общие ее потери составили 37% личного состава, т.е. в среднем в сутки — 2,33%. В последующих боях почти вся дивизия погибла, но выполнила свою задачу — задержала продвижение гитлеровцев к Сталинграду. Многие воины были награждены орденами и медалями, а командиру взвода истребителей танков (бойцы вооружены были противотанковыми ружьями) сержанту Э.Т. Деликову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Предполагается, что погиб он у раздорской переправы через Дон — на «нашем», левом берегу. Недавно там обнаружили останки троих бойцов, теперь на том месте установлен памятник.
Известно, что только на территории Семикаракорского района было похоронено около десяти бойцов из 110-й ОККД. Сколько же на самом деле — надо уточнять.
Кстати, где-то в нашем районе есть и могилы немецких парашютистов-десантников: в 1942 году они были заброшены в тыл оборонявшихся частей Красной Армии, чтобы отрезать красноармейцам пути отступления. Думаю, родственники немецких солдат и офицеров в Германии были бы благодарны семикаракорцам за информацию о месте захоронения погибших десантников.
Практически в каждой станице или хуторе есть свои мемориалы в память о павших защитниках нашей Родины, а также безымянные могилы. Весной 2013 года будем проводить перезахоронение останков бойца в хуторе Большемечетном. Погиб он в июле 1942 года: при артобстреле со стороны станицы Константиновской в дом, где располагался штаб 156-й стрелковой дивизии Красной Армии, попал снаряд, от осколков которого и погиб боец.
Жители хутора похоронили его на огороде, они и их дети до 70-х годов ухаживали за могилкой, пока были живы. Потом она оказалась заброшенной, почти затерялась на огороде. Однажды я увидел, что место захоронения бойца огорожено металлической оградкой. Однако ныне оградка исчезла, среди посадок овощей теперь могилку не увидишь.
Помочь перенести останки воина нам обещали поисковики из г. Каменска-Шахтинского. Не откажемся и от помощи семикаракорцев, если будут желающие. Дело это довольно сложное, хлопотное, требующее множества согласований с различными ведомствами, да и место захоронения надо будет теперь уточнять.
Ждут исследователей и другие случаи захоронений воинов, чьи имена остаются неизвестными, к примеру, наших лётчиков в станице Новозолотовской, в хуторах Бакланники и Большемечетном. В последнем в декабре 1942 года разыгралась трагедия — наш смертельно раненный летчик не смог отвести свой самолет в сторону от домов, и машина рухнула на здание школы. Погибли 8 учеников, ещё трое позже скончались от ран. В память о погибших в хуторе Большемечетном возведен мемориал.
А разве не интересна судьба бойцов партизанского отряда «Гроза», среди которых были и жители нашего района? После освобождения Ростовской области он действовал на территории Украины.
Насколько знаю, в школах развивается волонтерское движение, проводят большую военно-патриотическую работу, в том числе уроки внеклассного чтения, встречи с ветеранами и тружениками тыла. Педагоги организовывают опросы учащимися дедушек и бабушек, старожилов о том, что же происходило на семикаракорской земле в те грозные, тяжкие военные годы.
Жители города и района могут напрямую обращаться и к нам, поисковикам, и в редакцию районной газеты. Во многих школах есть краеведческие музеи, где также не откажутся записать рассказы старожилов. Хорошо бы на эти встречи приглашать представителей областной поисковой организации, которые занимаются подготовкой нового выпуска Книги Памяти.
Эти записи воспоминаний старшего поколения очень важны: с каждым годом всё меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, прямых свидетелей событий тех лет. И надо спешить узнать побольше правды о военном лихолетье из уст тех, кто пережил всё и видел собственными глазами, прочувствовал своим сердцем и глубину человеческого горя, и величие народного подвига.
Н. МИХАЛЕВИЧ.
На снимке: памятник неизвестному летчику в х. Бакланники.