slider

КУДА УХОДЯТ ДЕТИ?

  • Комментарии к записи КУДА УХОДЯТ ДЕТИ? отключены
  • 889

В последнее время что-то неладное творится с детьми в России. Все чаще говорят в телевизионных новостях о том, что наши подростки добровольно уходят из жизни, бегут из дома куда глаза глядят. От чего они бегут? Куда? Что гонит их прочь из семьи? Что они хотят найти там, куда уходят? Психологи утверждают, что уход из дома — это своеобразная игра в прятки. Так от чего прячутся наши дети? Об этом мы недавно говорили с ответственным секретарем районной комиссии по делам несовершеннолетних Н.Г. Муковниной.

— С начала 2012 года в нашем районе зарегистрировано 10 уходов детей из дома, — рассказывает Наталья Геннадьевна. — И это много, особенно если учесть, что дети вообще не должны покидать семью.

По словам Н.Г. Муковниной, все случаи детских «побегов» можно условно разделить на две группы. К первой относятся инциденты, когда пропадает ребенок, страдающий тем или иным заболеванием. Такие беглецы не отдают себе отчета, куда и зачем они идут из дома. Зачастую они плохо ориентируются в пространстве, не различают «право-лево», не имеют опыта общения с посторонними людьми. В качестве примера можно привести случай, когда девочка вдруг не смогла найти дорогу домой из школы искусств, хотя маршрут ей знаком — она регулярно ходит по нему на занятия и обратно. Или недавний инцидент, когда в городе пропал семилетний мальчик. Он пошел к бабушке, от дома которой находился буквально в паре шагов. Но у бабушки так и не появился: по пути ему попалась детская площадка, на которой он заигрался. Познакомился со сверстниками, увлеченно с ними общался, развлекался и напрочь забыл, куда шел.

— Пропажа каждого ребенка, — говорит Наталья Геннадьевна, — это страшный стресс. И для родителей, и для тех, кто по роду службы должен искать потерявшихся детей. Наша мобильная поисковая группа, в которую входят сотрудники полиции, участковый территории, на которой пропал ребенок, начальник отделения по делам несовершеннолетних, я,как представитель районной комиссии ПДН, представители органов опеки и попечительства, собирается в течение 15 минут. К тому же к поискам обязательно подключаются и многие другие: соседи, сотрудники образовательных учреждений, специалисты МЧС. Спасибо, что люди у нас такие отзывчивые — не отказываются помочь, поэтому все делается оперативно. Ведь поиск пропавшего ребенка — это экстренная ситуация, которая требует максимальной отлаженности действий. Но главное все-таки не это, намного важнее упредить ситуацию, не допустить, чтобы ребенок ушел из семьи. В случаях, когда пропадают больные дети, это практически невозможно. Родители и так стараются по максимуму контролировать такого ребенка, как правило, посвящают ему все свое время. И наша задача — помочь им , способствовать тому, чтобы ребенок научился жить самостоятельно — рано или поздно ему придется знакомиться с внешним миром, контактировать с посторонними людьми.

Но есть другие случаи, когда дети уходят из семьи. И вот тут я бы самым жестким образом наказывала родителей. К сожалению, к этой категории относятся семьи, которые принято считать нормальными. В них есть достаток, так называемое материальное благополучие. Но характеризует их и еще один признак — сплоченность семьи против ребенка. В таких случаях дети бегут оттуда, как из дурдома, где не могут больше находиться, потому что там плохо и одиноко.

Рассказывая истории, служащие иллюстрацией к этому утверждению, Наталья Геннадьевна подчеркивает: в благополучных семьях, из которых уходят дети, всегда существует проблема взаимопонимания. Вернее, НЕпонимания. Отсутствие благоприятного климата в доме — вот причина детских побегов. Оснований у этого неблагополучия много, но типичных несколько. Первое — родители не слышат своего ребенка, считают, что, имея вдоволь еды, модной одежды, он должен быть безусловно счастлив и полностью соответствовать их ожиданиям: хорошо учиться, замечательно себя вести. И если вдруг происходит какой-то сбой — появляются плохие оценки, «портится» характер — бросаются на ребенка с упреками. Дескать, мы даем тебе все, а ты чем нам платишь в ответ? Не пытаются найти причину этих перемен в детском характере, а сразу идут в нападение. И, когда ребенок уходит, недоумевают: «Чего не хватало? Ведь все у него было!» А соседи потом рассказывают, что частенько слышали, как мать обзывала беглеца последними словами, как постоянно говорила с ним на повышенных тонах…

Вторая причина — ссоры родителей. Враждуя между собой, мама и папа создают в доме невыносимую обстановку, иногда вовлекая в свой конфликт ребенка, а то и вовсе забывая о нем. И он начинает искать помощи и понимания на стороне.

— Ребенку не нужен холодильник, забитый дорогими продуктами, — уверяет Н.Г. Муковнина. — В нашей области существует так называемый банк семей, которые находятся в социально-опасном положении. Попросту говоря, туда попадают семьи, в которых родители находятся на грани лишения родительских прав. Понятно, что это асоциальные мамы и папы — пьющие, нигде не работающие… 62 семьи из нашего района числятся в этом банке, в них воспитывается 121 ребенок. Так вот ни один из этих детей не ушел из дома. Понимаете, ни один ребенок не ушел из дома за куском хлеба! Все уходы — только из благополучных семей.

Чтобы разобраться с внутрисемейными проблемами, найти их причины, семьям, откуда бегут дети, специалисты в первую очередь предлагают воспользоваться помощью психолога. И если родители детей,страдающих тем или иным заболеванием, которое во многом и стало причиной его исчезновения из дома, с радостью хватаются за эту возможность, то вторые категорически от нее отказываются. Еще и обижаются, зачем, дескать, нам психолог, мы нормальные! А ведь им помощь грамотного специалиста нужна в первую очередь. Это они не могут наладить контакт со своим ребенком, они что-то упустили в его воспитании, и нужно понять, что именно. Но нет — люди в упор не видят никаких проблем, уверены в своей правоте и по привычке винят кого угодно, но не себя.

— Не все знают, — говорит Наталья Геннадьевна, — что не обязательно идти за помощью к психологу, работающему в школе, где учится ваш ребенок. Можно обратиться к специалисту из другого учебного заведения. Можно пойти в Центр социальной помощи семье и детям, где не спросят ни вашей фамилии, ни адреса — консультации психолога анонимны. Там есть замечательный кабинет психологической разгрузки с уникальным оборудованием, которым не может похвастать ни одна наша школа или детский сад.

Важно понять, утверждают психологи, что порой увидеть проблему можно только при помощи постороннего, который способен взглянуть на конфликт со стороны, не становясь на чью-либо сторону. Иногда сложная, неразрешимая ситуация возникает, казалось бы, на ровном месте. Как недавний случай, произошедший в нашем районе. Однажды летним днем мама 15-летней девочки обнаружила, что ее дочь уехала в Москву. Поводом для поездки оказалось приглашение друга, с которым беглянка познакомилась год назад на море. Дети в течение года активно общались в Интернете, и мальчик пригласил нашу девочку к себе в гости. Мол, Москву покажу, с родителями познакомлю. Мама категорически воспротивилась поездке, и тогда юная героиня решила справиться с проблемой по-своему. Заработала на полях денег на билет и, несмотря на то, что мама спрятала ее паспорт, бесстрашно отправилась в Москву на рейсовом автобусе.

— Представляете, какой для всех был шок, — говорит Наталья Геннадьевна, — когда выяснилось, что девочка-подросток, которая вдобавок еще и выглядит младше своих лет, одна уехала в Москву. Да на каждой остановке ее могла поджидать опасность! А уж когда мы все-таки выяснили, в каком автобусе она едет, созвонились с ней, испытали новое потрясение, сильнее прежнего: где-то в Воронежской области телефон беглянки замолчал. Каково было матери слышать механический голос автоответчика? Но разве думала об этом девочка? Она стремилась в Москву, ей хотелось поскорее увидеть друга, а о том, что мама сходит с ума от неизвестности, она даже не догадывалась. Просто вынула симку из телефона, чтобы эти «надоедливые» взрослые не донимали ее своими звонками, и спокойно продолжила свой путь.

Импульсивное девочкино «хочу в Москву» обернулось для мамы тяжелейшим стрессом, который чуть не привел женщину к инсульту. А ведь девочка, по словам Н.Г. Муковниной, умница, никому и в голову не могло прийти, что она способна на такое. Но теперь эта умница должна в течение полугода каждый месяц являться в комиссию по делам несовершеннолетних, где с ней проводят воспитательные беседы, а мама получила административное предупреждение за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Кто в этой ситуации виноват? О чем таком важном не успела рассказать своей дочери мама?

— Ребенок уверен, что с ним ничего страшного не произойдет, — объясняет Наталья Геннадьевна. — Страхи и опасения взрослых кажутся ему напрасными, глупыми. Поэтому уповать на его чувство самосохранения нельзя. Важно приучить с малых лет, что родители за него волнуются, переживают — так уж они устроены, ничего с этим не поделать. И если его не беспокоит собственная безопасность, он должен осознавать, что его необдуманные поступки могут огорчить родителей, привести к непоправимым последствиям.

Что же происходит после того, как убежавший из дома ребенок найден? Согласно ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях родителям всех беглецов, независимо от причины ухода из дома, выносят предупреждение или штрафуют. Заблудился, забыл дорогу домой, сознательно сбежал прочь — не важно, родители в ответе за свое чадо.

— Как правило, комиссия по делам несовершеннолетних выносит именно предупреждение родителям, а не штраф, — объясняет Н.Г. Муковнина. — А ребенка ставим на полугодовой учет в службах профилактики: в полиции, в нашей комиссии, в школе. И каждый месяц в течение этого срока мы посещаем семью, собираем о ней информацию. Так и объясняем родителям, чей ребенок оказался в поле зрения комиссии: «Теперь ваша семья на полгода должна стать открытой для нас». Конечно, это не всем нравится, но иначе нельзя. Мы отдаем себе отчет, что ситуация внешне может измениться в лучшую сторону, а о том, что творится внутри, остается только предполагать. Но родители, попавшие под такой контроль, все-таки стараются себя сдерживать, контролируют свои слова и поступки, чтобы не спровоцировать ребенка на новый уход.

Все психологи и педагоги в один голос говорят: быть родителем очень ответственно. Главное, что нужно усвоить, как «Отче наш»: ребенок должен быть уверен, что всегда, в любой ситуации он может рассчитывать дома на понимание и защиту. Внушить ему эту уверенность могут только мама с папой — своей любовью, готовностью пожалеть и утешить, своей верой в него. И неважно, большой он или маленький. Ребенок всегда ищет того, кто его поймет, и этими людьми должны быть именно родители.

Н. БИЛЕЦКАЯ.

Цитата

«По официальной статистике, сегодня из дому ежегодно бегут 50 тысяч детей. Примерно 30 процентов из них — из-за плохих отношений с родителями, особенно с отчимами. Еще 30 процентов беглецов дают семьи алкоголиков. Убегающие от учебы составляют 18 процентов. Из-за элементарного отсутствия внимания родителей (из-за эффекта «холодного дома») из семей уходят 12 процентов детей…

Судьба ребенка на 100% зависит от того, есть ли рядом с ним хотя бы один взрослый, которой день и ночь нес ответственность за этого ребенка, думал о его завтрашнем дне, о его будущем, о его проблемах, и был готов отложить все свои дела ради него…

При нормальном развитии детско-родительских сюжетов родители «чувствуют, знают», что происходит с их детьми даже на расстоянии. Они могут предсказать в ближайшей перспективе поведение своих детей.

Синдром «холодного дома», психологической, эмоциональной отвязанности, отсутствие постоянной психологической связи между матерью и ребенком лежит в основании социального сиротства. Сегодня дети бегут потому, что их ничто и никто не удерживает дома. Психологически отвязанные дети могут попасть в любую компанию, в любую историю. У них отсутствует внутренний контроль за поведением, потому что никто не осуществляет внешний. Никто не учит систематически управлять их своим поведением, планировать свои поступки и сочетать свои интересы и интересы семьи…»

Из книги психолога Ольги Маховской «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить».

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта