ВСТРЕЧА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ»
Власть и бизнес
В последних числах мая, состоялось второе (после решения организационных вопросов) заседание Совета по развитию предпринимательства г. Семикаракорска. Проходило оно в форме «круглого стола». Основной его темой стало обсуждение порядка проведения проверок объектов предпринимательской деятельности контролирующими (надзорными) органами государственной власти.
Отсюда и состав участников встречи: в числе приглашенных — помощник прокурора Семикаракорского района, юрист 2 класса М.В. Федорцов, заместитель начальника ТО ТУ Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском и Константиновском районах О.В. Камчатнова, главный государственный ветеринарный инспектор Семикаракорского района Г.А. Соловьева, старший государственный налоговый инспектор Межрайонной ИФНС №13 по Ростовской области Е.А. Силантьева, глава г. Семикаракорска А.Н. Черненко и другие официальные лица.
Разговор шел об изменениях в законодательстве, особенностях проведения документарных и выездных проверок (плановых и внеплановых) прокуратурой и органами государственного и муниципального контроля, налоговой инспекции, а также о соблюдении требований ветеринарного законодательства.
Вначале на ряд часто задаваемых работникам прокуратуры вопросов ответил М.В. Федорцов. В частности, он ещё раз уточнил: контроль за исполнением ранее принятого постановления о нарушениях закона не является повторной проверкой. Сотрудники прокуратуры, в отличие от представителей органов государственного и муниципального контроля, вправе действовать в рамках своей компетенции без приказа (распоряжения) вышестоящего руководителя, предъявив служебное удостоверение.
В любом случае действия прокуратуры можно обжаловать вышестоящему прокурору или в суд, в том числе по телефонам «горячей линии» и через сеть Интернет. Распоряжение прокурора о проверке также может быть признано судом незаконным. Однако в нашем районе подобные жалобы от предпринимателей поступают очень редко, то есть в целом они признают правоту мер, принимаемых надзорным органом.
К тому же прокуратура в соответствии с законом нередко выступает в защиту предпринимательства и может отказать органам государственного и муниципального контроля в согласовании как плановых, так и внеплановых проверок. Об этом же говорила и О.В. Камчатнова: «Мы действуем строго в рамках требований закона».
Ещё раз уточнено: внеплановые проверки в ряде случаев могут проводиться без предварительного уведомления предпринимателя. Об этом прямо говорится, в частности, в пункте 17 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
«17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется».
И обижаться на внезапное появление представителей органов контроля и надзора не следует. М.В. Федорцов напомнил, что уже в этом году практически в каждой проверенной торговой точке выявлены нарушения, чаще всего — продажа некачественных, с просроченным сроком реализации продуктов. Был и случай, когда в реализации находился откровенно протухший товар, что представляло бы угрозу здоровью людей при его потреблении. Это уже проблема не только совести, но и ответственности предпринимателей перед законом.
Участники «круглого стола» задавали и новые вопросы, особенно активно вел обсуждение председатель Совета по развитию предпринимательства В.Д. Мозоль. Например, спрашивали о том, почему надо оплачивать несколько регламентов на одну и ту же продукцию (например, с регламентом СНГ не пускают в Россию, свои требования у Казахстана и Беларуси). Или — что делать проверяющим, если на месте не окажется директора магазина, а только продавец? Как пояснил М.В. Федорцов, обычно, если это внеплановая проверка, проверяющие ждут руководителя, а при проведении плановых проверок (их сроки согласуются заранее) он обязан либо присутствовать сам, либо назначить иное уполномоченное лицо и выдать ему доверенность.
Судя по выступлению Г.А. Соловьевой, не будет смягчения требований по вопросу оформления сопроводительных и ветеринарных документов на мясо и прочую продукцию. Никаких копий, подтирок и исправлений или незаполненных сертификатов и прочих «бумаг» — только оригиналы официально оформленных документов на каждую торговую точку. Трудности в работе предпринимателей с оптовыми поставщиками понятны: все дополнительные затраты, в том числе по оформлению ветеринарных свидетельств, ведут к удорожанию товара, но все же, видимо, от услуг сомнительных фирм — даже при самых заманчивых предложениях — лучше отказаться.
На завозимую в город местную мясную продукцию должно быть ветеринарное свидетельство (форма 2) от фирмы-продавца, на местную — ветсправка №4. В случае каких-либо сомнений то же мясо будет отправлено на исследование в лабораторию на соответствие заявленным в ветеринарных документах данным.
Рассказав о порядке проведения проверок налоговой инспекцией, Е.А. Силантьева рекомендовала проверяемым соблюдать финансовую дисциплину, больше уделять внимания работе продавцов. Отстаивать свою точку зрения в соответствии с законом, не забывать о составлении протокола разногласий, если они появятся по итоговой справке о проверке, иначе в последующем предприниматель не сможет обжаловать в суде действия органа контроля. А своевременная выплата выявленной задолженности позволяет в два раза уменьшить сумму штрафных санкций.
Правда, вопрос предпринимателей о возможных переменах в налоговой политике страны пока остался без ответа. Несомненно, изменения будут, вопрос этот — в компетенции правительства страны.
А.Н. Черненко поблагодарил участников «круглого стола» за активное, заинтересованное обсуждение проблем. Он отметил тот факт, что есть взаимопонимание между предпринимателями и сотрудниками контролирующих (надзорных) органов — это способствует решению возникающих недоразумений. Александр Николаевич выразил надежду, что разговор был полезным, а такие встречи необходимы и будут продолжены.
Н. МИХАЛЕВИЧ.