Православие
Иерей Дмитрий Морозов:
«ЧЕМ БОЛЬШЕ ЕЗЖУ ПО ДРУГИМ СТРАНАМ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЛЮБЛЮ РОССИЮ, ДОН»
Наверное, многие жители нашего района слышали о существовании знаменитой Святой Горы Афон на северо-востоке Греции. Этот небольшой полуостров — один из основных духовных центров православия, удел Пресвятой Богородицы, единственная на Земле монашеская республика. Ежегодно множество гостей из разных стран приезжают туда, чтобы прикоснуться или просто поклониться святыням.
Есть среди паломников и семикаракорцы. Например, в начале 2011 года путешествие на Афон совершил настоятель семикаракорских храмов протоиерей Николай Овчинников. А недавно из паломнической поездки по Греции и другим европейским странам вернулся клирик Семикаракорского Свято-Троицкого храма иерей Дмитрий Морозов. Конечно, журналисты «СВ» не могли оставить без внимания это событие, встретились и побеседовали со священником.
-Отец Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о паломнической поездке, о своих впечатлениях.
-Из Ростова-на-Дону группа паломников из 26 человек выехала на автобусе 5 мая 2011 года, так что праздник День Победы мы встречали за пределами России. Поездку организовал паломнический отдел нашей епархии по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона.
Поездка длилась 15 дней. Наш маршрут проходил через Украину, Молдавию, Румынию, Грецию, Италию, затем через Австрию, Венгрию вернулись на Украину и приехали домой.
Конечно, впечатлений много, обо всем и не расскажешь, удалось сделать сотни фотоснимков.
Вообще было бы неплохо выделить дня по 3-4 на знакомство с каждой страной, как это было в Греции, а то ведь, как говорится, промчались галопом по Европам, а посмотреть везде есть что интересного.
-Вы были на самом Афоне?
-Да, мы побывали на Святой Горе. Посетили не только Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, но и греческий Ватопед (один из самых древних, богатых и больших монастырей, где хранятся пояс пресвятой Богородицы, чудотворная икона «Всецарица» и другие святыни) и основанный грузинами монастырь Иверон, ныне здесь живут греки, главным сокровищем его является икона Богородицы «Портаитисса» (Вратарница).
Свято-Пантелеимонов монастырь находится на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель с её многоэтажными постройками и высокими зелеными куполами храмов, хорошо видная со стороны моря, кажется целым городом. Это один из двух десятков православных монастырей Святой Горы.
Пока нам в полицейском управлении города Уранополиса — главнейшей пристани, от которой отходят корабли к монашеской республике, готовили разрешительные документы для посещения Афона (туда паломников перевозят на пароме), наша группа на прогулочном катере осмотрела с моря Святую Гору и её монастыри — греческие, сербские, болгарские.
Я участвовал в богослужении в соборном храме Свято-Пантелеимонова монастыря. Там сейчас живут 60 монахов, в том числе четыре грека, остальные — русские. Соборный храм, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 годах. Напротив входа в собор находится трапезная, которая может вместить до 800 человек. Над ней возвышается колокольня со множеством русских колоколов, знаменитых по всему Афону.
Есть монахи из числа наших соотечественников и в других монастырях, скитах, но всего их около 100 человек. А в конце 19 века только в этой обители насчитывалось более 1000 монахов, правда, это были не только россияне. На Афоне тогда русских проживало даже больше, чем греков.
Большинство монахов Свято-Пантелеимонова монастыря – практики. Молитва и труд физический – вот главное, что поддерживает их дух, который основан на глубокой преданности отеческой вере.
Русские монахи на Афоне трудятся физически в поздние дневные часы, ночь отдана молитве, и полуночница – не абстрактное понятие, она совершается ночью, слова: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» – произносятся с первыми лучами солнца. Прочитываются на службах толстенные стопки поминальных записок — целые книги поминаний, за каждым именем — живой или покойный человек, и многие из них записаны на вечное поминовение.
После службы – трапеза. Несколько часов отдыха — и каждый без напоминания отправляется на послушание.
—В вашей группе паломников было много женщин, но разве им разрешено посещать Афон, где расположены в основном мужские монастыри?
-Нет, древние запреты там сохраняются. Более того, в афонские монастыри не только не допускаются лица женского пола, но не благословляется и пребывание несовершеннолетних детей, даже мальчиков.
Последнее, возможно, связано с тем, что не все полезно им пока видеть. Там и взрослые-то испытывают порой нечто похожее на шок, например, знакомясь с системой погребения монахов на Афоне.
Во многих монастырях хранятся мощи святых. В частности, в русской обители находятся глава святого великомученика Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного.
Есть и другие запреты. Например, с Афона нельзя вывозить любые старые иконы, книги и другие старинные предметы религиозного назначения, вообще любой так называемый антиквариат. На Афоне запрещено носить шорты, заходить в церковь во время богослужения в рубашке с коротким рукавом. Не благословляется купание в море.
Можно относиться к этим запретам как угодно, но таковы правила, а в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят…
Но паломницам нашей группы скучать не приходилось: на древней земле Греции столько разных достопримечательностей, что время пролетело незаметно. Вспомните хотя бы о святом Иоанне Русском (27 мая / 9 июня — день памяти этого праведника), мощи которого покоятся на острове Эвбея в городе Неопрокопионе. Само имя святого говорит о том, что он — русский, хотя прославился среди греков.
Но святым первыми его стали называть мусульмане-турки, у которых Иоанн, участник походов императора Петра I на Азов, оказался в плену. Путь праведника вначале был тяжким, полным унижений, насмешек и издевательств. Это какой же силой духа и твердостью в православной вере надо было обладать, чтобы в конечном счете заслужить уважение даже у самых ярых противников христианства!
Этот святой и сегодня вносит немалую лепту в укрепление тех братских отношений, которые существуют между молодыми русскими и греческими монахами, и собирает к себе много тысяч паломников. Вот и в наш приезд мы вместе участвовали в богослужении.
Вообще греки очень гостеприимны, открыты, рассказывали все о святынях и разрешили к ним приложиться. Пригласили и к трапезе. На память подарили каждому паломнику небольшие иконки, пояски с молитвами и тому подобное.
-Экскурсий во время поездки было много, но что оставило самые яркие впечатления?
-Для меня это была поездка на пароме из Греции в итальянский город Бари, где хранятся мощи одного из самых почитаемых у нас святых — Николая Чудотворца. Множество храмов возведено в России и других странах в его честь. Вы представьте: с детства быть наслышанным об этом великом праведнике, молиться ему, прикладываться к его иконописным образам — и вдруг воочию увидеть место погребения святого, его нетленные мощи, принять участие в молебне с акафистом в его честь… Душевное потрясение было сильнейшее, думаю, то же самое испытывали и другие паломники.
Вот вам, журналистам, надо бы побывать в святых местах, чтобы своими глазами все увидеть. Словами многие чувства передать невозможно.
-Но эти поездки были бы только для себя, никакой пользы другим людям они бы не принесли. Паломничество простого обывателя никаких «революций» в церковную деятельность не принесет. Вы — священник, и видимо, почерпнули для себя много интересного?
-Революций и не нужно никаких. Паломнические поездки важны именно для укрепления духовности человека.
Конечно, довелось увидеть и много интересного, полезного, что мы постараемся использовать при организации церковных служб в семикаракорских храмах.
А особенности свои есть в каждой православной стране. Например, мы ставим и зажигаем свечи в наших церквях. Но не везде так. Часто свечи возжигают вне храмов, в специальных пристройках, анфиладах. Используют в качестве подсвечников лотки с водой — нет нужды постоянно следить за горением свечей, не нужно опасаться случайного пожара. Думаю, этот опыт можно использовать и у нас.
Во многих зарубежных православных церквях не продают те же свечи: верующие берут их бесплатно, но каждый человек старается внести пожертвование храму, исходя из своего достатка. Мы в Семикаракорске ранее пытались ввести такую практику, но неудачно. И все же в нашем деревянном храме Казанской иконы Божией Матери вновь вернулись к этой идее: любой желающий может взять свечу и возжечь её во здравие или упоминание своих близких. А вносить ли пожертвование (православная церковь не принадлежит к организациям, финансируемым из государственного бюджета, и существует на добровольные пожертвования верующих) или нет — пусть каждый человек решает сам для себя.
Если решитесь ехать по святым местам, можете обратиться в паломнический отдел нашей епархии, вам подскажут, что и как лучше делать. Деньги по нашим временам потребуются не такие уж большие — около 400 евро (проезд, проживание и двухразовое питание), нужна и определенная сумма на какие-то личные расходы. Многие любят привозить с собой различные сувениры на память.
Конечно, есть на земле прекрасные уголки. Пожить бы на том же Афоне хоть полмесяца – и то слава Богу.
Но скажу и другое: чем больше езжу по другим регионам и странам, тем больше люблю Россию, Дон. И самое приятное в любом путешествии — это возвращение домой.
Во многих странах народ живет неплохо. Но и во внешне благополучной Европе все не так просто, есть немало контрастов. Доводилось не раз видеть много каких-то пестро одетых людей — взрослых и детей, живущих в палатках, а то и под открытым небом. Возможно, это беженцы из Косово или других неспокойных мест. Чем живут — непонятно. Нередко стайки ребятишек просто нападают на одиноких прохожих, отнимают сумки, кошельки.
Как бы мы здесь, в России, ни жили трудно, но подобного мне видеть не приходилось. Все же есть у нашего народа духовный стержень, который позволяет достойно пережить смутные времена.
Н. МИХАЛЕВИЧ.