slider

«Героями были все»

  • Комментарии к записи «Героями были все» отключены
  • 860

Чернобыльская АС

26 апреля — День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. 25 лет назад произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Анатолий Давыденко
Анатолий Давыденко

Тогда, в апреле 1986-го, в страшную и таинственную зону под названием Чернобыль, отправились многие тысячи людей. Удивительно, но мир после обнародования информации о случившейся аварии не перевернулся. Все тогда жили, работали, и беда существовала как бы и рядом, но на уровне обывательских слухов. В мае далеко на юге России выпал необычный дождь, оставивший белесые следы на свежих листьях деревьев. Телевизор показывал вести с полей и репортажи со съездов, а тем временем в стране шла тихая мобилизация. Военкоматы отправляли повестки запасникам второй категории. Забирали мужчин старше 35 лет, у которых было двое детей. На предприятиях шел свой призыв — добровольцев. Никаких пышных проводов не устраивали. Казалось, обычная командировка. Надо, так надо.

 

 

 

В семью семикаракорцев Татьяны и Анатолия Давиденко повестка из военкомата пришла в конце октября 1986 года. Оставив работу, жену и двух маленьких дочурок, 36-летний глава семьи отправился по призыву Родины.

— Из Семикаракорска на ЧАЭС отправляли очередную группу людей. Среди них был и мой товарищ, Владимир Мамотенко. Он тогда, как и я, на консервном заводе работал. Вот мы вместе и держались, — рассказывает Анатолий Иванович. — Знали куда едем. Хотя, конечно же, тогда не могли оценить своего «врага».

Сначала мы попали в военную часть в г. Майкопе, где ждали, когда демобилизуется предыдущая смена ликвидаторов, на замену которых нас прислали. Ожидание длилось 52 дня. В Майкопе нам выдали бельё, военную форму. Всё это время мужчины проходили специальную подготовку к предстоящей работе. К станции отправились в середине декабря.

Наш палаточный лагерь был разбит близ украинского села Ораное, которое находилось как раз на 30-ти километровом рубеже опасной зоны АЭС. Там мужчин распределили по объектам, учитывая специальности. С товарищем мы тогда потерялись. Встретились уже перед возвращением домой. Оказывается, Владимир работал неподалёку от села, на контрольном пункте, проверял автомобили на уровень «загрязнённости».

Я, с профессией водителя, попал в автомобильную часть. Работа вроде обыкновенная. Каждый день ездили на территорию станции, а там — по своим объектам. Наша бригада — в гараж, где находились «грязные» автомобили. «Грязные» — значит заражённые радиацией. За территорию станции их не выпускали. Днём мы заполняли путёвки, разнарядки, ремонтировали технику, перевозившую опасный радиоактивный груз. А вечером — каждый на листочек записывал свои полученные рентгены, от 0,4 до 0,6. Ведь как только сумма их достигала 25 Р, следовала демобилизация.

Там каждый из нас рисковал жизнью, каждый знал, что подрывает здоровье. Чувство ответственности было очень высоким. Такое бывает только на фронте.

Конечно, удручали местные пейзажи. Было непривычно видеть брошенные села. Окна в домишках заколочены досками, как в войну. Жуть наводили и иногда встречавшиеся полуголые мёртвые вороны, сосновый бор с рыжей хвоей на деревьях.

У Анатолия Ивановича на груди три знака отличия: медаль «За спасение погибавших» и памятные медали от «Союза» Чернобыль» России. Он очень дорожит и гордится ими.

— Я уверен, что в Чернобыле все были героями, — говорит Анатолий Иванович. – Облучение получали не только офицеры и руководители, но и рядовые граждане. Самое главное, чтобы нынешняя молодежь знала, что тогда, 25 лет назад, были люди, которые, не задумываясь, отправились делать опасную работу ради спасения других!

А.ДЬЯКОН.

Фото автора

 

 

По словам руководителя региональной общественной организации «Союз «Чернобыль» Александра Филипенко, из 250-тысячной армии ликвидаторов 62 тысячи прибыли в зону из городов, сел и хуторов юга России. Самую многочисленную рать выставила Ростовская область.

 

 

Всего в ликвидации последствий чернобыльского взрыва участвовало 45 полков гражданской обороны со всего СССР. Их формировали в Литве, Латвии, Белоруссии, ликвидаторов присылали из Грузии, Армении, Таджикистана. Последний полк покинул чернобыльскую зону в 1989 году. А всего через это горнило прошло свыше 600 тысяч человек, из них 360 тысяч — жители России.

По данным Национального радиационно-эпидемиологического регистра, из 701397 человек, подвергшихся радиационному воздействию и проживающих в России, к началу марта этого года в списке значилось 194333 ликвидатора.

 

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта