«В районе изменилось все»

  • Комментарии к записи «В районе изменилось все» отключены
  • 587

Степан Иванович родился в 1922 году в с. Ново-Красное (Луганская область) в крестьянской семье. В 11 лет остался сиротой, воспитывался в детском доме. В 1936 году окончил семилетку и поступил в горнопромышленное училище города Свердловска, по окончании которого был оставлен инструктором по производственному обучению. Воевал с первых дней Великой Отечественной войны, был трижды ранен, но всякий раз после лечения в госпитале возвращался на фронт. Награжден орденом Красной Звезды (1943), медалями «За отвагу» (1943, 1945), «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).

В 1947 году, после демобилизизации, приехал в Веселовский район Ростовской области. Поначалу был секретарем райкома ВЛКСМ, вскоре стал председателем районного Совета депутатов, а затем первым секретарем Веселовского райкома партии. В 1962 году был переведен на аналогичную должность в Семикаракорский район. Вот как он вспоминает об этом в своей книге «Виталий Закруткин и семикаракорцы», два экземпляра которой Степан Иванович подарил нашему историко-краеведческому музею:

«В нашей стране проводилась хрущевская (как показала жизнь — глупая) перестройка управления в сельской местности. В 1961-1962 годах укрупнялись районы путем слияния четырех-пяти в один. На из территориях создавались сельские производственные объединения. В центре Ростовской области объединялись в один Багаевский, Веселовский, Семикаракорский и Усть-Донецкий районы».

В марте 1962 года Степана Ивановича вызвал к себе первый секретарь Ростовского обкома партии А.В. Басов — сообщил, что Шамраю по решению обкома предстоит взять на себя работу по их слиянию и поинтересовался, где лучше сделать центр укрупненного района, подчеркнув, что поселок Веселый исключается. Степан Иванович уверенно ответил, что центр лучше разместить в Семикаракорске.

«В тот же день на самолете Басов, Иванов (ред. — председатель Совнархоза на Северном Кавказе) и я отправились в Семикаракорский район, куда были вызваны руководители вышеназванных районов, — вспоминает С.И. Шамрай. — А.В. Басов представил меня в качестве парторга обкома партии по объединению районов и созданию нового производственного управления. Первые секретари райкомов партии трех районов были назначены моими заместителями».

Жизнь тогда в нашем районе кипела. За годы, когда Степан Иванович его возглавлял, производство продуктов сельского хозяйства увеличилось более чем в 2,6 раза. По словам С.И. Шамрая, в 1961 году было произведено в общей сложности 101 623 тонны зерна, подсолнечника, овощей, фруктов, мяса, молока, а в 1974 году — уже 271 771 тонна. По итогам трех пятилеток (1961-1975 гг.) за высокие показатели в работе государственными наградами были отмечены свыше пятисот тружеников района. За это время построены Семикаракорский консервный, Висловский соко-винный, вино-коньячный заводы, реконструированы сыродельный завод, мясокомбинат. В станице Задоно-Кагальницкой приступила к работе птицефабрика, в совхозах начали действовать несколько винных цехов, на базе промкомбината организовано производство фарфоровой посуды. Построены зерновой элеватор, завод по ремонту мелиоративной техники, две базы строительных организаций. В центре Семикаракорска появились новое здание средней школы, универмаг, аптека. Было начато строительство Дворца культуры пищевиков.

«Наглядно преобразился поселок Семикаракорск, который раньше утопал в грязи, — рассказывает Степан Иванович. — Многие его улицы за годы моей работы были покрыты асфальтом, освещены, озеленены, благоустроены. Запущенные территории поселка, различные свалки очищены от мусора и прекращены в зеленые участки, где были посажены сосны и другие деревья. В качестве примера расскажу о подвесном мосте через реку Старый Дон и пляже возле него — любимом месте отдыха семикаракорцев. На том месте, где в настоящее время находится песчаный пляж, был огромный карьер, где добывалась глина для рядом существовавшего в прежние годы кирпичного завода. После прекращения работы этого завода карьер многие годы являлся огромной свалкой и пристанищем всего плохого. По моей инициативе и по моему проекту на общественных началах коллективами машинно-мелиоративной станции (ММС), «Сельхозтехники», консервного завода и других этот карьер был засыпан и превращен в песчаный пляж. Рядом с пляжем был построен подвесной мост через реку Старый Дон, который кратчайшим путем связал поселок с лесом. На месте бывшего карьера было посажено много деревьев, а рядом с пляжем райпотребсоюз построил кафе».

Рассказывая о том, что было сделано в районе за время его руководства, Степан Иванович не единожды подчеркивает: главным фактором развития района, его достижений был самоотверженный труд местных жителей. «Именно они, тысячи неутомимых тружеников полей, животноводческих ферм, промышленных предприятий, строительных организаций, работники социальной сферы, в годы седьмой и восьмой пятилеток (1961 -1979 гг.) обеспечивали ежегодное выполнение и перевыполнение планов», — пишет он в своей книге. И продолжает: «В годы седьмой и восьмой пятилеток (1961-1970 гг.) директорами совхозов были выдвинуты специалисты с высшим образованием, имевшие хороший опыт работы на производстве и отличавшиеся инициативным и дисциплинированным отношением к порученном делу: Иван Михайлович Антонов — Страховский совхоз, Андрей Ефимович Пузиков — Донской плодоовощной совхоз, Григорий Николаевич Худолей — Топилинский винсовхоз, Стефан Васильевич Милиткин — Задоно-Кагальницкий совхоз, Тимофей Ильич Ильинов — Золотаревский зерносовхоз, Василий Александрович Мегин — в том же совхозе, Алексей Иванович Ильин — Семикаракорский откормочный совхоз, Иван Парфенович Макиша и Николай Иванович Бударин — в разное время в Новозолотовском совхозе, Иван Митрофанович Крохмаль — винсовхоз «Зеленая Горка», Юрий Иванович Ковалев — винсовхоз «Крымский». Руководителями промышленных и строительных предприятий, других организаций и органов были поставлены Владимир Андреевич Карнаушенко — управляющим «Сельхозтехники», а затем директором консервного завода, Алексей Александрович Араканцев — начальником строительного управления, Иван Михайлович Аникеев — директором Семикаракорской средней школы № 1, Виктор Иванович Галатин — начальником районного отдела милиции, Алексей Яковлевич Рвачев — управляющим районной конторой Госбанка и другие. От руководителей совхозов, предприятий и учреждений в первую очередь зависело все, что делалось в этих коллективах, — успех или провал в работе, зависело развитие производства и всей инфраструктуры, конечные результаты». О каждом из них Степан Иванович постарался хотя бы вкратце написать, вспомнить, какие трудности пришлось преодолевать вместе с этими людьми, как они относились к работе. Так, рассказывая об И.М. Аникееве и строительстве нового здания первой городской школы, Шамрай вспомнил, что при ее открытии местные власти позаботились сделать большой запас стекол: наверняка школьники будут их разбивать, дети все-таки. Но по окончании учебного года Иван Михайлович отрапортовал, что за год было всего два таких случая — удалось научить ребятню беречь школьное имущество.

Можно смело сказать, что в жизни каждого предприятия первый секретарь райкома принимал личное участие: одним помогал решать возникавшие проблемы, в становлении других и вовсе был чуть ли не инициатором. Примечательна в этом смысле история строительства уткофермы в Задоно-Кагальницком птицесовхозе. Степан Иванович съездил в украинский совхоз под Киевом, где выращивали уток по немецкой технологии — ознакомился с тонкостями производства, получил необходимую документацию. А вернувшись домой, начал хлопотать о строительстве: ездил к областному руководству с ходатайствами и просьбами о выделении необходимых материалов. Вспоминает, что тогда для этой фермы было выделено 100 тонн листового железа, в то время как для всего района на год полагалось не менее 12 тонн. В «Сельхозтехнике» по заданию райкома были изготовлены кормушки и поилки, в Пятигорске купили инкубаторы. Специалисты Задоно-Кагальницкого совхоза побывали у украинских коллег, прошли обучение, а потом сами занялись обучением своего коллектива. Все эти усилия увенчались большим успехом: в 1972 году в Задоно-Кагальницкой вырастили около миллиона уток, а через два года уже почти три миллиона. Разумеется, возникла проблема сбыта, и тогда на мясокомбинате были построены новые линии для убоя птицы.

Или вот еще пример: когда в стране был взят курс на создание узкоспециализированных производств, «Росглаввино» распорядилось ликвидировать в донских винсовхозах животноводческие фермы, поступил такой приказ и в восемь виноградарских хозяйств Семикаракорского района. Узнав об этом, С.И. Шамрай вызвал руководителей совхозов и запретил им уничтожать фермы. «Битва была трудной, — вспоминает Степан Иванович, — но райком отстоял свою позицию». А уже через год жизнь подтвердила его правоту: в совхозах, где были ликвидированы фермы, возникла проблема с обеспечением работников общественным питанием. И начальник «Росглаввино» писал на имя С.И. Шамрая записки с просьбой разрешить семикаракорским виноградарям продать коллегам из других донских районов свиноматок для возрождения ферм.

В большую битву с областным начальством превратилось и становление производства фарфоровой посуды на семикаракорском промкомбинате. Эта идея была поначалу в штыки принята в областном управлении местной промышленности. С.И. Шамрай вместе с председателем райисполкома В.А. Игнатовым несколько раз ездили в Ростов, где в разных инстанциях отстаивали позицию руководителя промкомбината Николая Сергеевича Арабского и в конце концов добились своего.

Пришлось районному руководству «повоевать» и из-за предприятия по ремонту мелиоративной техники. В Семикаракорах уже все было готово к его строительству — разработан проект, оформлены необходимые документы. И вдруг приходит ошеломившая всех новость: в области решили, что предприятие будет построено в Цимлянском районе. Как так? «Изменить такое решение мог только один человек в области — первый секретарь обкома партии, — вспоминает Степан Иванович. — Я позвонил ему — Ивану Афанасьевичу Бондаренко — и доказал ошибочность принятого решения».

А чего стоило добиться строительства Дворца культуры пищевиков? Оказывается, для этого нужно было — ни много ни мало — решение Совета министров РСФСР. Степан Иванович в 1972 году ездил в Москву к министру пищевой промышленности, убедил его написать соответствующее письмо председателю Совета министров РСФСР с гарантией, что министерство будет финансировать строительство. Правда, министр тогда поставил условие: Дворец культуры строить в районе консервного завода, а не как планировали семикаракорцы — в центре города, на месте, где сейчас находится здание районной администрации. Телеграмма Совмина РСФСР о разрешении строительства была получена через несколько дней после возвращения С.И. Шамрая из столицы, и в 1973-м началось строительство, которым занялось семикаракорское СМУ под руководством Алексея Александровича Араканцева. За короткое время был возведен корпус здания, но потом оно надолго осталось долгостроем. Почему так произошло, Степан Иванович не знает — в марте 1975 года его перевели на работу в Ростов, а его единомышленник Владимир Александрович Игнатов еще в 1974 году покинул свой пост председателя райисполкома.

Итак, в 1975 году С.И. Шамрай уехал из Семикаракорского района, его назначили заведующим областным отделом социального обеспечения Ростовского облисполкома, где он работал 10 лет, до 1985-го. А для семикаракорцев он так и остался неравнодушным главой района, настоящим хозяином, радевшим за общее дело. Ведь не случайно именно он стал первым в истории Ростовской области партийным работником, которому было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». И произошло это в 1971 году, как раз тогда, когда он жил и работал в нашем районе. А двадцать лет назад, в 2002 -м, Степан Иванович стал почетным жителем Семикаракорска: в том, что наш город получил негласный статус «жемчужина Дона», велика и его заслуга.

Два года назад, в 2020 г., Степан Иванович был награжден орденом «За заслуги перед Ростовской областью». А сейчас готовится к юбилею. Свое столетие он отметит в кругу семьи, в Ростове. Этот город давно уже стал для него родным, но он признается, что и годы, проведенные в Семикаракорском районе, были для него успешным, благополучным и счастливым периодом жизни.

Н. БИЛЕЦКАЯ.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта