На память вечную и славу

  • Комментарии к записи На память вечную и славу отключены
  • 790

История и современность

Почти у самого моря на высоком берегу раскинулся древний город Азов. Пробежав от истока до устья 1967 километров, воды тихого Дона текут здесь медленно, едва заметно, образуя протоки — рукава донской дельты. Холмистая возвышенность с крутыми обрывистыми ярами самой природой создана как место для неприступной крепости, вплотную примыкающей к левому берегу Дона. Поднявшись на сохранившиеся крепостные валы, словно с вершин далекого прошлого можно обозревать окрестности. Отсюда далеко видны займищные просторы с ериками и зелеными островами. В нескольких километрах от Азова лежит сказочное лукоморье — излучина моря, где проездом на Кавказ бывал А.С. Пушкин.
В современном Азове с его узкими, круто сбегающими к реке улицами, крепостными воротами, валами, сказаниями и легендами, передающимися от поколения к поколению, многое напоминает о богатой драматическими событиями истории города. Любой заехавший сюда турист обязательно, даже невольно, окунется в атмосферу древности, постояв на том же крепостном валу. А посетив историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, подробно узнают от экскурсоводов (а многие из них издают свои научные работы), что и как тут было, начиная еще с третьего века нашей эры.

Одиннадцатого сентября в древнем Азове праздновали очередной День города. Горожане отдыхали и веселились. А съехавшиеся туда представители казачьих обществ парадом прошли от Петровского бульвара, что в центре города, до Крепостных ворот. Они отмечали 370-летие знаменитого исторического события — осадного сидения казаков в азовской крепости. Отметить эту круглую дату вместе с современными казаками приезжал и губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев.

Ну а те, кто выберет время для поездки в начале августа, может стать и свидетелем грандиозного исторического шоу-реконструкции штурма крепости турками в 1641 году. Это событие в российской истории известно всем как великое осадное сидение донских казаков. В нынешнем году реконструкция посвящалась круглой дате — 370-летию подвига защитников южных рубежей земли русской. А «играли спектакль» участники военно-исторических клубов, съехавшиеся из многих городов России на VII азовский фестиваль, проводимый департаментом туризма и предпринимательства Ростовской области, администрацией и музеем-заповедником г. Азова.
Нам тоже удалось побывать в этот день, шестого августа, в Азове. И воспоминания о поездке, естественно, стали еще одним поводом для публикации. Вероятно, телезрители уже забыли тот трехминутный сюжет, о реконструкции штурма крепости, который сняли и показали центральные телеканалы. Кстати, у многих горожан и гостей Азова сложилось впечатление, что праздник организовывался для этих каналов, а не для людей, которым мало что удалось увидеть из-за заграждений. Зато грохот пушек был слышен на весь город, а гарь и дым застилали глаза. Видимо, немало денег потратили на это представление.
Сделаем небольшой экскурс в прошлое, чтобы еще раз напомнить о непреходящем значении града Азова для государства Российского. Археологические находки говорят о том, что дельта Дона была местом, где жили славяне. Летописи многократно упоминают славян-бродников, которые жили здесь вплоть до ХIII века. Они занимались рыбной ловлей, охотой и перевозкой торгового люда с товарами. Но в эти времена уже велась в Приазовье борьба с половцами-кипчаками, воинственными выходцами из Средней Азии. При захвате одного из поселений на территории теперешнего Азова в 1067 году был убит половецкий хан Азуп. С тех пор славяне называли этот город Азовом. Потом, в течение двух веков, когда на Руси господствовали монголо-татары, этот крупный город Золотой Орды называли Азаком. В районе Азака расположилась и самая северная из богатейших средневековых итальянских колоний -Тана. Здесь было средоточие мировой торговли. Даже кочевники, вопреки своему обычаю, не разрушали ее, се же облагали данью. От Таны-Азака начинался великий торговый путь в Китай. У стен города становились на причал корабли разных стран.
Понятно, что город этот считали лакомым куском. И борьба за него между государствами шла без малого шесть веков. В XV веке крепость принадлежала Турции. Но уже тогда неизменный интерес к ней питали страны Западной Европы. И то, что Азовский порт ныне принадлежит России, — огромная историческая заслуга не столько русских царей, сколько донского казачества.
Знаменитая осада Азовской крепости турецкой армией в 1641 году была описана много раз. Существуют письменные свидетельства — отписка казаков царю, поэтические и исторические повести участников и наблюдателей осады. На основании этих источников известно, что крепость была окружена 25 июня и что этой же ночью семеро посланцев во главе с Беляем Лукьяновым с трудом вырвались из окружения и отправились в Москву к царю Михаилу Федоровичу с известием (отпиской). В отписке сообщалось, что турки и крымцы «облекли великой осадой, что пить и есть в крепости нечего, но будут казаки «крепко стояти, сколько Бог помощи даст».
Противостояние было неравное: у турок армия из 240 тысяч воинов, более 800 разных пушек, несколько сотен кораблей. В крепости же «сидели» 5367 казаков и 800 женщин. Руководил защитниками атаман Осип Петров.
В поэтической повести об Азовском осадном сидении казаки сообщают, что перед началом осады в Азов были направлены толмачи и янычарский голова, которые предъявили казакам претензии в отношении Азова и потребовали покинуть город. Их речь, в передаче казаков, обозначает роль Азова для Турции и причины похода к крепости. «Казачество донское и вольное, и свирепое. Соседи наши ближние!.. Наступили есте вы на такую великую десницу высокую, на государя турецкого… Да вы же у него взяли любимую царевну вотчину славный и красной Азов град и рыбный двор… Разделили вы государя царя турского тем Азовом-городом со всею его ордою Крымского и Ногайского воровством своим… Второе, — разлучили его с корабельным пристанищем. Затворили тем Азовом-городом всею море синее: не дадите проходу по морю ни кораблям, ни каторгам царевым, ни в которые приморские города… Очистите вотчину царя турского Азов город, в ночь сию, не мешкая. А если только вы из Азова города сея нощи не выйдете, не можете завтра от нас живы быти» (Воинские повести Древней Руси, 1949, с. 62-63). Казаки отказались покинуть Азов.
Турки начали осаду, которая велась по всем правилам военнного искусства: с мощными штурмами, беспрерывной стрельбой, лестницами, подкопами, валами…. Очевидец осады, известный турецкий путешественник Эвлия Челеба писал: «От грохота пушечной стрельбы с обеих сторон сотрясались земля и небо. Начавшись чуть свет, в течение семи часов шла такая драка и свалка, что битвы, подобной этой еще не видело, вероятно, око судьбы».
Стены, башни, ворота крепости были разрушены, дома разметены в щепки. По всем военным канонам защитники были обречены на поражение. Но казаки приняли единственно верную тактику — сочетание обороны с партизанскими методами. По ночам небольшие отряды защитников совершали дерзкие вылазки в лагерь врагов. «Сказочная повесть об Азовском сидении» упоминает, что во время одной из таких вылазок есаул Иван Зыбин убил в шатре крымского хана Старчия, сам же был пленен и замучен турками.
Тянулись дни осады. Донельзя измученные приступами, бессонницей и голодом казаки еле передвигались, но сдаваться никто не собирался. Крепость горела, на улицах лежали груды кирпича. Уцелела только церковь Николая Чудотворца, расположенная близ Дона, куда не долетали ядра. Ее первозданный вид напоминал о мирном, теперь призрачном, и казалось, далеком времени. Но церковь вселяла в души веру в победу: «Господи, помоги люди твоя!»
Если судить по большому счету, то в подобных праздниках, со ставшими уже модными костюмированными реконструкциями, все же есть и смысл, и польза. Зрелище невольно побуждает многих к расширению своих знаний в истории, литературе. А мы сделали для себя маленькое открытие. И помогла нам в этом работница Азовской городской библиотеки, краевед Людмила Ивановна Отарова. Вместе с нею стояли мы в зале музея у иконы Азовской Божией Матери (оказывается, есть и такая), и Людмила Ивановна рассказывала: «Почитание этой иконы началось при царице Софии Алексеевне, со времен первого похода к Азову в 1686 году под предводительством князя В.В. Голицына. Распространено суждение, что Азовская икона написана после явления Богородицы во время осады Азова и ее заступничества за азовцев. Эту версию можно услышать даже от священнослужителя. Так ли на самом деле? Свидетельства божественной помощи казакам удалось найти в «Сказочной повести об Азове» А.С. Орлова, хранящейся здесь же, в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.
И она процитировала: «Повесть» гласит: когда казакам пришлось особенно трудно — турки шестеро суток беспрестанно вели огонь по крепости из пушек, разбили до подошвы стену азовскую, когда увидели они, «что приходит смерть скорая и все казаки притомившиеся, а иные у них ранены, и начаша казаки Господу Богу молитеся и обещатися, глаголюще: аще нас Господь Бог от сея смерти избавит, то мы не будем в Азове городе жить, идем на тихой Дон и построим мы казаки монастырь во имя Иоанна Предтечи и Николы Чудотворца». Кинули казаки оружие на сырую землю и начали прощаться между собой, просить прощения у православного царя Михаила Федоровича, у святейших патриархов, всех православных христиан, жен и детей малых. И был в крепости «плач и вопль и рыдание неутешное».
В тот же день, по свидетельству «Повести», появилась с северной стороны великая туча, «а по той туче вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей». И прогнала та Дева с юношами турок с той горы высокой, откуда обстреливали крепость. И побежали воины Османской империи, топча друг друга, многие ослепли от страха и начали биться между собой. А Дева пришла к шатру царя турецкого и сказала: «ой еси злочестивый царю поганый, доколе тебе людей божих томити! Да изыдеши ото всюду, дондеже не умерши смертию».
С великим страхом и ужасом убежали с царем поганым последние воины.
Поняли казаки, что заступилась за них Пречистая Дева, а с нею ангелы и покровители казаков — Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец. Мы видим копию иконы Божьей Матери, оригинал же находится в Государственном историческом музее в Москве.»
Более подробно о создании этой иконы рассказано в ежегоднике «Донской временник» за 2009 год. Ну а что касается древнерусской литературы, то ее бесценным достоянием являются пять повестей об Азове, каждая из которых представляет собой самостоятельное произведение, посвященное осадному сидению казаков. И в наше время беспримерный подвиг казаков вдохновляет на литературные произведения. Одним из них является книга известного донского историка из Старочеркасска М.П. Астапенко. Прочтите его книжку «… Подвиг дивный» и поймете: донцы, сражавшиеся на стенах Азова думали не о собственной жизни и славе, а о чести великой России. Еще Н.Г. Чернышевский отмечал, что «дивную храбрость и высокое благородство казаков признавали даже враги их, турки и татары». А Лев Толстой с восхищением заметил, что четыре тысячи донцов сделали то, что не смогла сделать в дальнейшем многотысячная регулярная армия Петра Великого. Российский же поэт Иван Никитин сказал так:
«Подвиг дивный и кровавый,
Которым в летопись веков
На память вечную и славу
Внесен разрушенный Азов».
Продолжим рассуждать о пользе фестиваля исторических клубов. В Азов он привлекает уже седьмой год подряд множество людей. Во-первых, едут сами участники клубов — из Ростова, Зернограда, Гуково, Шахт, Волгограда, Коломны, Петербурга, Астрахани, Рязани, Москвы, Воронежа, Волгодонска, Саратова, Ставрополя, Матвеева Кургана, ст. Тацинской и многих других мест. В самом Азове исторический клуб молодой. В нем приобщаются к подробному изучению истории пока 45 человек. Руководитель С.Г. Симонов говорит: «Мы объединили разных по возрасту и профессиям людей, многие ходят целыми семьями. Конечно, все они неравнодушны к истории родного города. Как и члены казачьего общества, которые помогают нам осваивать боевое искусство. Еще чем занимаемся? Ищем и изучаем редкие книги, допустим, по теме «исторический костюм». До мелочей стараемся воспроизвести «эпоху», когда изготавливаем свои одеяния».

Первого октября в станице Старочеркасской проводились пятые национальные казачьи игры — шермиции. На них съехались желающие показать свое мастерство в рубке, фехтовании саблями, боях с пиками. Современные казаки приехали в исторических костюмах и военных мундирах. В шермициях участвовали также воспитанники кадетских корпусов Дона и Кубани. Настоящие игры, как и многие мероприятия 2011 года, были посвящены 370-летию Азовского осадного сидения.

Рядом с руководителем клуба во время нашего разговора оказщался А.А. Горбенко, директор Азовского музея-заповедника( в 2010 г. признан лучшим музеем России). Спросили прямо: ощущает ли на себе музей влияние фестиваля исторических клубов? И услышали в ответ, что, конечно же, ощущает. Прежде всего тем, что усилился поток посетителей. В этот день, шестого августа, мы и сами могли убедиться в том, что повысившийся интерес к истории — не пустые слова: массивная дверь музея буквально не закрывалась до полуночи, а вечером в одном из залов давалось театрализованное представление о жизни кочевников.
На улицах Азова в этот день царила эклектика. Среди обычных горожан стайками и поодиночке ходили наряженные казаками семнадцатого века, турками, татарами, янычарами… Остановили мы одну такую группу — оказались ребята из Астрахани, клуб «Варяги». Ездят они на Азовский фестиваль ежегодно, такая походная жизнь молодым по нраву. А еще им явно нравится «выделяться» из толпы, привлекать к себе внимание. И, очевидно, есть понимание того, что выделяться можно не только внешним видом, но и знанием истории.
Историю Азовского сидения казаков все участники Всероссийского фестиваля, бесспорно, знают. (Для многочисленных зрителей реконструкции штурма ее громко читал диктор, речь которого перемежалась с барабанным боем). И те награды в номинациях, которые вручали им устроители фестиваля, они получили заслуженно. Кто-то преуспел в турнире лучников, а кто-то — в метании сулицы, у кого-то лучшие исторические доспехи, лучший исторический костюм и т. д. И, пожалуй, самый гордый вид имели «воины» уже после «сражения», когда прямо на «поле битвы» зрители, особенно дети и девушки, становились в очередь, чтобы сфотографироваться с ними.

Восьмого октября в Монастырском урочище (Аксайского района) на месте захоронения защитников Азовской крепости, в рамках Дня казачьей славы, прошла поминальная панихида. Почтить память геройски погибших предков съехались казаки Всевеликого Войска Донского, воспитанники кадетских корпусов области. По сообщению пресс-службы Министерства Внутренней и информационной политики РО, в урочище прошёл также митинг памяти и спортивные соревнования.

Велико историческое, как и духовное, значение азовских сражений казаков. Осенью 1641-го, несмотря на то, что противостояние довело до истощения, на своем кругу они решили: «Азова не отдавать и помереть всем заодно». Но умерли не все. Бог распорядился по-своему: испугавшись надвигающейся зимы, турки отступили, а казаки, еще не зная того, ночью покинули развалины крепости, направившись к Монастырскому и Черкасскому городкам. По Дону уже гуляла холодная осень, а в думах измученных казаков цвела весенняя радость: они победили, показав величайшую крепость христианского духа.
Девятого октября 1641 года казаки отправили в Москву сообщение: «От турских и крымских и от многих людей город Азов отсидели». По указу царя имена двенадцати казаков, отличившихся при защите Азова, вписали в синодик для вечного поминовения в российских храмах: Леонтию, Аристарху, Ивану, Мирону, Прокопию, Исидору,Тимофею, Киприону, Ивану, Николаю, Гавриилу, Ивану, пострадавшим за православную веру во граде Азове, вечная память».
…А на майдане станицы Старочеркасской в величественном молчании доныне лежат азовские крепостные ворота и калитки, коромысло городских весов, пушки и ядра, привезенные сюда атаманами и казаками в 1642 году. В них заключена память о настоящем подвиге, о мужестве наших предков.
Т. КУЛИНИЧ.
Фото автора.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта