Первый номер журнала «Крокодил» с критикой некомпетентных руководителей низшего и среднего звена, разоблачениями взяточников, бюрократов, тунеядцев вышел в виде приложения с иллюстрациями к газете «Рабочий» 4 июня 1922 г.
На пике популярности тираж журнала доходил до 6,5 млн. экземпляров.
В издании оттачивали мастерство в фельетонах и памфлетах юмористы, набивали руку художники, рисовавшие шаржи и карикатуры. Один из живописцев стал автором символа — красного крокодила с вилами в лапах.
Известный советский поэт Демьян Бедный так в стихотворной форме объяснял концепцию журнала:
Добираться до всякой гнилости
И ворошить гниль без всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела и не гнила —
Вот какова задача Красного Крокодила!
В редакции можно было встретить известных писателей: М. Зощенко, Ю. Олешу, В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, В. Катаева, представителей творческого коллектива «Кукрыниксы». Издание, политика которого полностью соответствовала линии партии, выходило три раза в месяц. Номера журнала выпускались в пяти вариантах: основном, ленинградском, московском, урало-сибирском и украинском. Также выходили специальные листки («штурмовки»), посвященные отдельным фабрикам и заводам.
«Крокодил» высмеивал не только пороки советских граждан, критикуя безродных космополитов, лентяев, жуликов и самогонщиков, но и нещадно бичевал империалистов, западногерманский реваншизм и НАТО. Издание считалось важнейшим официальным рупором КПСС на всех уровнях общественно-политической жизни. Его постоянными рубриками были «Вилы в бок!», «Под углом 40 градусов», «Моральный тупик», «Из зала — сюда», «В нашем цехе» и др.
Выпускался и анимационный киножурнал «Кинокрокодил», предшественник знаменитого «Фитиля».
Популярностью печатаного издания объясняются попытки его реанимировать в начале 2000-х. Однако спасти журнал не удалось. В 2008-м «Крокодил» окончательно прекратил свое существование. Но память о ярчайшем образце высокохудожественной сатиры советского периода нашей страны все еще живет в сердцах читателей.
Фото: ВКонтакте