«Валдай» совершил тестовый выход в Семикаракорск с заходом в станицу Багаевскую.
Сегодня, 17 мая, судоходная пассажирская компания «Дон» организовала тестовый выход судна на подводных крыльях «Валдай» в г. Семикаракорск с заходом в станицу Багаевскую. Планируется, что уже в ближайшем будущем будет возрожден этот маршрут, который был популярен более 30 лет назад.
Семикаракорцы ждали крылатый теплоход на площадке перед причалом: жители,артисты из районного Дома культуры — с хлебом-солью, ученики городских школ и из Сусата — дети бойцов СВО.
«Валдай» вынырнул из-за левой излучины Дона бесшумно и плавно — при подходе к причалу сбросил скорость, спрятав подводные крылья в воду (на скорости они поднимают корпус судна над поверхностью рекина высоту 6,3 метра, но ниже, чем «Ракета» или «Комета», создавая впечатление полета — от этого развивается скорость, недостижимая для традиционныз судов).
Даже при пасмурном небе «Валдай» колоритно выделялся на воде ярко-оранжевыми бортами, кормой, украшенной белоснежным узором — завитками пенных волн и силуэтом летящего над ними судна, с триколором по белому верху. Подошел легко, нигде не ударившись о причал, совсем близко. Внешне «Валдай» небольшой и очень низкий — из-за парапета его почти не видно. Матрос, оказавшийся при знакомстве мотористом судна Сергеем Молозиным, пришвартовал корму, капитан — носовую. Установили сходни, и из пассажирского салона поднялись на бортовую площадку школьники из Багаевки и группа взрослых.
Капитанов — их в этом тестовом рейсе на судне было двое: А.Н. Круглов и В.В. Ильяшенко, в будущем они будут сменять друг друга, — и прибывших с мини гостей приветствовали душевно: хлебом-солью и казачьими песнями. А мы воспользовались моментом и расспросили моториста Сергея о его посудине и узнали, что, несмотря на кажущуюся игрушечность, мощность ее составляет 1000 лошадиных сил и развивает она скорость 65 километров в час, но может и 70, в автономноем плавании свободно находится восемь часов с дальностью плавания 400 километров, правда, только в светлое время суток. Еще мы узнали, что у «Валдая» есть ограничения «по волне»: если она больше одного метра, то диспетчер в рейс не выпустит. А если вдруг погода внезапно испортится во время путешествия, то подводные крылья не работают. Пассажирам категорически воспрещается во время движения подниматься на бортовые площадки — при названной скорости есть все шансы не удержаться.
Длина «Валдая» — 21,3 метра, ширина — чуть больше пяти метров. Ходовая рубка с круговым обзором — в носовой части, в кормовой — санузел, машинное отделение и место для экипажа — капитана и моториста. Специалисты нежно называют «Валдай» младшим братом «Метеора».
По окончании приветствия и мини-концерта гости вернулись на судно, и вместе с ними в пассажирский салон спустилась и группа наших школьников — тоже поучаствовать в экскурсии. Капитан Василий Ильяшенко пояснил, что Семикаракорск — конечная точка тестового похода, но для семикаракорских ребят судно пройдет еще пять километров вверх по Дону, чтобы и они узнали, какое оно — судно на подводных крыльях — современное, комфортное и безопасное и, кроме прочего, экологичное: показатели выброса газов и уровня шума соответствуют международным нормам, а совсем небольшие волны от подводных крыльев не размывают берега и сохраняют прибрежные экосистемы.
По данным СПК «Дон», уже с июня этого года будут прорабатываться экскурсионные маршруты в Семикаракорск и Багаевскую.
В ходе поездки было подписано соглашение с туристической компанией о взаимодействии по организации групповых экскурсионных туров в данном направлении.
Одновременно ведется проработка проектов реконструкции и строительства причальной инфраструктуры по маршрутам следования судов на подводных крыльях.
Напомним, в советские годы речные пассажирские перевозки были визитной карточкой Ростовской области. Первые суда на подводных крыльях — «ракеты» — начали ходить по Дону в 1960 году. Регулярные речные перевозки пассажиров в регионе прекратились 30 лет назад.
Для возрождения водных маршрутов по поручению губернатора Ростовской области Василия Голубева в апреле 2023 года была создана судоходная пассажирская компания «Дон». Правительством Ростовской области были приобретены два судна «Валдай» на подводных крыльях для обслуживания населения внутренним водным транспортом. Теплоходы построены Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева (Нижегородская область) в 2023 году.
Е. ШЕВЧЕНКО.