Кузьминки – по осени поминки

  • Комментарии к записи Кузьминки – по осени поминки отключены
  • 190

Ноябрь – время традиционного славянского праздника «Осенние кузьминки» или «Курьи именины».

Осенние кузьминки или Курьи именины отмечаются 14 ноября (1 ноября по старому календарю). С этим славянским праздником связаны имена Кузьмы и Демьяна, или Космы и Дамиана — братьев, врачевателей, чудотворцев, святых-бессребреников. В народе они почитались как покровители семейного очага и свадеб, изображались священными кузнецами, выковывающими для новобрачных венцы и сами свадьбы, и являлись покровителями домашней птицы («плодородящей курицы»).

Кузьминки у славян считались девичьим праздником и входили в традиционный период проведения свадеб, а в некоторых регионах были началом свадебного сезона.

В этот день девушка-невеста (достигшая брачного возраста) становилась хозяйкой дома и готовила еду на всю семью. К вечеру молодежь собиралась в «откупленной» (иначе — снятой) у одинокой старушки избу. Продукты приносили из дома (иногда тайком) или собирали по деревне, после чего готовили праздничные блюда, главными из которых были куриная лапша и каша, жареные куры и петухи: приготовление еды из птицы было жертвой покровителям кур Кузьме и Демьяну. Часто девушки варили козьмодемьянское пиво.

В ряде регионов, например, в Нижегородской губернии, девушки группами ходили по дворам с украшенным веником и просили муку и пшено и другие продукты. Их отдавали хозяйке снимаемой избы, и она варила кашу, пекла караваи и блины. В Новгороде девушки, собрав крупу и масло, варили кашу в нескольких горшках и совместно ели ее. В некоторых поселениях кашу продавали парням, а полученные деньги делили между собой.

Когда с трапезой было покончено, молодежь переходила к песням, пляскам и играм («Кузьминским вечеринкам», «ссыпчинам», братчинам).
Среди игр были и те, где надо целоваться прилюдно, что в другое время порицалось и считалось неприличным. Например, при игре в «Прялицу» участники становились в круг и пели песни, а кружащиеся в танце парень и девушка целовались, после чего уступали другой паре.

В целом в русских кузьминочных обрядах есть сходства с осенним праздником финно-угорских народов «Удырсий» («Девичий пир») — на него девушки тоже варили пиво и откупали «Пивань кудо» (избу), где и гуляли.

Вечеринка на Осенние Кузьминки порой длилась всю ночь, и когда угощения заканчивались, парни могли безнаказанно воровать у соседей кур — такие «праздничные» кражи обычно крестьянами не осуждались, — после чего веселье продолжалось.

В некоторых регионах проводился обряд свадьбы и похорон Кузьмы-Демьяна. Из соломы готовилось чучело (антропоморфное изображение Кузьмы), которое наряжалась в мужскую одежду. Его усаживали посреди избы и шуточно женили на одной из девушек. Когда Козьма-Демьян «умирал», его несли на носилках по деревне словно на похоронах, а на краю деревни или в лесу раздирали на части.

На соломенных останках плясали и сжигали их. Характер обряда заключен и в его названии: «Кузьминки — по осени поминки».

https://nazaccent.ru/

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта