Все началось с мечты о небе: как мальчишка из Сусата стал летчиком-истребителем и начальником аэропорта
Летчику-истребителю, участнику Великой Отечественной войны, основателю и первому начальнику семикаракорского аэропорта (1961-1967 гг.) Василию Алексеевичу Фетисову в этом году исполнилось бы 100 лет.
Сейчас имя его помнят лишь старожилы, те, кому довелось в 60-70-е годы добираться из Семикаракорска в другие города области по воздуху. Но память о Василии Алексеевиче берегут в нашем историко-краеведческом музее, куда на вечное хранение передала документы и некоторые личные вещи летчика его супруга Любовь Алферовна. Директор музея Н.Ю. Здоровцева не раз готовила для местной газеты публикации о семикаракорском аэропорте и его основателе. Сегодня эти заметки — тоже история…
«Теперь не многие помнят, как так получилось, что самолет стал в Семикаракорах обычным средством передвижения, — писала Нина Юрьевна в мае 2000 года. — И ни у кого это не вызывало ни малейшего удивления, а только чувство гордости — вот, дескать, как у нас хорошо, разве что железной дороги не хватает. А возглавлял семикаракорский авиаотряд наш земляк Василий Алексеевич Фетисов, бывший военный летчик. Для него, простого сусатского мальчишки, все началось, как это нередко бывает, с детской мечты о покорении неба. Стоит ли удивляться, что сразу же после окончания Семикаракорской семилетки Василий вместе с приятелями Николаем Васильченко и Александром Сабадашевым поступил в Морозовскую летную школу гражданской авиации. Учеба, судя по отметкам в летных книжках, давалась легко — учился только на «хорошо» и «отлично». Здесь же, в Морозовске, произошла одна из тех встреч, что называют подарком судьбы, — он познакомился со своей будущей женой Любой. Виделись они всего несколько раз, пока курсантов не перевели в другое место. За пять лет переписки чемодан писем собрался. Сначала это были письма гражданские, потом уже и фронтовые треугольнички от летчика-истребителя Фетисова. Летать ему довелось на самолете «Американская кобра», сопровождать тяжелые бомбардировщики. За подбитый в одном из боев вражеский самолет Василия наградили орденом Отечественной войны первой степени и немалой по тем временам денежной премией — 1000 рублей. Впоследствии к тому ордену добавились медали «За освобождение Праги», «За взятие Берлина»,»За победу над Германией». Долгожданную Победу встретил в Австрии. Хотя службы была еще не завершена, все-таки вырвался в отпуск в Морозовск, к своей Любе. Месяц пролетел незаметно, а разрешения на выезд за границу молодой жене все не было. Зима прошла в разлуке, но уже весной супруги Фетисовы были вместе и больше уже никогда не расставались.
Служба в 21-м авиаполку продолжалась до 1946 года, после чего последовал перевод в г. Ереван, в Закавказский военный округ. Ничто не предвещало беды, как вдруг при посадке самолета отказали тормоза, и двадцатипятилетний Василий, который во время войны не получил ни единой царапины, надолго оказался прикован к госпитальной койке. А по излечении его уже ждал жестокий приговор — признать негодным к летной работе. Надо было все начинать сначала, приноравливаться к другому (но какому?) роду занятий».
Так Фетисовы вернулись на Дон — в станицу Семикаракорскую. Любовь Алферовна занялась домашним хозяйством, ухаживала за больной свекровью, а Василий Алексеевич устроился завхозом на МТС. Здесь-то он и загорелся новой идеей: создать в родной станице аэропорт. Девять лет, пока работал на МТС, Фетисов жил одной мечтой — организовать семикаракорский авиаотряд.
Поначалу, в 1957 году, 78-й авиаотряд расположился на территории нынешнего ООО «Семикаракорская керамика». Позднее аэродромную площадку перенесли за пределы станицы, где выстроили и здание аэропорта.
«Будучи начальником аэропорта, — пишет Н.Ю. Здоровцева, — Василий Алексеевич на работу спешил как на праздник. Дружелюбный, расположенный к людям, он опять был в своей стихии, не переставал любоваться крылатыми машинами, взмывающими к небо и уносящими пассажиров к месту назначения, сам разработал карту маршрутов по Ростовской области».
В.А. Фетисов ушел из жизни в 1987 году. Его супруга в беседе с музейщиками вспоминала, что незадолго до смерти Василий Алексеевич заговорил с ней о предстоящей кончине и попросил, чтобы на памятнике над его могилой обязательно был изображен самолет.
«Она пообещала так и сделать, но тут же , как могла, принялась его убеждать, что жить он будет еще долго, не один десяток лет. Вышло все по-иному, — рассказывает Н.Ю. Здоровцева. — А слово свое Любовь Алферовна сдержала. Самолет на памятнике лихо взмывает в небо, как будто за штурвалом сам Василий Алексеевич Фетисов, летчик, чье имя навсегда вписано в историю Семикаракорска».
Гвардии младший лейтенант Фетисов воевал в составе 21-го гвардейского истребительного авиационного Черкасского Краснознамённого ордена Кутузова полка 23-й гвардейской истребительной авиационной Черкасской Краснознаменной дивизии (6-й гвардейский истребительный авиационный корпус 1-го Украинского фронта). Освоив американский самолёт «Аэрокобра», за время войны совершил 49 успешных боевых вылетов. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (17.05.1945), медалями «За взятие Берлина» (09.06.1945), «За освобождение Праги» (09.06.1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945).
Н. МИРОШНИКОВА (по материалам, предоставленным Семикаракорским историко-краеведческим музеем).
От редакции: Уважаемые читатели! Если у вас есть информация о деятельности семикаракорского аэропорта, его сотрудниках и первом руководителе В.А. Фетисове, просим поделиться ею с нами. Ваши воспоминания помогут восстановить одну из славных страниц летописи Семикаракорского района и Ростовской области. Звоните нам по тел. 4-18-02 или пишите по адресу infopres2004@mail.ru.