«ПОМНИШЬ МЕЛЬНИЧНЫЙ ЖЕРНОВ…?»

28 августа родился поэт и писатель Б.Н. Куликов

1359883746_84674602

Щедрым августом мы снова и снова вспоминаем поэта-земляка, прославившего наш город, донской край. И далеко не каждый современник в курсе, как начиналась творческая биография Бориса Куликова. А это, безусловно, интересно. Ему не было и тридцати, когда он составил автобиографию, текст которой приведём ниже.

«Родился в 1937 году в станице Семикаракорской, Ростовской области. Здесь же закончил среднюю школу. С 1950 года в качестве селькора сотрудничаю в местной газете «За изобилие», бывшей «Большевик» и «Коммунист», в областных газетах.
В 1960 году ездил на целину, работал в Оренбургской области и на Алтае комбайнером, публиковал свои очерки, репортажи, стихи в тамошних газетах районных и молодёжных («Комсомольское племя», «Комсомолец Алтая»). В Ростовском книжном издательстве с 1960 по 1963 год вышло пять брошюр моих литературных записей рассказов передовиков. Учился до 1961 года на очном отделении Ростовского государственного университета, факультет историко-филологический. Сотрудничал внештатным корреспондентом в «Вечернем Ростове», на Ростовском радио и телевидении.
В качестве специального корреспондента журналов «Огонёк», «Октябрь», газеты «Литературная Россия», Всесоюзного радио и Агентства Печати Новости бывал на сибирских стройках, в Заполярье, на Кубани, в Хабаровском крае, на Камчатке. Печатался в газетах, где бывал, выступал со своими впечатлениями по радио. Очерки, репортажи — материалы поездок опубликованы на русском, английском, немецком, японском, китайском, хинди и других языках.
В 1964 году вышла первая книга стихов в издательстве «Молодая гвардия». Готовлю книгу очерков для АПН и издательства «Знание». Заканчиваю заочно университет. В газете «За изобилие» работаю с 1962 года.
Куликов Борис Николаевич.
1965 г.»

Прежде чем стать серьезным писателем, как видим, Борис Николаевич прошёл серьёзную школу журналиста, поколесил по большой стране, набрался впечатлений и опыта. Но лучшие свои произведения написал все же на Дону, дома.
В чём-то, безусловно, похожа на его судьбу и творческая биография другого семикаракорца — Николая Тимофеевича Великанова. Он родился в нашей станице на три гора раньше, в 1934-м. Закончил Ростовский университет и Военно-политическую академию (редакторский факультет). Жизнь посвятил военной журналистике. Прошёл путь от рядового журналиста до руководителя известных в СССР изданий: возглавлял газеты трёх военных округов (в том числе Забайкальского и Северо-Кавказского), еженедельник «Сын Отечества», журнал «Советское восточное обозрение». Николай Тимофеевич — автор многих очерков, рассказов, повестей. Его перу принадлежат книги «Красный сотник», «Трудные километры», «Забайкальский», «Схватка в западне», «Измена маршалов», «Блюхер», «Василевский» (обе для серии «Жизнь замечательных людей») «Мерецков», «Королева Руссии». А последние его работы — книга воспоминаний «Семикаракоры» и созвучный им роман «Ветры над вербами».
Автор, отметивший в прошлом году 80-летие, ныне живёт в Москве (там же вышла книга). Книжка же уже попала к нам — её любезно предоставил в редакцию для ознакомления одноклассник автора Александр Иванович Овчаренко. Эта «нарезка воспоминаний» возвращает читателя в далёкое далёко и даёт довольно зримую картину жизни в казачьей станице первой половины ХХ века. «Порой мне кажется, что это бредит на границе снов и яви моя болезненная память ушедшими детством, отрочеством, юностью. Но почему через толщу годов я узнаю в туманных видениях себя, своих родных, друзей, и понимаю все-всё, что вокруг происходит? Небыль не может быть узнанной и, тем более, понятой».
Какая же, спросите вы, связь между двумя биографиями, двумя писателями и людьми, кроме той, что они земляки. А связь прямая. Они, считай, вылетели из одного гнезда. Одна родина, одна школа, одна районная газета, где печатали их первые заметки, одна незабываемая юность и дружба. В воспоминаниях (мы еще познакомим читателя с некоторыми новеллами из этой книжки) есть небольшая главка с подзаголовком «Борис Куликов». Приведём её дословно.

Борис Куликов
С Борисом Куликовым мы были «не разлей водой». В школу и из школы всегда ходили вместе. Жили недалеко друг от друга: я — на 8-м переулке, Борис — на 9-м, между Октябрьской и Калининской ули­цами.
Обычно после школы у нас был «привал» на углу Калининской, где кто-то когда-то вкопал огромный жернов. Здесь по часу, по два, а то и более, у нас происходили целые действа. Закопёрщиком, как пра­вило, был Борис. Мы разыгрывали драматические представления: Стеньку Разина с его разбойниками, Кондрата Булавина с предателями старшинами… И, конечно, с разгульными казачьими плясками. Борис по части артистического перевоплощения был большой мастак.
Вообще, с Куликовым у меня многое связано. И первые ухажива­ния за девочками, и «походы» по выходным по ближним хуторам, и моё вступление в «лабухи» станичного оркестра. Борис в Доме куль­туры был своим человеком. Он уже слыл в районе лучшим чтецом ба­сен, был на дружеской ноге с руководством ДК. Поэтому по его реко­мендации меня взяли в ученики создававшегося при Доме культуры духового оркестра корейца Кима. В оркестре уже состояли мои одно­классники: Леонид Ершенко, Геннадий Яценко и Сергей Астахов…
Я часто бывал у Куликовых, и Борис был завсегдатаем в нашем дворе. Отца Бориса я почти никогда не видел; он, будучи комбайне­ром, постоянно пропадал либо в поле, либо в МТС. Редко встречал в доме и тетю Аню (мать Бориса погибла во время бомбежки в войну, родная сестра её, Анна, стала приемной матерью Борису и его млад­шей сестре Эвелине). И опять же, как и на углу Восьмого переулка и Калининской улицы, мы с Борькой обычно во дворе Куликовых и у нас время проводили в «действах». Не припомню, чтобы делали уроки или помогали Элке, которая, как правило, была поглощена домашни­ми заботами.
Через многие годы, когда мы станем зрелыми мужчинами, обза­ведемся семьями, обретем специальности (кстати, по призванию, за­родившемуся в те далекие 50-е): мой друг юности — писатель, поэт, я — военный журналист, писатель, историк; Борис при каждой нашей встрече будет говорить: «Помнишь мельничный жернов на углу вось­мого переулка и Калининской улицы? Мы ведь начали с тобой каза­ковать с того прекрасного времени…». На одной из подаренных мне своих книг, в частности, «Облава», он в 1980 году напишет: «Дорого­му Николаю Великанову, славному сыну Тихого Дона, с кем вместе казаковали в дни бурной юности от есаула Бориса Куликова».
После окончания восьмого класса судьба разлучит нас с Борисом.
* * *
Сегодня, когда мы отмечаем 78-ю годовщину со дня рождения писателя Б.Н. Куликова, необыкновенно интересно читать, каким он был в молодости, с какими качествами вступал в большую жизнь. И хочется перефразировать известное выражение «плясать от печки». Ведь они, молодые люди начала 20 века, действительно «плясали от жернова», познав не понаслышке характер и культуру трудового народа, из которого и сами вышли. Потому и стали писателями, потому и смогли свершить немало полезного для народа, для малой и большой Родины.
Т.КУЛИНИЧ.

Оцените статью
Семикаракорские вести