РЫБОХОДНОМУ КАНАЛУ БЫТЬ?

  • Комментарии к записи РЫБОХОДНОМУ КАНАЛУ БЫТЬ? отключены
  • 1035

IMG_1588 (2)
Как известно, в результате строительства Кочетовского, Константиновского, Николаевского и Цимлянского гидроузлов оказались перегороженными пути к естественным нерестилищам азово-черноморской проходной сельди, осетровым, лещу, рыбцу, шемае, чехони, судаку и другим видам рыб.

Правда, на названных гидроузлах, кроме Кочетовского, имеются рыбообходные каналы.
В нашем районе мигрирующие рыбы проходят через рыбопропускной шлюз со специальным подъемником плотины Кочетовского гидроузла, построенными в 1972 году. Однако пропускная способность подъемного устройства очень низкая. А рыбы в Дону и его притоках все меньше, и дело не только в ущербе, который наносит браконьерство, но и в промышленной деятельности человека, перегородившего реку каскадом плотин и шлюзов, загрязняющего её воды производственными, канализационными и бытовыми стоками.
Кочетовский гидроузел — первый на водном пути по Дону из Черного и Азовского морей в Волгу и другие судоходные реки России. Со строительством, как планируется, Багаевского гидроузла проблема прохождения рыбы на нерест в верховья Дона, Северский Донец, Кундрючью и другие водоемы ещё больше обострится. Жители Ростовской области опасаются, что Дон окончательно превратится в безжизненную транспортную артерию.
Как отмечают специалисты областного министерства природных ресурсов (их мнение разделяют на федеральном уровне, в Росрыболовстве), проблему пропуска рыб через Кочетовский гидроузел можно решить за счет строительства рыбоходного канала вокруг подпорной плотины и шлюзов. Однако задача эта до сих пор не решена — всегда находились какие-то важные причины для отсрочки реализации идеи.
Давайте вспомним: в июне 2008 года была сдана в эксплуатацию вторая «нитка» шлюза Кочетовского гидроузла (за пять лет было освоено более 3,2 млрд рублей из федерального бюджета). В апреле 2009 года заработал Усть-Манычский рыбоходный канал, на торжестве по случаю его открытия тогдашний глава Росрыболовства А. Крайний сказал, что в 2010 году может начаться строительство рыбоходного канала вокруг Кочетовского гидроузла.
Этот объект действительно был включен в федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах». Планировалось, что после выделения денежных средств будет объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации. Но, увы, не получилось, в немалой степени — из-за сложного экономического положения страны (последствия мирового финансового кризиса). В структуре управлении рыбохозяйственной отраслью нашей страны также произошли изменения, а это значит — новые люди, новые подходы к решению проблем и иные мнения о путях развития.
Ныне экономическая ситуация ещё сложнее из-за санкций Евросоюза, США и некоторых других западных стран против России. Казалось бы, о строительстве рыбоходного канала можно забыть на неопределенное время. Однако есть неравнодушные люди, которые пытаются добиться поставленной цели.
Вопрос о сохранении биоресурсов Дона по настоящему волнует главу администрации Семикаракорского района В.Н. Талалаева. Виктор Николаевич постоянно будирует эту тему на областном уровне, старается обязательно привезти руководителей федеральных и региональных ведомств и других почетных гостей на Донской осетровый завод, на Кочетовский гидроузел, чтобы не только продемонстрировать красоты родного края, но и обсудить вопрос о восстановлении рыбных богатств, которыми славен Дон. Иначе в Красную книгу скоро придется занести не только осетровых, но даже обычного донского леща.
Предложения В.Н. Талалаева находят понимание и поддержку в правительстве области и лично у главы региона и в федеральных ведомствах, в частности, в Федеральном агентстве по рыболовству. В итоге руководители Росрыболовства и власти Ростовской области в октябре 2013 года обсудили проблему пропуска рыбы через Кочетовский гидроузел. Была достигнута договоренность о включении строительства рыбоходно-нерестового канала в новую федеральную целевую программу развития рыбной отрасли на 2015-2020 годы.

Материал полностью читайте в «СВ» от 4 июля №75.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта