ЗЕМНОЙ ПУТЬ СТАНИЧНОГО СВЯЩЕННИКА

  • Комментарии к записи ЗЕМНОЙ ПУТЬ СТАНИЧНОГО СВЯЩЕННИКА отключены
  • 763

памятник-казачьему-священнику-Илие-Попову-1-2
В конце января в Донской государственной публичной библиотеке (г. Ростов-на-Дону) состоялось очередное заседание клуба «Донской краевед». По традиции в начале года здесь встречаются члены общества краеведов Ростовской области, отчитываются о проделанной работе за минувший год, обсуждают планы на будущее. На этой же январской встрече, как обычно, прошли презентации книг по краеведению, изданных членами общества в 2014 году, также обзор ежегодника — нового номера альманаха «Донской временник».

В этом солидном издании (с ним можно ознакомиться в читальном зале районной межпоселенческой библиотеки) уже несколько лет подряд печатаются статьи, очерки, письма, заметки семикаракорских краеведов.
На заседании выступил доктор исторических наук, профессор Южного федерального университета А.В. Венков. Он представил первый выпуск очерков и документов о казачьих полках, принимавших участие в Первой мировой войне. В сборнике — поименные списки офицеров полков, имена Георгиевских кавалеров, описание боёв и т.д. Историк высказал своё восхищение военным искусством казаков, умевших добывать победы с минимальными потерями личного состава. Он считает, что издаваемые в этой серии материалы будут отличным подспорьем в работе по патриотическому воспитанию молодёжи. В первом сборнике серии представлен одиннадцатый полк, формировавшийся в г. Каменске. Напомним, что семикаракорские казаки могли служить в начале двадцатого века в полку №9, формировавшемся в ст. Константиновской.
А далее мы хотим рассказать читателям о том, благодаря чему и кому стал возможным вышеупомянутый издательский проект (ведь книгоиздание в наше время дело дорогостоящее). В 2013 году, 18 ноября в Ростове-на-Дону был зарегистрирован Фонд имени священника Илии Попова. Президентом фонда стал внук священника А.Г. Сухарев, который ранее написал книгу о своём предке. «Жизнь и смерть священника Илии Попова» издана тиражом в десять тысяч экземпляров и была презентована в Москве, Ростове-на-Дону, Пролетарске (Ростовская область), Лиенце (Австрия), Нью-Йорке (США). А ещё ростовскими документалистами был снят фильм «Станичный священник», который в декабре прошедшего года как премьеру показали в Донской государственной публичной библиотеке.
Дело в том, что у Алексея Сухарева, внука И.Попова, есть возможность активно заниматься увековечиванием памяти своих предков. С 1971 по 1992 год он преподавал в МГУ математический анализ, а в 1990-м основал компанию информационных технологий и инкорпортировал её в США, где сейчас и сам проживает. У Фонда большие планы по увековечиванию памяти репрессированных священнослужителей Дона, по изданию литературы о борьбе большевиков с религией, об истории казачества вообще. Планируется также создание музея в Ростове.
Илья Попов — наш земляк. Родился он в 1871 году в станице Кочетовской. И, думается, нашим читателям будет небезынтересно узнать, чем же замечательна жизнь этого человека. А был он, как говорится, из династии священнослужителей и представлял уже пятое их поколение. Династия берёт начало в станице Нижнекундрюченской, где не менее сорока лет служил в храме дед Ильи — Михаил. Известно, что отец Ильи Попова — Виктор Михайлович — много лет служил диаконом именно в Кочетовском храме Успения Пресвятой Богородицы. И в «Донских епархиальных ведомостях» 21 декабря 1910 года была даже помещена статья «Скромный юбилей», посвященная пятидесятилетию служения Церкви Божией отца диакона Виктора Попова. Сам Илья окончил Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию, с 1893 года служил в храмах разных станиц области Войска Донского. В частности, в 1912 году стал первым настоятелем храма преп. Серафима Саровского в ст. Гниловской (там теперь Донская духовная семинария). С октября 1916 года протоиерей Илия Попов стал служить в храмах ст. Великокняжеской (г. Пролетарск, Ростовской области).
В 1918-1919 годах он в Задонье и самой Великокняжеской станице носили чрезвычайно ожесточенный характер. Станица стояла на железнодорожной магистрали Царицын-Екатеринодар и переходила из рук в руки. В 1919-м здесь стоял штаб генерала К.К. Мамонтова. Есть сведения о том, что И.В. Попов восемь месяцев провёл при штабе, устраивая войсковые молебны. Потом вернулся служить в станичный собор Александра Невского. По всей вероятности, факт службы у Мамонтова священнику удалось скрыть от советских властей.
После принятия 8 апреля 1929 г. постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» в стране резко усиливается антирелигиозная работа. В массовом порядке начинается лишение служителей Церкви избирательных прав, священники и приходы облагаются непомерными налогами, а в случае неуплаты их имущество подлежало конфискации. Лишают избирательных прав и И.В. Попова. Облагают налогом, за неуплату описывают имущество (дом деревянный — 300 рублей, буфет — 50, стол — 20, комод — 30, стол круглый — 10, гардероб — 15, тумбочка — 5, умывальник — 5, четыре стула и табуретки — 5). Семью выселяют из дома, а имущество продают.
Закрытие монастырей и церквей в стране проводилось с первых лет советской власти. Начиная с 1929 г., это явление принимает массовый характер.
В станице Пролетарской — так стала называться Великокняжеская — продолжает действовать единственная в радиусе 25 км Флоро-Лаврская церковь. В декабре 1935 г. и её закрыли. Но тут верующие показали, что для них значил храм. Пишутся многочисленные письма, организовываются поездки представителей прихода в Ростов и Москву, обращения к всесоюзному старосте Калинину и в Комиссию по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР, на которую возложены вопросы общего наблюдения за деятельностью религиозных организаций. Делается всё возможное. Состоялось и шествие верующих к Пролетарскому райисполкому с требованием «об открытии религиозного дома» — даже не верится, что такое возможно было в 1936 году. Под письмами, прошениями и ходатайствами 233 подписи. Но и власти Пролетарской в ход пускают всё : угрозы «привесить контрреволюцию», «лишить голоса и пенсии», извещения о штрафах по вымышленным причинам, требования снять подписи с документов и писем и др. И стоял за борьбой верующих зримо или незримо священник Илия Попов.
Проводились собрания по домам и квартирам, даже и на базарной площади выступал он перед верующими (в 1936 г.!). Не отрицал И.В. Попов после ареста и своего участия в организации шествия к райисполкому. При этом с момента закрытия церкви вплоть до ареста продолжал окормлять своих бывших прихожан, проводя службы по домам, отпевая умерших, крестя новорождённых, — всё это после закрытия церкви стало нелегальной деятельностью.
В какой-то момент могло даже показаться, что чаша весов склоняется в пользу верующих. Из московской Комиссии по вопросам культов пишут в Ростов: «Если церковь уже закрыта вашим постановлением, вышлите нам все материалы дела для проверки, независимо от срока, который прошёл со дня закрытия, и приостановив дальнейшее переоборудование церкви. Имея в виду, что закрытая церковь является последней церковью в районе и поблизости на расстоянии 25 км функционирующих церквей нет, Комиссия особо заинтересована в правильном разрешении вопросов». Но силы были неравными — в стране начался завершающий этап по разгрому Церкви.
24 сентября 1937 года И.М. Попова арестовали. Его обвинили в «пораженческой агитации» и в том, что «общественнополезным трудом не занимается, средства к существованию добывает с граждан исключительно обманным путем — путём совершения нелегальных религиозных обрядов, как то крестины, похороны, молебствия». По постановлению тройки УНКВД по Азово-Черноморскому краю священник Илия Попов был расстрелян в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1937 года.
* * *
Прошли годы. На государственном уровне отношение к жертвам политических репрессий сейчас совсем иное. И создание Фонда — ещё одно тому подтверждение. Кстати, его вице-президентом является казак станицы Гниловской В.А. Шевчук. А попечительский совет возглавляет историк — вышеназванный профессор ЮФУ А.В. Венков. Фонд действует, уже воплощены в жизнь его первые проекты. В частности, 31 августа 2014 года, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, в г. Пролетарске Ростовской области состоялась торжественная церемония открытия памятника казачьему священнику Илие Попову, убиенному в 1937 году.
По окончании Божественной литургии в храме святых мучеников Флора и Лавра, где в 1930-е годы служил отец Илия, освящение памятника совершил епископ Волгодонский и Сальский Корнилий в сослужении духовенства епархии. На церемонии присутствовали представители администрации района и города, атаманы и старшины Всевеликого войска Донского, а также казачья община Благовещенского греческого храма во главе с настоятелем храма священником Александром Назаренко и атаманом Евгением Калитой.
Памятник священнику был открыт при большом стечении духовенства, молящихся и донских казаков. С приветственным словом к собравшимся обратился внук протоиерея Илии Попова А. Г. Сухарев, поблагодаривший Владыку Корнилия, главу Пролетарского района Ю.А. Гречанова, а также вице-президента Фонда имени священника Илии Попова казака В.А. Шевчука за труды по увековечению памяти отца Илии.
P.S. «Конец священника трагичен и символичен, — пишет в своём предисловии к книге «Жизнь и смерть священника Илии Попова» профессор А.В. Венков. — Его обвинили в протестном движении и как врага существующей власти казнили в день великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Ныне этот день считается на Дону войсковым праздником. Зная жизнь о.Илии, мы можем предположить, что эта дата, когда он встретил смерть за веру и Церковь, была воспринята им как знак, как награда с небес за все его земные труды и службу на духовном поприще».
Сегодня Флоро-Лаврскую церковь в Пролетарске восстанавливают всем миром. А дело священника Илии Попова, уроженца станицы Кочетовской, как сообщает православное информационное агентство «Русская линия», находится на изучении в Комиссии по канонизации святых Донской митрополии.
Публикацию подготовила Т.КУЛИНИЧ.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта