Казалось бы, какая связь существует между археологией и санкциями западных стран против России, между производством знаменитого семикаракорского фаянса и проблемой импортозамещения продукции? Как оказалось, связь — самая прямая.
Работники предприятия не любят говорить о производственных проблемах, мол, у начальства — свои, в основном хозяйственные заботы, у нас — другие, чисто творческие. А о перспективах что говорить? С изменением общей экономической ситуации периодически возникают слухи о возможном свертывании фаянсового производства, но вопреки всему оно продолжается почти 80 лет, не считая периода работы от гончарных мастерских до создания керамического цеха в райбыткомбинате.
Сегодня художники ЗАО «Аксинья» трудятся над необычной задачей, изучают новое сырье — донскую красную глину. А поставил такую задачу перед коллективом директор предприятия В.И. Петренко. Дело в том, что до недавнего времени фаянсовую массу (огнеупорную беложгущуюся глину и песок) завозили в г. Семикаракорск из-за границы, с Украины. Усложнившиеся политические отношения России с этой соседней страной, непредсказуемые курсы национальных валют, похоже, ставят под угрозу всё керамическое производство.
Несомненно, свою роль в проведении экспериментов с новым материалом сыграли археологические изыскания неутомимого исследователя истории Дона С.Ф. Токаренко. Его заинтересовала древняя керамика, в том числе казачьего периода. Напомним, Сергей Федорович — технолог ЗАО «Аксинья», он проводил исследования «теста» обнаруженных керамических фрагментов (т.е. состав сырья древних гончаров), местных глин и песков, которые использовали в давние времена донские мастера.
Результаты его работы привлекли внимание руководителя предприятия В.И. Петренко. В ближайшей округе красные глины есть — они в ледниковые периоды отложились в ходе геологических процессов. Имеются и запасы белых глин. Почему бы не использовать дарованное природой сырьё для производства керамических изделий, как это было в старину?
— Все наши художники поддержали инициативу руководителя предприятия и с энтузиастом взялись за дело, — сказал С.Ф. Токаренко. — У каждого — свой стиль, свой творческий почерк, свои интересные задумки. Первые образцы изделий из красной глины уже готовы.
Конечно, пока это ещё не коммерческий вариант. Скорее, «свободное сочинение» на заданную тему. Есть и сувениры, и игрушки-свистульки, и посуда — от солонок до супниц, а также изделия «под старину» — специально «состаренные», с нанесенными изображениями трещин, как на древних горшках.
Декоративный узор мы не выдумываем — он взят из археологических находок энеолита и более поздних периодов, в частности, так украшали казачью керамику…
— Вы посмотрите, какое прекрасное сырье приготовил наш технолог Сергей Федорович — и по цветовой палитре, и по пластичности, «тягучести» теста, которое можно обрабатывать на гончарном круге и вытягивать тонкостенное изделие на любую высоту! — восхищается П.А. Кунаховец. — Хочешь — макитры или кринки делай, хочешь — амфоры. С фаянсовой массой работать на гончарном круге не получится. Меня, правда, научили тянуть и такое тесто (мой учитель — Валентин Васильевич Ткач, он работал здесь, а сейчас живет в Сергиевом Посаде, спасибо ему огромное). Но фаянсовая масса тяжелая, оседает, нижняя часть посуды не получается тонкостенной…
Художники посвятили журналистов в некоторые детали технологического процесса изготовления фаянсовых изделий: они создаются методом шликерного литья в гипсовых формах или пластическим формованием на оборудовании ручной формовки. Вообще ручного труда требуется много, например, создание нужных гипсовых форм для их последующей заливки фаянсовым тестом; заглаживание специальной губкой поверхности ещё сырых изделий; удаление неровностей после выемки из формы (оправка); изготовление и монтаж ручек, рельефных рисунков и других приставных деталей. Фаянсовые изделия проходят два обжига.
— Отчасти наши экспериментальные изделия из местных глин можно назвать «антигламуром» — улыбкой художника над новомодными увлечениями многих людей за рубежом (Германия, Испания и т.д.), да и в нашей стране, — сказал С.Ф. Токаренко. — Керамика — это не только посуда. Вы обратили внимание на стремление украсить свои коттеджи, жилые помещения под »
старину»? Стало модным применять для отделки вместо сайдинга из пластика формованный вручную кирпич (он получается плоским, разным по размеру), украшать комнаты «древнегреческими» амфорами, а камины или печи — изразцовыми плитами и т.п.. Пусть ручная работа мастеров и дорого ценится, зато это модно, престижно.
Отсюда и практические соображения — возможно, наши эксперименты будут иметь коммерческую перспективу. Чем привлекают работы древних мастеров? Возьмите любую вещь — трубку для табака, оружие, декоративные изделия или какие-то хозяйственные приспособления — всё это изготавливалось для нужд конкретных людей, «очеловечивалось». Учет индивидуальности заказчика — это тот элемент качества, который потерян в массовом, серийном производстве. Возможно, отсюда и постоянный интерес многих людей к изделиям, созданным руками мастеров…
Правда, художницы Л.Л. Золотых, Т.Ю. Токаренко и другие не считают свои работы антигламуром, их привлекает идея практического применения красной глины и новых технологических возможностей работы с ней.
Изделия в зависимости от содержания железа в сырье (оно добыто в разных местах Ростовской области) после обжига имеют приятные оттенки от темно-коричневого до светло-бежевого, «телесного». И Лариса Золотых благодаря удачному цветовому решению уже смастерила несколько фигурок обезьянок в шляпках и со скрипками — мол, следующий год по восточному календарю будет Годом Обезьяны и можно изготовить праздничные сувениры.
Постарались и остальные художники: на столе технолога появились симпатичные игрушки — курочки, белочки и другие. Женщины продемонстрировали и горшки, украшенные старинным казачьим орнаментом. У мастериц много творческих замыслов.
Никто с ними и не спорит. С экономической точки зрения проект действительно может оказаться выгодным: местное сырьё позволит снизить себестоимость продукции, к тому же изделия из красной глины проходят обжиг лишь один раз, что позволит сэкономить дополнительные средства. Расширится ассортимент продукции (возможно, и за счет применения опыта древнегреческих гончаров и художников по изготовлению краснофигурных амфор и т.д.).
Общее мнение художников: как бы то ни было, творческие эксперименты продолжаются, работать с новым сырьем очень интересно. И конечно, все надеются на успех начинания.
Н. МИХАЛЕВИЧ.