ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА?
Казалось бы, какая связь существует между археологией и санкциями западных стран против России, между производством знаменитого семикаракорского фаянса и проблемой импортозамещения продукции? Как оказалось, связь — самая прямая.
Работники предприятия не любят говорить о производственных проблемах, мол, у начальства — свои, в основном хозяйственные заботы, у нас — другие, чисто творческие. А о перспективах что говорить? С изменением общей экономической ситуации периодически возникают слухи о возможном свертывании фаянсового производства, но вопреки всему оно продолжается почти 80 лет, не считая периода работы от гончарных мастерских до создания керамического цеха в райбыткомбинате.
Сегодня художники ЗАО «Аксинья» трудятся над необычной задачей, изучают новое сырье — донскую красную глину. А поставил такую задачу перед коллективом директор предприятия В.И. Петренко. Дело в том, что до недавнего времени фаянсовую массу (огнеупорную беложгущуюся глину и песок) завозили в г. Семикаракорск из-за границы, с Украины. Усложнившиеся политические отношения России с этой соседней страной, непредсказуемые курсы национальных валют, похоже, ставят под угрозу всё керамическое производство.
Несомненно, свою роль в проведении экспериментов с новым материалом сыграли археологические изыскания неутомимого исследователя истории Дона С.Ф. Токаренко. Его заинтересовала древняя керамика, в том числе казачьего периода. Напомним, Сергей Федорович — технолог ЗАО «Аксинья», он проводил исследования «теста» обнаруженных керамических фрагментов (т.е. состав сырья древних гончаров), местных глин и песков, которые использовали в давние времена донские мастера.
Результаты его работы привлекли внимание руководителя предприятия В.И. Петренко. В ближайшей округе красные глины есть — они в ледниковые периоды отложились в ходе геологических процессов. Имеются и запасы белых глин. Почему бы не использовать дарованное природой сырьё для производства керамических изделий, как это было в старину?
— Все наши художники поддержали инициативу руководителя предприятия и с энтузиастом взялись за дело, — сказал С.Ф. Токаренко. — У каждого — свой стиль, свой творческий почерк, свои интересные задумки. Первые образцы изделий из красной глины уже готовы.
Конечно, пока это ещё не коммерческий вариант. Скорее, «свободное сочинение» на заданную тему. Есть и сувениры, и игрушки-свистульки, и посуда — от солонок до супниц, а также изделия «под старину» — специально «состаренные», с нанесенными изображениями трещин, как на древних горшках.
Декоративный узор мы не выдумываем — он взят из археологических находок энеолита и более поздних периодов, в частности, так украшали казачью керамику…
— Вы посмотрите, какое прекрасное сырье приготовил наш технолог Сергей Федорович — и по цветовой палитре, и по пластичности, «тягучести» теста, которое можно обрабатывать на гончарном круге и вытягивать тонкостенное изделие на любую высоту! — восхищается П.А. Кунаховец. — Хочешь — макитры или кринки делай, хочешь — амфоры. С фаянсовой массой работать на гончарном круге не получится. Меня, правда, научили тянуть и такое тесто (мой учитель — Валентин Васильевич Ткач, он работал здесь, а сейчас живет в Сергиевом Посаде, спасибо ему огромное). Но фаянсовая масса тяжелая, оседает, нижняя часть посуды не получается тонкостенной…
Художники посвятили журналистов в некоторые детали технологического процесса изготовления фаянсовых изделий: они создаются методом шликерного литья в гипсовых формах или пластическим формованием на оборудовании ручной формовки. Вообще ручного труда требуется много, например, создание нужных гипсовых форм для их последующей заливки фаянсовым тестом; заглаживание специальной губкой поверхности ещё сырых изделий; удаление неровностей после выемки из формы (оправка); изготовление и монтаж ручек, рельефных рисунков и других приставных деталей. Фаянсовые изделия проходят два обжига.
— Отчасти наши экспериментальные изделия из местных глин можно назвать «антигламуром» — улыбкой художника над новомодными увлечениями многих людей за рубежом (Германия, Испания и т.д.), да и в нашей стране, — сказал С.Ф. Токаренко. — Керамика — это не только посуда. Вы обратили внимание на стремление украсить свои коттеджи, жилые помещения под «старину»? Стало модным применять для отделки вместо сайдинга из пластика формованный вручную кирпич (он получается плоским, разным по размеру), украшать комнаты «древнегреческими» амфорами, а камины или печи — изразцовыми плитами и т.п.. Пусть ручная работа мастеров и дорого ценится, зато это модно, престижно.
Отсюда и практические соображения — возможно, наши эксперименты будут иметь коммерческую перспективу. Чем привлекают работы древних мастеров? Возьмите любую вещь — трубку для табака, оружие, декоративные изделия или какие-то хозяйственные приспособления — всё это изготавливалось для нужд конкретных людей, «очеловечивалось». Учет индивидуальности заказчика — это тот элемент качества, который потерян в массовом, серийном производстве. Возможно, отсюда и постоянный интерес многих людей к изделиям, созданным руками мастеров…
Правда, художницы Л.Л. Золотых, Т.Ю. Токаренко и другие не считают свои работы антигламуром, их привлекает идея практического применения красной глины и новых технологических возможностей работы с ней.
Изделия в зависимости от содержания железа в сырье (оно добыто в разных местах Ростовской области) после обжига имеют приятные оттенки от темно-коричневого до светло-бежевого, «телесного». И Лариса Золотых благодаря удачному цветовому решению уже смастерила несколько фигурок обезьянок в шляпках и со скрипками — мол, следующий год по восточному календарю будет Годом Обезьяны и можно изготовить праздничные сувениры.
Постарались и остальные художники: на столе технолога появились симпатичные игрушки — курочки, белочки и другие. Женщины продемонстрировали и горшки, украшенные старинным казачьим орнаментом. У мастериц много творческих замыслов.
Никто с ними и не спорит. С экономической точки зрения проект действительно может оказаться выгодным: местное сырьё позволит снизить себестоимость продукции, к тому же изделия из красной глины проходят обжиг лишь один раз, что позволит сэкономить дополнительные средства. Расширится ассортимент продукции (возможно, и за счет применения опыта древнегреческих гончаров и художников по изготовлению краснофигурных амфор и т.д.).
Общее мнение художников: как бы то ни было, творческие эксперименты продолжаются, работать с новым сырьем очень интересно. И конечно, все надеются на успех начинания.
Н. МИХАЛЕВИЧ.