slider

СООРУЖЕНИЕ НОМЕР ОДИН НА РЕКЕ ДОН

  • Комментарии к записи СООРУЖЕНИЕ НОМЕР ОДИН НА РЕКЕ ДОН отключены
  • 2258

100 лет Кочетовскому гидроузлу
kochetovskij_gidrouzel
О строительстве и реконструкциях Кочетовского гидроузла
на реке Дон

Бурный рост промышленного развития Донецкого бассейна в 1880-1900 годы вызвал резкое увеличение объёма перевозок, в первую очередь, угля и хлеба в порты Азовского моря и встречных перевозок лесных материалов на шахты Донбасса. Во время отсутствия развитой сети железных дорог экономически целесообразным оказалось создание шлюзованных систем Северского Донца и Нижнего Дона.

Сооружение №1 на реке Дон, так в документах начала прошлого века назывался Кочетовский гидроузел, история его проектирования и строительства неразрывно связаны с «биографией» этой системы.
Впервые вопрос о необходимости улучшения судоходных условий на Северском Донце и Нижнем Дону был поднят на инженерном совете Министерства путей сообщений 30 июля 1903 г. Подробный проект шлюзования реки Дон от хутора Калач до впадения в него Северского Донца, разработанный выдающимся инженером-гидротехником Н.П.Пузыревским, министерство представило на законодательное рассмотрение. И на одобренном государственными Советом и Думой «Законе об отпуске из Государственного Казначейства средств на шлюзование реки Дон» император Николай II начертал: «Быть по сему».
В 1911-1914 годах было построено шесть гидроузлов Северско-Донецкой шлюзованной системы, а в период с 1914 по 1919 годы — гидроузел №1 у станицы Кочетовской. Пробный кратковременный подъём плотины с набором верхнего бьефа дан перед ледоставом в конце ноября 1919 года. При спаде весенних паводковых вод в 1920 году плотина была поднята и сооружение вступило в эксплуатацию.
За первую навигацию через гидроузел было прошлюзовано 767 судов с 24600 тонн груза.
Проект Н.П. Пузыревского предусматривал строительство девяти гидроузлов на Дону, схожих по типу с гидроузлами Северско-Донецкой системы, но с более крупными габаритами шлюзов, рассчитанных на прохождение волжских пароходов (длиной — 125 м, шириной — 17 м). Но начавшаяся вскоре Первая мировая война внесла серьёзные коррективы в реализацию намеченных планов. В первую очередь сооружался Кочетовский гидроузел, крайне необходимый для нормального функционирования Северско-Донецкой системы. Также велось строительство ещё двух гидроузлов — Константиновского и Камышевского.
Строительство Кочетовского гидроузла осуществлялось в годы Первой мировой войны в том числе с использованием труда военнопленных — немцев, австрийцев и венгров. Максимальная их численность доходила до 2356 человек.
Некоторые представления о ходе строительства дают следующие данные: с августа 1914 по январь 1915 годов часть котлована шлюза была готова, устроена деревянная одиночная перемычка с песчаной отсыпью со стороны реки, забиты шпунтовые и брусчатые ряды и часть свай. На насыпях построены центральная электростанция с сараем для хранения угля, склад для материалов. Помимо водоотлива электростанция обслуживала механическую мастерскую, бетономешалки, камнедробилки, кузницу, обеспечивала освещение территории и жилых помещений. Начались работы по возведению трёх каменных домов, построены сарай для хранения цемента (демонтированный в 2008 году) 17 деревянных временных зданий со службами и 21 деревянный барак с хозпостройками для размещения рабочих и военнопленных.
В1918 году военнопленные, основная сила, были сняты с работ и отправлены на родину. Шла Гражданская война. В январе Красная Армия заняла Ростов-на-Дону и Новочеркасск, а в марте было полностью подавлено сопротивление казаков в Донецкой области. Однако новой власти тоже были необходимы водные пути, поэтому, уже начиная с первой полномасштабной навигации 1920 года пришлось устранять все недоделки и вскрытые дефекты.
Нужно отметить тот факт, что в том же году из-за отсутствия топлива электростанция функционировать не могла. Работники шлюза смонтировали временную примитивную гидросиловую установку, изготовив недостающие части в местных мастерских. Она показала мощность в 16 лошадиных сил и позволила на время навигации электрифицировать шлюз, жилой посёлок, жерновую мельницу, механическую мастерскую. Запустив эту электростанцию, коллектив гидроузла внес значительный вклад в грандиозную программу по электрификации страны.
В 1928-1932 годах было построено дополнительное отверстие плотины как водослив с широким порогом шириной 40 метров, что только частично устранило проблему пропуска паводковых вод.
Во время Великой Отечественной войны в ходе оккупации немцами Ростовской области инженерная служба вермахта «Тодда» в 1942 году пыталась ввести шлюз в эксплуатацию, но благодаря действиям персонала гидроузла, который перед приходом немцев опустил плотину на порог, вытащил фермы Поаре из подшипников и обрубил тяговые цепи, попытка оккупантов не удалась. Они не смогли восстановить гидроузел и организовать доставку угля из приречных районов Донецкого бассейна.
После освобождения Ростовской области, в межнавигационный период с 1943 по 1944 годы, военно-восстановительный отряд выполнил необходимый ремонт всех гидроузлов, в том числе Кочетовского, и с весны 1944 года началась навигация.
Уже в 50-60-е годы, после ввода в эксплуатацию Волго-Донского канала и в связи с увеличением габаритов новых судов, старый Кочетовский шлюз потребовал реконструкции. Его габариты стали серьёзным препятствием для судоходства, так как суда нового поколения, достигавшие в длину 130-140 метров, в камеру шлюза просто не помещались. Существенные работы по проекту института «Гипроречтранс» здесь были начаты в середине 50-х годов, а завершены в 1969 году.
Габариты обновлённой камеры составили 145×17 метров. В те же годы в комплекс сооружений Кочетовского гидроузла были включены возведённая на месте дополнительного отверстия новая трёхпролётная водосливная плотина с рыбопропускным шлюзом.
Однако, несмотря на существенную реконструкцию 50-60-х годов, Кочетовский гидроузел к 90-м годам устарел как физически, так и морально. Дальнейшее расширение габаритов старой шлюзовой камеры было признано нерациональным. Выгоднее оказалось построить рядом со старой камерой новый современный шлюз стандартных габаритов, который взял бы на себя основной поток больших судов.
Первоначальный проект реконструкции Кочетовского гидроузла на реке Дон со строительством второй нитки шлюза был разработан Гипроречтрансом ещё в 1990 году, но его реализации помешали события, приведшие к развалу СССР.
Лишь спустя 10 лет, в 2001 году, проект был «реанимирован»..
Государственный контракт №158 с ЗАО «ГТ МорРечСтрой» на строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла был подписан сторонами 24 мая 2004 года.
СПРАВКА
Параметры второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла
Протяжённость вместе с подходными каналами 2 км. Протяжённость причально-направляющих сооружений — 1,5 км. Габариты камеры шлюза: длина — 156,6 м, ширина — 18 м, высота от днища — 12,4 м. Глубина на пороге шлюза — 5 м. Показатели материалоёмкости работ на объекте:
— земляные работы — 1,5 млн куб. м.;
— электромеханическое оборудование — 1400 т.;
— металл и металлоконструкции — 24800 т.;
— железобетонные конструкции — 50500 т.;
— инженерные сети — 50 км.;
— камень, щебень — 53000 куб. м.
На возведении уникальных гидротехнических сооружений гидроузла нередко одновременно работали более 500 человек и более 100 единиц тяжёлой строительной техники.
28 марта 2008 года было получено разрешение Ространснадзора на эксплуатацию ГТС, а в апреле через новый шлюз прошло первое грузовое судно.
Акт 19 июня 2008 года утвердил как государственный заказчик руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России А.А. Давыденко, а подписали этот исторический документ 27 специалистов.
В. ХРИПКО,
начальник Кочетовского гидроузла.

ХРАНИТЕЛЬ ВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ШЛЮЗА
Бывая на территории Кочетовского гидроузла, мы не раз обращали внимание на небольшое уютное здание, в котором недавно, после глобальной стройки второй нитки шлюза гидроузла, открылся музей. Было любопытно, что интересного могут хранить его стены. Ведь тематика-то необычная. Оказывается, там есть удивительные экспонаты. Конечно же, в основном это документы. Но все они почти столетней давности, написанные по правилам дореволюционной орфографии. Вот, например, свидетельство: «Объявитель сего Области войска Донского Кочетовской станицы казакъ Романъ Павловъ Кокинъ уволенъ во все города Российской империи срокомъ отъ нижеписанного числа впредь на один годъ а къ окончанiю означенного срока обязанъ явиться къ месту своего жительства, въ противном случает поступлено будет по закону. Въ чемъ и дано ему сiе свидетельство отъ Кочетовского станичного правленiя за подписомъ и приложенiемъ станичной печати Апреля 24 дня тысячи девятьсотъ шестнадцатого года.» Документ заверен подписями станичного атамана, писаря и, что удивительно, чёткой печатью (с гербом Российской Империи) Кочетовского станичного правления.
На самом видном месте в музее находится огромная книга со списком имён и фамилий пленных иностранцев, которые участвовали в стройке. Неподалёку на витрине за стеклом хранится «Закон об отпуске из государственного казначейства средств на шлюзование реки Дона, одобренный государственным советом и государственною думою.» А сколько диковинных фотографий! И групповые снимки важных людей в казачьей форме, имеющих отношение к возведению шлюза, и фотографии процесса строительства…
Более подробно о возникновении музея в канун 100-летия со дня начала строительства шлюза мы узнали от ветерана Кочетовского гидроузла, пенсионера, жителя станицы Кочетовской А.С. Говорухи. Анатолий Семёнович был инициатором создания музея, принимал активное участие в сборе информации, экспонатов и теперь является его директором.
— Идея создания музея на Кочетовском гидроузле возникала несколько раз, но всё время что-то мешало: то руководству шлюза было не до этого, то не хватало средств и т.д., — рассказывает Анатолий Семёнович.
— И только после окончания строительства второй нитки шлюза и смены руководства, появились помещение и деньги, а главное — большая заинтересованность в этом деле нынешнего начальника шлюза В. А. Хрипко. Под руководством Виктора Алексеевича в декабре 2010 года была создана рабочая группа по организации музея на территории Кочетовского гидроузла, в состав которой вошли начальник службы развития ГТС и капитального строительства Ю.И. Скоморов, председатель первичной профорганизации НДРГС Л.Г. Ковальчук, начальник организационно-правового отдела С.И. Зиновьев, заместитель начальника Кочетовского гидроузла Г.И. Цапков, директор дома-музея им. В.А. Закруткина Т.Н. Строкова и я.
На первом заседании группы были распределены обязанности и сроки выполнения поручений. Начался сбор старых фотографий, документов, инструментов. Пришлось обратиться в областной исторический архив, где нашлись списки около полутора тысяч участников строительства шлюза — военнопленных: немцев, австрийцев, венгров, румын и т.д.
Более пятидесяти фотографий «добыл» Анатолий Семёнович. Были найдены документы столетней давности: указы, сметы, должности, учёт количества строительных материалов и прочее. На старых фотографиях «ожили» первые рабочие, начало стройки, техника. На одном из фото виден даже локомотив на узкоколейной железной дороге.
— Одну фотографию мне прислали из Норильска, — рассказывает А.С. Говоруха. — На ней запечатлены строители и местные казаки охраны. Собственно, с неё и начался наш музей.
Вспоминается один давний случай с местным казаком Петром Игнатьевичем Никитиным, воевавшим в Австрии. Там он случайно разговорился с местным жителем, и когда тот узнал, откуда казак, сообщил, что тоже участвовал в строительстве шлюза в станице Кочетовской. Мир тесен! Многие жители станицы помнят своих родственников — участников этого масштабного строительства. После в районной газете «Семикаракорские вести» был опубликован мой очерк «Государева дорога». Прочитав его, ко мне обратился казак из г. Константиновска Ю. Ф. Кокин. Он поинтересовался, нельзя ли как-то найти информацию о его дедушке — участнике тех событий. В семье об этом почти ничего не знают. Я с удовольствием ему помог, обратившись к документам, хранящимся теперь в музее. Нашёл документы, где были чётко обозначены фамилия этого человека, должность и даже его оклад. Сделал ксерокопию и подарил родственникам, которые были оченьрады такой приятной находке.
И это не единичный случай, когда материалы музея помогли людям восстановить пробелы в истории их рода и просто узнать что-то новое из солидной вековой жизни Кочетовского гидроузла.
А. ДЬЯКОН.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта