КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ: ВРЕМЯ ВЫБОРА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ?
Согласно требованием федерального законодательства и областной программе организации капремонта в многоквартирных домах в последующие 35 лет к концу марта сего года жители всех МКД уже должны определиться с выбором способа накопления своих средств, предназначаемых в будущем на эти цели. С мая 2014 года жители МКД района, как и всей страны, начнут вносить платежи на капремонт.
Напомним, что есть всего два способа (об этом уже подробно писала наша газета) — перечислять ежемесячные платежи в «общий котёл» на счёт уже созданного регионального оператора (НКО «Фонд капитального ремонта») или создать индивидуальный счёт своего дома в одном из аккредитованных банков.
Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 11 июня 2013 г. №1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области», а на его основе постановление правительства РО №407 (от 27.06.2013 г.). Данное постановление установило минимальный размер ежемесячного взноса на будущие капремонты: 6,2 рубля за квадратный метр общей площади квартиры в многоквартирном доме.
Принятие решения о выборе способа накопления средств для капремонта дома — это важнейшая задача собственников квартир, находящихся в нём. Естественно, далеко не всем сразу стал понятен смысл нововведения. Большинству юридически неподкованных жителей требовались разъяснения. Поэтому администрация Семикаракорского городского поселения в январе-феврале текущего года проводила обучающие семинары с председателями и членами советов многоквартирных домов, на которых могли присутствовать и все желающие. Разъяснялся, в первую очередь, порядок действий собственников при выборе способа накопления средств, раздавались рекомендуемые образцы документов. Всего на семи семинарских занятиях присутствовало 167 жильцов из 108 домов. Занятия проводили специалисты отдела муниципального хозяйства администрации города, принимали участие также глава города А.Н. Черненко и его заместитель В.С. Лубашев. На нескольких семинарах присутствовали руководители МУП «Водоканал», МП ЖКХ, управляющей компании ООО «Жилсервис».
Идея постепенной аккумуляции средств собственников, чтобы накапливать их для будущих ремонтов МКД, в общем-то, логична. Ведь и хороший хозяин любого частного дома, зная, что крыша когда-нибудь прохудится, откладывает на этот случай деньги. Однако все-таки невозможно проводить прямую параллель между частными и многоквартирными домами. Ведь жильцы МКД не имели возможности самостоятельно определиться со сроками ремонта домов. Пока действовала государственная программа содействия ремонту, стремились в неё попасть, ждали денег и очереди. Программа, считай, завершена: в нынешнем году в её рамках в нашем городе на выделенные средства отремонтируют последний дом — на улице Араканцева. Его жильцам, можно сказать, повезло. Но это вовсе не означает, что они будут освобождены от ежемесячных платежей в фонд, аккумулирующий средства. Ведь к 2048-у году в этом доме опять что-нибудь износится: кровля, инженерные сети, фасад или фундамент треснет.
На семинарах, которые зачастую превращались в митинги, больше всех кричали и возмущались жители, которые не дождались помощи от государства, а крыши их домов уже текут не один год. По графику же, составленному в области, ремонт крыши запланирован у них, скажем, на 2037 год. Как жить всё это время? Естественно, в таком доме, как на Закруткина, 45 (сооруженного более 50 лет назад), оттягивать замену крыши просто невозможно. Жильцы поднатужились (пенсионеры экономили даже на продуктах питания) и собрали денежки — в этом году перекроют уже эту злосчастную крышу, наняв работников. Но потом всё равно тоже будут обязаны платить ежемесячно в фонд. А ведь многие просто не доживут до того времени, когда их средства смогут быть реализованы. Возмущались и писали об этом даже в Москву и жители других домов с улицы Куликова и Королёва. Поэтому в наш город был приглашён заведующий сектором нормативно-правового обеспечения областного Министерства ЖКХ П.В. Асташев, который ответил на вопросы вновь собравшихся активистов — жителей МКД и пообещал довести до губернатора области все претензии и общее беспокойство. Если говорить в общем о сути этих претензий, то люди просят внести изменения в областной закон или программу капремонта. И это, насколько мы понимаем, возможно. Ведь пересмотреть конкретные (уже заочно назначенные!) сроки ремонта для каждого дома, уточнив уровень его износа на данный момент, не запрещено. А пока жители домов, направившие обращения в Москву и область, ждут письменных ответов.
Теперь о домах, которые уже определились, проведя у себя собрания, со способом накопления средств, выбрав открытие спецсчета своего дома в банке (опять же через областной Фонд, который поможет этот счет открыть, будет его владельцем, но использовать деньги будут только жильцы конкретного дома). Для них, а это ориентировочно, пятнадцать домов из 108, провели отдельный семинар, на котором присутствовали и представители трёх банков — Московского индустриального, Сбербанка РФ и Россельхозбанка. На семинаре объяснили порядок дальнейших действий. А он прост: надо в двух экземплярах оформить протокол собрания жильцов дома и один отправить в областной Фонд, который и откроет «на имя дома» этот спецсчёт. В городской администрации специалисты решили, на этом этапе облегчить заботы жильцов и собираются, собрав протоколы, сами отвезти их в Ростов.
Как всему новому, вводимой форме накопления денег на капремонт еще предстоит быть до конца понятой массами, и прижиться, как говорят. Главное, чтобы нововведение не разочаровало граждан в будущем.
Т.КУЛИНИЧ.
О том, с какими проблемами столкнулись владельцы квартир в МКД и чем они обусловлены, рассуждает наш корреспондент, побывавшей на одном из обучающих семинаров.
Казалось бы, депутаты Законодательного собрания Ростовской области исполнили доброе дело: увеличили на месяц — до 1 апреля 2014 года — срок для принятия решений собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД) о способах накопления денежных средств на капитальный ремонт общедомового имущества. И это правильно, всё-таки половину января мы дружно отдыхали и не укладывались в двухмесячный срок выбора вариантов. Но в целом обстановка остается сложной.
Собственники квартир не проявляют активности в выборе способа формирования фонда по капитальному ремонту многоквартирных домов. Во всяком случае, 12 марта в ходе «круглого стола», организованного областным министерством ЖКХ, была озвучена информация о том, что поступило менее 500 протоколов о проведении общих собраний собственников жилья. Всего же по Ростовской области в региональную программу капитального ремонта внесено более 18000 многоквартирных домов.
Посмотрим на ситуацию в г. Семикаракорске. По состоянию на 24 марта, по словам заместителя главы администрации Семикаракорского городского поселения В.С. Лубышева, ещё не принято ни одного протокола о проведении общих собраний собственников квартир в таких домах (напомним, в региональную программу по капитальному ремонту включено 108 МКД), есть сложности с оформлением документов.
Требуются постоянные консультации и для самих специалистов администрации, и для актива многоквартирных домов, широкое информационное обеспечение. Между тем даже методических пособий (брошюр) областного МинЖКХ отпечатано мало, в городской администрации пытаются восполнить пробел за счет создания и распространения копий министерских рекомендаций.
«СЮРПРИЗЫ» ОТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ
Кстати, на сайте областного МинЖКХ это методическое пособие имеется, однако его данные с начала года уже успели… устареть! Плюс ко всему они не обновляются, могут ввести неискушенного читателя в заблуждение.
Дело в том, что в федеральном законодательстве постоянно идут изменения, поскольку ранее принятые поправки в Жилищный кодекс РФ и другие законы оказались довольно «сырыми», плохо проработанными, не учитывали многие особенности многоквартирного жилья и мнения его собственников, местных властей. Приводят свои законодательные акты в соответствие с федеральными и областные власти, правда, с некоторыми «странностями».
В частности, учитывая крайне недостаточный срок для принятия решений собственниками МКД о способе накопления средств на капитальный ремонт своих домов — два месяца после опубликования региональных программ капитального ремонта многоквартирного жилья, Федеральное Собрание РФ продлило его до шести месяцев, для чего в статью 170 Жилищного кодекса РФ внесены изменения (ФЗ №417 от 28 декабря 2013 г.). Поскольку право принятия окончательного решения оставлено за регионами, в Ростовской области установили срок проведения общих собраний собственников МКД — три месяца.
То есть, с 1 апреля городские власти обязаны принять решение о переводе на счет регионального оператора все многоквартирные дома, не выбравшие способ накопления средств на капитальный ремонт.
В марте, по областному закону, та же городская администрация должна была сама созвать общие собрания в тех МКД, собственники которых упрямятся, не набирают необходимый кворум для принятия решений (две трети от общего числа голосов).
А начало рассылки счетов-квитанций для оплаты взносов на капитальный ремонт федеральными властями отнесено на восемь месяцев после опубликования региональных программ. В Ростовской области оставили срок в четыре месяца, то есть по областному закону в мае жители МКД должны получить первые квитанции…
Наверное, региональные власти хотели сделать как лучше (за лето, пока уровень коммунальных платежей самый низкий, люди привыкнут к новшествам), а получится ли? Сроки для принятия решений собственниками квартир и оформления всех документов явно нереальные, отсюда и ажиотаж, социальное напряжение в обществе. Получается, в стремлении быть «впереди планеты всей» и отчитаться об успехе первыми, областные власти загнали в угол не только себя, но и собственников МКД, и местные администрации…
Ещё одна деталь — кто знает, почему депутаты Заксобрания не включили в областной закон право на ограничение общей суммы платежей, предусмотренное Жилищным кодексом РФ? Например, жителям МКД необходимо на комплексный капремонт 10 млн рублей. Подсчитали — если платить не по 6,2 рубля, а по 10 рублей за метр общей площади, то необходимую сумму можно набрать, допустим, за 5 лет. А потом накопление средств можно было бы прекратить, федеральный закон дает такое право регионам… Однако наша область этим правом не воспользовалась.
Федеральные законодатели частично сократили перечень работ (услуг), который можно будет оплачивать из общедомового фонда капитального ремонта при минимальном тарифе (6,2 руб. в Ростовской области), но региональные власти имеют право расширить список.
«У НАС СВОЙ ВАРИАНТ — САМОУПРАВЛЕНИЕ…»
Довелось присутствовать на одном из собраний, вернее, как называют эти мероприятия специалисты администрации г. Семикаракорска, — на обучающем семинаре (обычно местные власти стесняются приглашать журналистов на собрания с «горячими» темами), которое проводилось для собственников жилья в многоквартирных домах. Проходила встреча 26 февраля, в ней приняли участие заведующий сектором нормативно-правового обеспечения областного министерства жилищно-коммунального хозяйства П.В. Асташев, первый заместитель главы районной администрации Л.Н. Серокуров, глава Семикаракорского городского поселения А.Н. Черненко (он и вел совещание).
Конференц-зал семикаракорского МП ЖКХ, где проходило мероприятие, был полон. Пришли не только члены советов МКД, но и простые жители. Несмотря на просьбы со стороны А.Н. Черненко, избежать эмоций в ходе разговора не удалось. Часть собственников жилья даже засобиралась выйти из зала, мол, незачем понапрасну время тратить, да так многие и простояли в раздумье до конца встречи.
Некоторые собственники квартир четко заявили: «Платить за капитальный ремонт не будем». Кстати, в интернете можно встретить довольно любопытные теоретические обоснования отдельными семикаракорцами этой позиции. Действительно, в нынешнем законодательстве есть много прорех, позволяющих надеяться на удачу в в судебном споре по вопросу организации капитального ремонта многоквартирных домов. Однако пока не слышно, чтобы хоть один суд закончился в пользу истцов, считающих, что ремонтировать их дома должны местные власти, на балансе которых находился жилищный фонд (чаще всего не удается доказать, что накануне приватизации дом нуждался в капремонте — нет подтверждающих это документов, актов технических обследований, актов выявленных дефектов и т.п.).
Но более мощно прозвучало на собрании мнение другое: «Хотим сами собирать и использовать деньги на капитальный ремонт. Для чего просим передать губернатору В.Ю. Голубеву наше предложение: внести дополнение в областной закон, добавить третий способ накопления средств на капитальный ремонт МКД: кроме формирования спецсчета в комбанке или счета у регионального оператора, — самоуправление».
От созданных ранее товариществ собственников жилья (ТСЖ) люди дружно отказались — сложная и затратная система, лишняя «контора» для наших многоэтажек с малым числом квартир, это ведь не Москва и даже не Волгодонск.
Высказывались пожелания уменьшить размер платежа за капитальный ремонт до двух рублей за квадратный метр общей площади квартиры. Однако есть и люди (правда, их мало и голосов почти не слышно на общем шумном фоне собрания), готовые платить столько и по тем правилам, которые установлены ныне. Но дальнейший порядок действий таким собственникам жилья не понятен: ну, приняли решение общим собранием МКД о накоплении средств на счете областного фонда (регионального оператора), что дальше требуется от организаторов собрания? Подобные вопросы свидетельствуют о недостаточной разъяснительной работе.
Протокол общего собрания и другие документы можно направить непосредственно в областной фонд капитального ремонта (региональному оператору), но проще это сделать через специалистов городской администрации.
АУ! ВАС НЕ СЛЫШНО!
Обращает на себя внимание некоторая «неслышимость», непонимание друг друга жителей многоквартирных домов и чиновников. Жители многоквартирных домов говорили представителям властей про мизерные пенсии (мол, цены на всё растут, а с этим капремонтом да грядущим очередным повышением тарифов на коммунальные ресурсы хоть побирайся). Чиновники в ответ — размер платежа установлен минимальный, ниже нельзя (федеральный стандарт для Ростовской области), а его сумма зависит от величины площади жилья — не от пенсии или зарплаты владельца квартиры.
Народ твердит: «Хотим сами решать, когда и что ремонтировать, и сами будем собирать денежки на очередные ремонты (не ждать по 20-30 лет планового срока), чиновники не верят — опыт негативный есть, в некоторых регионах России от такого «самоуправления» уже жилые дома рушатся.
Да и то, многие собственники квартир недавно не хотели даже по 5-10% затрат на капремонт своей многоэтажки платить (государство возмещало 90-95%). А откуда теперь появятся деньги для оплаты капремонта из своего кармана в полном объёме?
Люди попросили передать губернатору их предложение: внести в закон третий вариант накопления средств на капремонт — непосредственно самими собственниками жилья. А чиновники в ответ — про требования ЗАКОНА, который не они писали, но выполнять который все ОБЯЗАНЫ. Правда, обещали донести пожелание семикаракорцев до губернатора. Да и депутатов-законодателей надо подключить к решению вопроса: начудили — пусть расхлебывают.
Вот так и разошлись стороны, каждая, похоже, осталась при своем мнении… Некоторые жители пообещали в протоколах общих собраний написать, что отказываются принимать предложенные им законом варианты накопления средств на капремонт и отправить эти «бумаги» в область, а то и в Москву, президенту России В.В. Путину.
МОСКВА СЛЕЗАМ… ВЕРИТ
Судя по количеству изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ и другие законы только за один 2013 год, до федеральных властей всё же доходит реакция населения на нововведения. Плакались жители многоквартирных домов на управляющие компании, которые нередко завышают стоимость своих услуг, не рассчитываются с поставщиками коммунальных ресурсов, тратят неизвестно куда деньги, а порой и сами исчезают вместе с «бабками»? Москва поверила «слезам» собственников жилья в МКД — управляющие компании не допускаются к накоплению денежных средств на капитальный ремонт. Кстати, фонд капитального ремонта создается не в городах и даже не в районах — на областном уровне, что, видимо, должно повысить финансовую надежность системы.
Жаловались собственники квартир, что при текущей кровле дом за 30 лет ожидания капремонта по плану развалится? Теперь региональная программа капитального ремонта будет учитывать разные сроки ремонта отдельных конструкций и инженерно-технических сетей, а указанный в программе год означает предельную дату, до которой капитальный ремонт должен быть завершен.
Пугает возможность оказаться вашему многоквартирному дому в общем «котле» — на счете регионального оператора, и что ваши деньги на капитальный ремонт могут «потеряться»? Общее собрание МКД вправе в любое время изменить способ формирования своего фонда капитального ремонта и открыть спецсчет в надежном банке (на сайте областного МинЖКХ даны их перечень и информационные материалы об условиях предоставления банковских услуг). Так что, и попав в общий «котел» — в областной фонд капитального ремонта, нет нужды отчаиваться.
Правда, по федеральному закону, уплаченные денежки можно будет истребовать у регионального оператора только через два года. А вот если жители МКД решат закрыть спецсчет и открыть его в другом банке или накапливать средства на счете регионального оператора, то деньги с закрываемого спецсчета можно истребовать через месяц после извещения банка о решении общего собрания.
Кстати, как выяснилось на семинаре, жители некоторых многоквартирных домов давно работают с банками — собирают деньги на счет МКД в комбанке для конкретных нужд и ведут выборочные ремонты своего дома… А вот ежемесячной и бесконечной «обязаловки» не хотят.
НЕ ТАК СТРАШЕН «РЕГОПЕР», КАК ЕГО МАЛЮЮТ…
Кстати, многие боятся регионального оператора (в интернет-сети его называют короче — «регопером»), как черт ладана. К тому же путают два важных момента. Одно дело — общий денежный «котел», который создает область в лице регионального Фонда капитального ремонта. Теми деньгами полностью распоряжается региональный оператор, плюс добавляются средства бюджета, чтобы выполнить план и график ремонтов, в том числе по финансированию проектной документации, дорогостоящих работ (лифты, возможно, фундамент, кровля и некоторые другие).
Иное дело, когда владельцы квартир в МКД выбирают распорядителя (владельца) своего спецсчета в банке. Если доверят владеть спецсчетом региональному оператору (больше доверять, похоже, некому: во всяком случае в Семикаракорске многоэтажки находятся в основном на самоуправлении, а управляющие компании по закону отстранены от накопления средств капремонта), то собранные многоквартирным домом деньги без решения общего собрания собственников квартир и подтверждающих затраты на капремонт документов даже совет МКД не сможет снять, не говоря уже о региональном операторе.
Если владельцем спецсчета в банке собственники квартир выбрали регионального оператора, то в данном случае он играет роль контролера, дополнительного гаранта целевого использования средств. Сам «регопер» не имеет права использовать деньги спецсчета.
А для недобросовестных людей с ростом суммы накоплений будет нарастать соблазн их расходования на иные, возможно, корыстные цели. Теперь по закону решения принимает общее собрание собственников квартир, а не отдельные ответственные лица органов самоуправления. Может, кому-то именно это не нравится? Во всяком случае разочарованные голоса по поводу сложностей со снятием денег раздавались в зале.
Может, кому-то кажется заманчивым возложить бремя содержания общедомового имущества, систем жизнеобеспечения многоквартирного дома и комфорта для жителей на местную администрацию? Но неужели не ясно, что деньги на капитальный ремонт жилого здания в любом случае будут изыматься из карманов собственников квартир? И уже в порядке и размерах, не зависящих от воли и предпочтений жителей дома.
Как видим, мнения и подходы к решению данной проблемы существуют разные. Можно, естественно, попытаться изменить закон, но для этого законодателям нужны более убедительные доводы, чем просто нежелание платить взносы на капремонт.
Думаю, многие собственники индивидуального жилья не поймут жителей многоквартирных домов. Владельцы собственных подворий ежегодно тратят приличные суммы — на ремонты кровли, подвалов, коммуникаций, но никакой надежды на помощь государства у них нет. Или они ещё должны в виде дополнительных налогов в бюджет оплачивать комфортную жизнь обитателей многоэтажек?
Если и добиваться изменений в законодательстве, то, думаю, делать это необходимо на конструктивной основе, в правовом поле. Саботаж исполнения закона собственниками помещений в МКД, понятно, не входит в планы местных властей. Но было бы неплохо, чтобы представители власти вели постоянный публичный диалог с жителями города и района (отчасти это делается, пусть и с опозданием — видеоконференции, семинары, собрания), в том числе с использованием районной газеты и других СМИ. «Сверху», говорят, виднее. Возможно, у ответственных лиц есть большое желание обойтись «без шума и пыли», но, судя по настроениям горожан, объясняться с ними всё же придется.
Во всяком случае и после 1 апреля жизнь будет продолжаться своим чередом. Какое бы решение ни приняли собственники квартир в МКД, они всегда его смогут изменить, добиваться наиболее эффективного решения вопроса капитального ремонта их домов. А можно, ничего не предпринимая, лежать на диване перед телевизором: течение времени спокойно доставит лежебок в руки не очень-то, как оказалось, и страшного «регопера» — в областной фонд капитального ремонта многоквартирного жилья. И то — стоило ли огород городить?
Н. МИХАЛЕВИЧ.