«ВСЕМУ ЗА ЭТИ ГОДЫ НАУЧИЛСЯ»
К 90-летию Семикаракорского района
В минувшем январе Петру Гавриловичу Савельеву исполнилось 75 лет.
Он родился в далеком 1939 году в хуторе Павлове Золотаревского сельсовета. Семья у Савельевых была большая: до войны трое детей на свет появились, а когда отец с фронта вернулся, увеличилась больше чем вдвое. Девятерых воспитали родители Петра Гавриловича – всех на ноги поставили, выучили.
— Тогда люди не боялись, что надеть нечего будет, не раздумывали подолгу, как сейчас, чем кормить детей, — объясняет он. – Войну пережили, работы не боялись. Отец мой был трактористом. Сначала ЧТЗ у него был – гусеничный трактор, который ручкой заводился. Потом – С-80.
Вспоминает Петр Григорьевич, как из старых колесных камер отец выкраивал и клеил калоши.
— А потом возил их на базар в Орловку, — объясняет наш собеседник. – В пятидесятых годах там большая автоколонна была, стройбат стоял на том месте, где сейчас рынок расположен. Богатая была слобода – с мельницей, маслобойней. 8-го и 23-го числа каждого месяца вся округа съезжалась в Орловку на базар. Дорога тогда была не та, что сейчас: шла она из Веселого на Золотаревку, через Павлов, а потом уже на Орловку.
Петр Савельев закончил четырехлетку в родном хуторе, потом три года ходил в Золотаревскую школу, где закончил семь классов, и в 1954 году практически начал взрослую жизнь. Сначала отучился в той же Золотаревке на трехмесячных курсах трактористов при местной МТС. А в 55-м поступил в Новочеркасское училище механизаторов.
Это было интересное время. Казалось бы, не так уж и давно это было, а рассказ Петра Гавриловича о его юности звучит как повесть о далеком прошлом.
— МТС тогда отправлял механизаторов во все близлежащие хозяйства, — рассказывает Петр Гаврилович. – Отец мой работал в Павлове, где был тогда колхоз им. Карла Маркса. В Старой Кузнецовке, хуторе Калинине трудились механизаторы Золотаревской МТС. Помню, были еще Ворошиловский и Буденновский колхозы, хутор Кузьминовка – сейчас от него и следа не осталось. В МТС работать было хорошо. Тогда во всех колхозах люди за «палочки» работали. А механизаторам платили «живые» деньги. После подведения итогов колхоз еще и хлебушек трактористам выдавал. Отец мой все время в МТС трудился. За любую работу брался. Даже на бульдозере в Ростов ездил. Цепляли к его машине сани, так до областного центра и добирались. А ведь тогда моста через Сал в Семикаракорах не было – через шлюзы Веселовские ездили.
Петр Гаврилович много интересного рассказал о том, как постепенно менялся облик Семикаракорского района.
— Когда появились у нас винсовхозы, закипела жизнь в округе, — вспоминает он. – в Шаминке ведь к той поре всего пять или шесть хат оставалось. К ним и моста-то не было. С одного берега Сала на другой можно было проехать только в Старой Кузнецовке и Топилине. Да в Кирсановке еще мостик был старенький. Громоздкая техника по нему не ездила – на быках переправлялись. А в Шаминке – на лодках. Потом-то, когда винсовхоз организовали, хутор оживился. Общежитие там построили, пермяки приехали на работу. Кстати, в Павлове тоже пришлые тогда появились. В1955 году в хутор привезли молдаван. Помню, как дома им строили: из бревен делали «скелет», потом его обшивали деревянными плашками и забивали стены глиной. А местные-то из самана хаты строили. У нас родительский дом тоже саманный был. Из приезжих тогда не все прижились: некоторые вскоре уехали, но были и такие, кто навсегда остались.
Когда именно построили семикаракорский мост через Сал, Петр Гаврилович не помнит. Говорит, то ли в 1961 году он появился, то ли в 1959-м. Зато уверен, что промежуток дороги от Семикаракор до Мартыновки начали строить в 1956-м.
— Тогда тут мехотряд стоял, — уточняет он. – Вся его техника была здесь. Асфальт к тому времени еще не уложили, но насыпь под дорогу уже соорудили.
После училища молодой механизатор Петр Савельев успел два года поработать в Золотаревской МТС. А в 1958-м призвали его в армию. И служил Петр Гаврилович целых девять лет. Но так уж получилось в его жизни, что, чем бы он ни занимался, на учебу всегда время находил. Даже оставшись в армии на сверхсрочной, он умудрился техникум закончить и даже поступил в институт (заочно, конечно). С вузом, правда, распрощался вскоре, но впоследствии все-таки высшее образование получил – когда домой вернулся.
На малую свою родину Петр Гаврилович прибыл в конце 67-го года. Молодой человек богатым послужным списком и неплохим образованием мог рассчитывать на завидные должности. Поначалу Савельеву предложили в милицию пойти. Он вроде согласился.
— И тут попал я ко второму секретарю райкома — Николаю Павловичу Грецеву, — вспоминает Петр Гаврилович. — Сам он из числа 25-тысячников, был председателем совхоза. Николай Павлович мне и сказал: «Какая милиция? Любой сможет там служить. А вот в сельском хозяйстве работать некому».
Долго раздумывать наш герой не стал — согласился на земле работать. 30 января 1968 года Петр Савельев был принят в орошаемое опытно-производственное хозяйство «Семикаракорское». Промешкай он хотя бы сутки – пришлось бы в милицию идти. Положительный ответ на зачисление демобилизованного Савельева в правоохранительные органы пришел в Семикаракоры на следующий день после трудоустройства Петра Гавриловича – 31 января.
С этого момента вся жизнь нашего героя теснейшим образом связана с Кирсановкой. В ОПХ он поначалу работал механиком, через год стал заведовать местными мастерскими, а спустя некоторое время стал главным инженером хозяйства. Так что становление передового сельхозпредприятия, развитие самой Кирсановки происходило на глазах Петра Гавриловича и при его непосредственном участии.
Первым директором ОПХ был Сергей Михайлович Татаров, затем хозяйством руководил Николай Иосифович Половинцев, на смену которому пришел А.Н. Николаевич Маслов.
— Алексей Николаевич работал поначалу у нас главным агрономом. – вспоминает Петр Гаврилович. – Потом его перевели в Пролетарский район, где он был директором одного из хозяйств. А оттуда опять вернулся в ОПХ «Семикаракорское» — на этот раз уже в должности руководителя. Я хорошо помню его настрой: Маслов поставил перед собой цель обеспечить хуторянам достойные условия жизни. Наметил для себя главные задачи: проложить асфальт, построить новый мост, воду провести. И все это выполнил.
Ну и Петр Гаврилович в стороне от больших дел не оставался. Поэтому о недавней истории Кирсановки он знает побольше многих земляков.
— С водой в хуторе была настоящая беда, — рассказывает Савельев. – Ее приходилось доставлять из колодца, что был вырыт у озера неподалеку от Кирсановки. Вот оттуда в бочках ее и возили хуторянам Григорий Васильевич Пряткин и Александр Васильевич Багаевский.
Проблемой водоснабжения поручили заняться заведующему мастерскими ОПХ Савельеву. О том, как «добывали» воду для Кирсановки, Петр Гаврилович может рассказывать долго. Началось все с того, что еще в то время, когда ОПХ только организовали, в хуторе и его окрестностях провели топографическую съемку местности. Изучили ее в хозяйстве, определили, где стоит воду искать, и принялся Петр Гаврилович добывать необходимую для этого технику. А времена-то на дворе советские, в магазинах сплошной дефицит и уж, конечно, буровые установки на каждом углу не продают. Как эту проблему тогда решали? «Доставали» нужное – когда просто по случаю, когда путем сложных переговоров и взаимовыгодного обмена. Савельев так и действовал. Поначалу просто повезло: поехал он как-то в Шахты на базу комплектующих, а ему там «в нагрузку» дали копатель шахтных колодцев. Да вот беда – без самого главного элемента. Не было у этого копателя бурильной штанги.
— Но в это время как раз на краю Золотаревки буровая стояла, — говорит Петр Гаврилович. – И одна штанга у нее была погнутая. Поговорил я с ребятами, что на буровой той работали, и они дали нам эту штангу некондиционную. Тут-то мы за дело и взялись. Пробили сначала скважину на 18 метров, добрались до воды, попробовали, а она соленая! Углубились до 30 – отличная. 23 февраля это было. Обрадовались мы, разошлись довольные по домам, а на следующий день – глядь, а воды-то и нет, затянуло скважину песком-плывуном. Пришлось новые скважины пробивать.
И ведь надо же было такому случиться – всего в трех метрах от гаража ОПХ пробурили-таки отличную скважину с хорошей водой. Да вот только до хутора от нее – 800 метров. Понятно, что нужно водопровод вести, а где трубы взять? Опять Савельеву пришлось «доставать». И в Зерноград он за ними ездил, и в Сальск – по всей области мотался, чтобы «привести» воду в хутор. И добился своего – справился с задачей.
Много довелось потрудиться Петру Григорьевичу. И не только в хозяйстве – собственный быт тоже приходилось обустраивать с большими усилиями. Поначалу, только устроившись на работу в ОПХ, молодой механизатор жил с родителями в Павлове. В самой Кирсановке квартир для сотрудников хозяйства тогда не было. Построили на первых порах общежитие на семь коек для научных работников, которые помогали ОПХ наладить работу, да столовую. Даже директор – Сергей Михайлович Татаров – ездил на работу из Золотаревки. А уж потом начали в хозяйстве и жилье строить. Поначалу возвели два двухквартирных дома. В одном поселили прораба и тракториста с семьями, в другом выделили жилье агроному Галине Филипповне Клименко и заведующему мастерскими Петру Гавриловичу Савельеву. Правда, это был «черновой» вариант жилплощади – многое пришлось самим доделывать. Но это никого не пугало.
— Собрали мы курагод, — говорит Петр Гаврилович, — намешали глины с соломой и поверх «черного» потолка ее выстелили. Быстро управились.
А как только наш герой квартиру получил, сразу же и невесту в нее привел. Роза Алексеевна тоже в ОПХ работала – бухгалтером-учетчиком. В нынешнем сентябре супруги отметят 45 лет совместной жизни. Никакие трудности их не сломили, хотя работа, конечно, почти все силы забирала. «Я дома-то почти и не был», — признается Петр Гаврилович.
Чем только ни занимался он в хозяйстве. Когда началось в ОПХ масштабное строительство жилья для сотрудников, Савельев сам выбирал в хуторе подходящие участки. Ездил за щитовыми домами в Волгодонск, уже и не помнит, сколько их в хуторе поставили. Пятнадцать или двадцать…
Крепло сельхозпредприятие, а вместе с ним преображался и хутор. При Маслове и школу здесь построили всем на зависть, и детский сад. А уж сколько всего в ОПХ — и не пересчитать. С гордостью перечисляет главный инженер на пенсии:
— Зерноочистительные комплексы ЗАВ-20, ЗАВ-40, крытый ток, кукурузный завод, элеватор на 3 тысячи тонн, овощехранилище на 300 тонн. 14 «Донов» у нас было, 7 «Фрегатов», 6 дождевалок!
На пенсию Петр Гаврилович ушел всего лишь два года назад. Но и сейчас на месте ему не сидится – занимается он собственным хозяйством. Взял землю в аренду и работает на ней, по-прежнему занимается сельским хозяйством. Хоть и «технарь» по образованию, да более чем сорокалетний стаж в ОПХ не шутка. Всему Петр Гаврилович за эти годы научился: умеет не только скважины бурить, дома строить да технику в порядке содержать, но и пшеницу с ячменем выращивать.
— Получается помаленьку, — говорит. – Внучат-то надо на ноги поставить. Их у нас двое: старший в седьмой класс ходит, а младший – в четвертый.
Н. БИЛЕЦКАЯ.
Фото из семейного архива Савельевых.