slider

И В ПЛЕНУ ДУМАЛИ О РОДИНЕ

  • Комментарии к записи И В ПЛЕНУ ДУМАЛИ О РОДИНЕ отключены
  • 820

книгаВо времена Советского Союза тема советских военнопленных была под негласным запретом. И это не случайно.Ввиду тяжелого положения на фронтах Великой Отечественной войны Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии от 16 августа 1941 г. издала приказ № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия»:

«…Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен, — уничтожать их всеми средствами как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи. Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах….»

События конца 30-х годов прошлого века в историю Советского Союза вошли как репрессии в РККА (рабоче-крестьянской Красной армии), «Дело Тухачевского»: за контрреволюционные преступления были осуждены лица высшего, среднего и младшего командного и начальствующего составов, а также рядового состава, всего — свыше 10 тысяч человек.

Приказ № 270 можно расценить как попытку советского правительства переложить всю вину неудач первых месяцев войны на вчерашних рядовых резервистов — обычных рядовых военнослужащих, рабочих, крестьян, оказавшихся на пути мощной немецкой военной машины, которая за два года поработила всю цивилизованную Европу.

Это был приказ, оставивший сотни тысяч семей, сотни тысяч матерей с детьми без какой-либо помощи в ужасные, тяжелые военные дни. Десятки лет такие понятия как «попал в плен», «пропал без вести» являлись основаниям считать солдат, командиров «изменниками Родины», а их родных — изгоями государства…

В фашистские лагеря для военнопленных приезжали гитлеровские эмиссары – офицеры вермахта, белоэмигранты, пропагандисты. Из обиженных на советскую власть подбирался актив. Однако тех, кто соглашался надеть немецкую форму добровольно, оказывалось мало.

Но речь не о них пойдет, а о тех, кто, будучи раненым, контуженым, измученным голодом и другими лишениями во время попыток выхода из окружения к своим или истратив в бою весь свой боевой запас, попал в плен. О тех, кто не пошел на компромисс с совестью, а остался честен перед Родиной, перед присягой, перед родными и, в первую очередь, перед самим собой. Концлагерь — это не курорт, даже молодые, здоровые, физически крепкие мужчины выдерживали условия лагерной жизни не более двух-трех лет, но чаще погибали через несколько месяцев неволи.

За каждой изложенной ниже записью – конкретный человек, одна жизнь, одна судьба, одна история, которая порой драматичнее любой киноэпопеи…

Например, в «Книге Памяти Семикаракорского района» 1995 года издания есть такая лаконичная запись:

«КРИВОСПИЦКОВ Иван Васильевич, род. 1914 г., лейт., пог. 25.08.1944 г.».

Любой желающий благодаря архивам Министерства обороны РФ может узнать, что Кривоспицков Иван Васильевич, уроженец и житель станицы Новозолотовской, призван в армию Семикаракорским РВК в 1942 г., гвардии лейтенант, командир взвода танков Т-34 из 89-й танковой бригады Первого танкового корпуса «в боях за местечко Круопяй Акмянского района Шауляйского уезда Литвы показал себя смелым, волевым, решительным офицером, действуя в боевом порядке, своими умелыми действиями в сочетании огня и маневренности первым ворвался в местечко Круопяй, причем огнем и гусеницами своего танка уничтожил 1 танк, 1 самоходное орудие, 4 автомашины, истреблено до 25 солдат и офицеров противника, а отражая контратаку, гвардии лейтенант уничтожил танк «Тигр» и до 10 солдат и офицеров противника».

За свои боевые подвиги Иван Васильевич посмертно представлен к ордену «Отечественная война» 1 степени. Похоронен герой согласно именному списку безвозвратных потерь 89-й танковой бригады в местечке Круопяй Литовской ССР.

Эту информацию можно почерпнуть из советских источников, но мало кто знает, что тот бой являлся лишь одним из эпизодов грандиозной операции «Багратион». Советские воины вели тяжелые бои с отборными немецкими танковыми дивизиями «Великая Германия» и «Адольф Гитлер», вооруженными новейшими танками «Тигр» и «Пантера». А из немецких документов станет известно, что Кривоспицков Иван Васильевич в том самом бою — 24 августа 1944 г., будучи раненым, попал в плен и через «дулаг 125» (пересылочный лагерь) поступил в концлагерь «Stalag XI-A Altengrabow» — поселок в земле Саксония-Анхальт, Германия. Дальнейшая судьба героя не известна. Со слов родственников, он так и не вернулся домой…

А Яценко Александр Федорович, уроженец х. Балабинки, 18-летний лейтенант 974-го стрелкового полка 261-й стрелковой дивизии участвовал в тяжелых оборонительных боях за родной донской край под г. Ростовом-на-Дону, оказался в плену, прошел пять фашистских концлагерей! И 19 мая 1944 г. совершил побег! К, сожалению, тоже не вернулся к родным.

Давайте вспомним и другие имена, пусть никто не будет забыт!

Некоторые имена из нижеследующего были опубликованы в «СВ» три года тому назад по результатам работы каменских поисковиков. Теперь мы дополнили информацию новыми сведениями.

Нижеизложенные списки – это результат годовой работы нашего поискового отряда «Донской» в работе по редактированию Книги Памяти Семикаракорского района. Больше половины этих людей до сих пор числятся пропавшими без вести.

На данный момент проработана почти половина Книги Памяти. Помимо имен погибших в плену, имеется большое количество информации о местах захоронения погибших земляков, данных о причинах гибели, о воинских званиях, должностях, боевых наградах. Ведется тесное сотрудничество с поисковыми отрядами России и стран СНГ, благодаря чему можно найти забытые могилы наших прадедов, дедов….

Хочется повторно обратиться ко всем жителям Семикаракорского района с просьбой не остаться в стороне и помочь в редактировании Книги Памяти, почтить своих погибших родных в Великой Отечественной войне и увековечить их имена.

В процессе работы нам приходится сталкиваться со многими проблемами, в первую очередь – временной фактор, все же 70 лет – это большой срок давности. Или взять такой факт: многие ветераны благополучно вернулись домой, а по документам числятся убитыми или пропавшими. Либо в силу ранения или возраста не дожили до 40-летия Победы, когда участников войны награждали юбилейными орденами, и нам уже трудно отследить, а вернулся ли воин с фронта? Многих «забыли»…

Словом, будет полезна любая информация, вплоть до уточнения места рождения, жительства, не говоря уже об имеющихся в документах ошибках в написании фамилий, имен, отчеств. В Книге Памяти к месту будет фотография родственника, если таковая имеется в семейных архивах.

Наши контакты: телефон +7-928-163-19-33, e-mail: maximsemaki@mail.ru. Надеемся к 70-летию Победы закончить редактирование Книги Памяти земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Параллельно начинаем собирать информацию для второй части издания – «Книга памяти уроженцев, жителей и призванных из Семикаракорского района, прошедших войну и вернувшихся домой».

М. ДУЛЯ,

заместитель командира сводного поискового отряда «Донской» по Семикаракорскому району.

 Списки «Книги памяти» смотрите в районной газете «СВ».

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта