НЕТ РАБОТЫ ВАЖНЕЙ
Участница одного из районных творческих конкурсов «Мой лучший урок», ученица городской школы №3 написала в сочинении об учительнице своей мечты: «Она должна любить своих учеников не всех вместе, а каждого по отдельности…» В этом детском признании кроется очень правильная мысль: ребята тянутся к тому педагогу, который, несмотря на занятость, ежедневно уделяет хотя бы немного своего внимания каждому. Правда, выполнить это непросто, мешает большая учебная нагрузка, сумасшедший ритм жизни, но стремиться найти ключик к детской душе необходимо. Если удается, то такой учитель остается навсегда авторитетом.
Для преподавателя русского языка и литературы СОШ № 3 Татьяны Викторовны Момот ее учительница и классный руководитель Светлана Владимировна Косенко (педагог той же школы) стала образцом для подражания и профессиональным ориентиром.
— Светлана Владимировна была интеллигентнейшим и добросовестным человеком, прививала нам крепкие знания, любовь и интерес к предмету, участвовала в жизни учеников. Благодаря ее мастерству, увлечённости и стараниям, я выбрала себе профессию, закончила Ростовский пединститут и пришла работать в школу, — рассказывает Татьяна Викторовна. — Послужной список у меня простой: в 1996-м, после института, начала свою трудовую карьеру в городской школе №2, потом сменила место работы. И вот уже 11 лет тружусь в дружном педагогическом коллективе СОШ №3.
Быть учителем непросто, особенно словесником. С сентября по май скучать не приходится — горы тетрадей, планов уроков, помимо этого, еще и работала в школьном методическом объединении русистов, и классное руководство.
Ни для кого не секрет, что одними из самых важных и трудных учебных предметов являются русский язык и литература. И дело не в сложной грамматике и, обилии правил, а в том, что именно на русисте лежит миссия не только научить детей правильно писать, но и познакомить их с богатейшей культурой и литературой, помочь сформировать свое отношение к ней.
В прошлом году Т.В. Момот выпустила одиннадцатиклассников. Она «сдавала» с ребятами ЕГЭ, переживала, сумела ли в достаточной мере научить своему предмету, открыть двери к знаниям, развить их духовно-нравственный мир… 11 класс успешно прошел испытания, повзрослевшие юноши и девушки разлетелись кто куда. Теперь сама жизнь будет принимать у них главный экзамен на зрелость.
За многолетнюю плодотворную работу в системе образования учителю первой квалификационной категории Т.В. Момот удалось воспитать немало призеров и участников предметных олимпиад. Среди них Екатерина Левицкая, Анастасия Ленцова, Алексей Гордиенко. Гордится учительница смышлеными Екатериной Мощалкиной, Светланой Таратухиной, Александрой Клименко, которые блистают на конкурсах городского и районного масштабов. Дарья Круглова в прошлом году с успехом выступила на районной научно-практической конференции с очень интересной исследовательской работой «Ассоциативный словарь русского языка».
О своих личных профессиональных достижениях Татьяна Викторовна говорить не любит, а вот об учениках может рассказать много: какие они замечательные, трудолюбивые, покладистые, как помогают вести уроки с использованием компьютерных технологий, как снимают фильмы о писателях, готовят презентации и пишут исследовательские работы, успешно сдают экзамены.
Учебу в современной школе невозможно представить без компьютеров. Изучение правил и выполнение упражнений становятся куда веселее и интереснее, если дети работают с ноутбуками. Вот и приходится учителям шагать в ногу со временем, заниматься самообразованием, постигать секреты IT-технологий. Компьютеры и мультимедийные доски, ридеры, электронные библиотеки и интернет помогают готовиться к ЕГЭ, проводить яркие, запоминающиеся уроки. С помощью мобильных классов в третьей школе занятия проводятся давно, компьютеры на уроке уже никого не удивляют, более того, учебный процесс сложно представить без них. Но и старые добрые, давно проверенные доска, мел и книги не забыты.
— Мы отдаем дань современным веяниям в образовании, но урок литературы без чтения книги немыслим, — говорит Татьяна Викторовна. — Я не против новомодных электронных изданий, но, думаю, ничто не заменит читающему общение с бумажной книгой, шелеста ее страниц, запаха типографской краски.
Говорят, учитель остаётся учителем до тех пор, пока учится сам. Т.В. Момот осваивает новые учебники и стандарты образования второго поколения. Ее увлекают современные новации, нацеленные не на зазубривание большого количества информации, а на побуждение детей самостоятельно находить знания. Роль учителя в современной школе — подсказать ребенку правильное направление, помочь ученикам самим сделать маленькие открытия.
Коллеги по работе, руководство школы отмечают заслуги Татьяны Викторовны, и администрации города и района не раз награждали ее за профессиональные достижения грамотами и благодарственными письмами. «Работать с ней легко, она прекрасный человек и настоящий педагог!», — говорят в школе. А это значит, что детская мечта об идеальном учителе вполне осуществима. И Татьяна Викторовна тому яркий пример — она сумела своим умом, трудом и талантом достичь этой высокой цели.
Н. ЛОБЫНЦЕВА, фото автора.