НА БЕРЕГУ СЕМИКАРАКОРСКОГО ПРУДА
Стоит на самом берегу Семикаракорского пруда добротный трехквартирный кирпичный дом. С севера от него — улица Южная, с противоположной стороны — рукотворный водоем. Вот уже почти 40 лет живет в том доме вместе с супругой Марией Михайловной один из строителей этого и многих других водохранилищ нашего района, бывший механизатор рыбколхоза имени И.В. Абрамова Дмитрий Акимович Силин.
«Акимыч» — так его до сих пор уважительно величают все знакомые — от природы брюнет, среднего роста, крепкого телосложения, сильными руками, улыбчивым лицом с волевым подбородком. Весь его облик и в 73 года от роду соответствует фамилии: Силин — от слова «сильный».
Двор у него большой, огород тянется почти до самого пруда, так что свою силушку приложить есть где. Вот и в эту знойную пору Акимыч с женой к 10 августа выкопали картофель, набрали более 50 ведер клубней. Заменили окна (назвали это «евроремонтом»), поддерживают в образцовом состоянии подворье, ухаживают за птицей, грядками, поливают плодовые деревья… Все под силу Силиным, хотя здоровьем оба, прямо скажем, не хвалятся.
Родился Д.А. Силин 3 мая 1939 года на Белгородчине в селе с романтичным названием Березовка Ивнянского района. Его отец был отправлен на фронт в 1942 году и пропал без вести (погиб) при наступлении под г. Харьковом. Стоит ли говорить, как трудно жилось в то время семье Силиных с четырьмя детьми…
Но, как известно, мир — не без добрых людей. Помощь поступала и от колхоза, где трудилась мама, и от хороших людей. Все четверо детей учились в школе. После окончания семи классов Дмитрий пошел на работу в колхоз. Перед призывом в армию успел закончить с отличием училище механизации сельского хозяйства и получить профессию тракториста-машиниста широкого профиля.
Служил почти 4 года, в звании старшего сержанта занимал должность командира взвода военной строительной части. Вместе с со своими товарищами строил Дмитрий в Подмосковье шахты и площадки для хранения и запуска ракет — оборонительный щит столицы нашей страны.
После окончания службы — вновь напряженный труд, теперь уже в сельском хозяйстве. Трактористу Д.А. Силину была присвоена самая высокая квалификация — первый класс. За свой ударный труд неоднократно награжден дипломами, почетными грамотами.
-Каким образом парень с Белгородчины оказался на Донщине? — спросил я у Дмитрия Акимовича.
-Вначале в Семикаракоры приехали мои родственники, — пояснил он. -Расхваливали донской край, станицу, которая на глазах превращалась в современный город, вот и переманили сюда. Да так здесь и остался…
Было это в 1973 году. Трудился Д.А. Силин на консервном заводе на разных работах, но, как признается теперь, душа тянулась к мощной технике, руки соскучились по рычагам трактора. И отправился через два года Дмитрий в рыбколхоз, который тогда широко вел мелиоративные работы по строительству прудов для разведения рыбы.
Председатель колхозного правления И.В. Абрамов спросил у новичка:
-Откуда родом будешь? Что делать умеешь?
-Из Белгородской области я, тракторист-машинист широкого профиля, присвоен первый класс, — ответил Дмитрий.
-Знаю, знаю те края, — сказал бывший фронтовик-разведчик И.В. Абрамов. — Там летом 1943 года на Курской дуге шли кровопролитные бои — не на жизнь, а насмерть, особенно под Прохоровкой… Это хорошо, что ты — механизатор. Нам нужны экскаваторщики, бульдозеристы, скреперисты. Мы тут, брат, большие дела задумали по строительству прудов и производству прудовой рыбы. Принимаем тебя на работу, иди в отдел кадров, оформляйся…
Поработал вначале Дмитрий помощником машиниста экскаватора Э-654 у более опытных коллег Валентина Крыжановского и Николая Радько. Затем постигал секреты мастерства у бульдозериста Федора Егоровича Фирсова, машинистов скреперов Анатолия Михайловича Долгова и Василия Михайловича Батиенко. Большую помощь в овладении мастерством мелиоратора оказал Дмитрию бригадир Михаил Александрович Козлов.
Двадцать пять лет самоотверженно трудился Д.А. Силин на строительстве, а потом — и на ремонтах Висловского, Нижнесаловского, Слободского, Семикаракорского прудов. Его труд высоко оценивали и товарищи по работе, и руководство хозяйства. Да и сегодня они не забывают о Дмитрии Акимовиче и по доброму отзываются о нем.
-Очень трудолюбивый и высокопрофессиональный механизатор из числа так называемых гвардейцев пятилетки, на которых, как на атлантах, держалось и держится производство, — вот так коротко можно изложить мнение о Д.А. Силине нынешнего руководителя рыбоводного хозяйства Александра Леонидовича Ершова.
-Дмитрий Акимович — исключительно добросовестный, трудолюбивый человек, — дает характеристику ему председатель профкома Евгения Ивановна Иванча, -осознанно, с большой ответственностью выполняющий поставленные перед ним и коллективом хозяйства задачи.
Да именно так, — выполняющий, пусть он на пенсии, но не могу я говорить о нем в прошедшем времени. С его активным участием построены в срок и с хорошим качеством пруды, рыба из которых поступает теперь на столы жителей нашего города, станиц и хуторов, а также в другие регионы.
Дмитрий Акимович — ударник коммунистического труда, неоднократный победитель социалистического соревнования гвардеец пятилеток, наставник молодежи. За высокопроизводительный и профессиональный труд в 1978-1980 годах награжден знаком «Победитель в соцсоревновании», а в 1985 году — орденом Трудовой Славы третьей степени. Он — Почетный колхозник, его фотография размещена на стенде в числе других лучших тружеников рыбколхоза…
А вот что говорит о своем наставнике рыбак Сергей Щербаков:
-Наш Акимыч — невероятный человек, мастер на все руки. На своем бульдозере он — даже без нивелира — может так спланировать поверхность дорог, дамб, подъездных путей, что загляденье. Дмитрий Акимович — настоящий ас в своем деле. А ещё — он большой знаток землеройной техники, не даром имеет самый высокий разряд механизатора…
Сергей считает, что именно такие люди, как Д.А. Силин, и смогли разбудить спящие сотни лет в объятиях чакана и куги озера, и, несмотря на трудности, «создали сами в степи берега».
-До сих пор отчетливо помню, — говорит Дмитрий Акимович, — как вручали мне награды руководители рыбколхоза И.В. Абрамов и А.Л. Ершов, парторги Н.А. Гамецкий и Н.Н. Бабенко, председатели профкомов В.В. Щипанова, А.П. Топилин, Е.И. Иванча… Наверное, действительно, есть в жизни такое, что никогда не забывается.
…Недавно, ранним августовским утром, любовался Дмитрий Акимович бескрайними просторами прудов, видневшимся вблизи экзотическим островком и бывшими колхозными садами. Из воды выпрыгивали и падали обратно, резвясь, два сазанчика. Местами виднелись буруны, оставляемые на поверхности пруда прогуливающимися толстолобиками. Спокойно квакали лягушки, затем пролетели и плюхнулись в воду утки, а ближе к Пятнадцатому переулку грациозно приводнились лебеди.
Вдруг тишину нарушили сдвоенные — дуплетом — ружейные выстрелы возле камышей за Восемнадцатым переулком. Они вызвали в памяти первые воспоминания из раннего детства о совсем других выстрелах — орудийных, и о взрывах бомб и снарядов, а также рассказанное родными и другими людьми.
О знаменитой битве на Курской дуге, победа в которой окончательно изменила ход Великой Отечественной войны в пользу Красной армии, известно всем. Тяжелые, кровопролитные бои продолжались с 5 июля по 23 августа 1943 года. Одно из крупнейших танковых сражений Второй мировой войны проходило 12 июля возле поселка Прохоровки, недалеко от села, где жила семья Силиных.
-Как выжили вы в том аду, как и где спасались? — спросил я у Дмитрия Акимовича.
-Местные власти, правление колхоза всячески старались отправить жителей села куда-нибудь подальше от места предполагаемых боевых действий, — ответил Д.А. Силин. — Но многие уезжали и сами, кто как мог.
Вот и моя мама запрягла в повозку нашу корову-кормилицу, погрузила все необходимое, усадила сверху нас, детей, — и отправилась в путь. А лежал он между окопов и блиндажей, слышны были не только орудийные, но и пулеметные, автоматные выстрелы, гул самолетов.
Возле хутора Круглого взрывной волной от разорвавшейся вблизи фашистской бомбы наша повозка была опрокинута. Мою 11-летнюю сестренку Сашу подбросило в воздух, там она, как прыгун на батуте, несколько раз перевернулась, упала на землю. Ударилась больно, но удержала в руках литровый кувшин с топленым коровьим маслом, он не разбился, а иначе как бы нам в дальнейшем жить?..
Мелкие осколки попали в живот и ногу маленького Мити, все лицо малыша тоже было в крови, об этом ему рассказали позже мама и сестра.
С большим трудом добрались до хутора Степного, там, как и многие другие беженцы, до конца августа жили в здании школы. Когда после окончания боев Силины возвратились домой, то не узнали свой двор: в хате были выбиты окна и двери, сорвана крыша. Пострадали и хлев, и огромная верба, под которой в момент отъезда семьи стояла накрытая брезентом автомашина — реактивный миномет «катюша».
Радость от осознания победы сглаживала боль от того, что довелось увидеть и пережить. Всем миром сельчане восстанавливали хаты, школу, больницу и свой колхоз. Жизнь продолжалась, и крепла надежда, что война больше никогда не повторится.
…Часто можно увидеть, как стоит на берегу большого пруда, созданного разумом и руками многих семикаракорских мелиораторов и колхозников, ветеран труда Д.А. Силин. Вспоминает о них, любуясь открывающейся перед его глазами красотой донского края. Он может гордиться своей работой и делами товарищей. Есть у Дмитрия Акимовича и наследники в семье, род Силиных продолжается (сын Миша с невесткой Таней и внучкой Светой живут в г. Семикаракорске, в своем доме).
Дмитрий Акимович лучшие годы жизни, свои силы и здоровье вложил в процветание рыбоводного дела, нашего города и района, и полюбил семикаракорскую землю. И мне кажется, что эта любовь — взаимна…
В. ЩЕРБАКОВ,
г. Семикаракорск.