В РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ НЕТ «МЕЛКИХ» ВОПРОСОВ
От первого лица
Видимо, так устроен человек: как бы ни улучшилась его жизнь, ему все-равно чего-то не хватает… Вот и задают люди важные для них вопросы, спрашивают о том, что их волнует, понуждают ответственных лиц действовать или хотя бы задуматься над решением обозначенных ими проблем.
Где, у кого искать ответы на злободневные темы, как не у представителей местной власти? Многие вопросы адресуются главе нашего района. Люди справедливо рассуждают: он по обязанности, да и по совести должен отвечать за все, что происходит на территории муниципального образования. Вот и решили в редакции «СВ» продолжить традиционные встречи с людьми, наделенными властными полномочиями. Сегодня наша беседа — с главой Семикаракорского района В.Н. Талалаевым.
-Виктор Николаевич, пожалуйста, не обижайтесь: вопросы накопились разные, может, есть и не очень для вас приятные, однако, волнующие жителей нашего района. И по «калибру» иные проблемы покажутся мелочью, так что вы вправе не отвечать на них.
-Почему же? Надо говорить и писать прямо, обо всем, что происходит, чего скрывать-то? Мы стараемся работать на благо земляков, населения всего района. Придут в органы власти другие люди, может, тогда и настанут иные времена и порядки, но пока приоритетом являются интересы и заботы жителей района.
А жизненный опыт, практика общественной и управленческой деятельности свидетельствуют о том, что в работе с людьми не бывает «мелочей». Думаю, если руководитель любого уровня считает мелкими, незначительными нужды и заботы возглавляемого коллектива или даже конкретного человека, то едва ли он добьется чего-то доброго, значимого в жизни.
-Ну что же, начнем тогда с вопроса полегче: семикаракорцев интересует, смогут ли они со своими семьями отдыхать на строящейся набережной? Или проход к реке Дону будет окончательно застроен жилыми домами, мол, кто-то в этом заинтересован?
-В районе улицы Придонской города Семикаракорска для укрепления берега реки Дона возводятся габионные конструкции — объемные сетчатые каркасы, заполненные природным камнем. Это ещё не набережная, но её мы будем строить. А проход к реке останется в том же месте. И интерес тут, как я уже сказал, один — благо жителей и гостей нашего города.
До конца текущего года будет разработана проектная документация будущей набережной. Предусмотрим там и место для прогулок родителей с детьми, и для кафе с мороженым, напитками и сладостями, а также удобные скамьи для отдыха, освещение, красивое ограждение, чтобы ребятишки не вышли на крутой склон берега… И взрослые, и дети смогут отдохнуть на свежем воздухе, полюбоваться прекрасным видом на наш славный Дон.
-Вот о чистом воздухе… Нет-нет да звонят возмущенные семикаракорцы, мол, опять неприятные запахи — от очистных сооружений, от мясокомбината. Может, нужно принять какие-то кардинальные меры к предприятиям за вред, наносимый жителям города?
-Честно говоря, закрыть предприятие в наше время не очень сложно. Но для меня не столь важны доходы в бюджет от того же мясокомбината, сколько тот факт, что там трудится почти 1000 человек — жителей Семикаракорска, станиц и хуторов, в том числе и из соседних районов.
Вот поэтому совместно с городской администрацией терпеливо работаем с руководством предприятия, и дело все же продвигается. Как вы знаете, там построена станция очистки жидких отходов производства. Долго не могли наладить нормальную работу системы воздухоочистки. Теперь, насколько знаю, мясокомбинат закупил новое японское оборудование и устанавливает его. А мы будем продолжать контроль за ситуацией.
Ведутся работы и по реконструкции очистных канализационных сооружений города. Надеемся, что в результате принимаемых мер жизнь семикаракорцев станет комфортнее.
-И качественная питьевая вода в городе будет?
-Не только в городе, но и в станицах, хуторах. Например, ныне заканчиваем строительство второй очереди водовода от Дубенцовской водоочистной станции до станицы Задоно-Кагальницкой. Причем, сразу делаем так, чтобы в дальнейшем подавать воду не только станичникам, но и в другие населенные пункты Задоно-Кагальницкого сельского поселения. Жители хутора Титова и станицы Задоно-Кагальницкой уже пользуются чистейшей питьевой водой.
Благодаря поддержке губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева наш район включен в Федеральную долгосрочную программу «Чистая вода». На эти цели запланировано 500 миллионов рублей, в частности, на реконструкцию городского водозабора средства уже начали поступать. Но пока идет работа над изменением проекта.
Отчасти и я «виноват» в задержке: настаиваю, к примеру, на строительстве «плавающей» станции по забору воды из реки Дон для последующего перекачивания на станцию очистки и поставки в водопроводную сеть. Дело в том, что Дон мелеет. Если установить стационарную систему забора воды, то при падении уровня реки на 1,5 метра мы уже не сможем пользоваться водозабором. И что, опять строить новый?
Нужны и более ёмкие накопители воды, чтобы закачивать не 6000 кубометров, а 14000, с тем, чтобы, как просили на сходах и при встречах люди, снабжать чистой питьевой водой не только город, но и хутора. Нужно думать о перспективе, о том, что будет хотя бы через 15-20 лет.
-А сколько времени ждать семикаракорским мамам и их малышам очереди в детские сады?
-Согласитесь — сегодня ситуация иная, чем была ещё 5-7 лет тому назад. За эти годы мы не только не закрыли ни одного дошкольного детского учреждения, но возвратили, капитально отремонтировав, заброшенные было прежние здания, подготовили помещения в ряде хуторских школ и открыли там группы детских садов. Принимаем всех детей, независимо от того, работают ли их мамы, есть ли бабушки и другие взрослые, которые могли бы за ребенком ухаживать дома. И родительскую плату держим одну из самых низких в регионе.
Но очереди пока, действительно, сохраняются: всего по району около 400 человек (304 — по городскому, 78 — по сельским поселениям) подали заявления и ждут, когда появятся места в детских садах. Тогда мамы малышей могли бы устроиться на работу, чтобы материально поддерживать свои семьи.
И школы мы не закрыли ни одной — оптимизация оптимизацией, но учить детей надо, иначе нет перспективы у хуторов. Если даже кто-то и будет ставить вопрос о «нецелесообразности» содержания школы, то не забывайте — затраты по обеспечению школ коммунальными услугами несет районная администрация, местный бюджет. Нам в районе и решать вопрос.
Другое дело, что деньги к нам не падают с неба, возможности наши все же ограничены — надо по одежке протягивать ножки. Вот мы и идем на то, чтобы изменить статус той или иной школы. Например, здание рассчитано на 190 учеников, а учатся всего 40. Вот и предлагаем в некоторых случаях оставить её как начальную (четырехлетнюю), открыть там группы детсада, а ребят из старших классов возить на автобусе в соседнюю крупную школу, где и условия для получения качественных знаний лучше.
Многое зависит от позиции родителей. Например, в поселке Крымском Задоно-Кагальницкого сельского поселения жители согласились изменить статус школы, сделать её начальной, а ребят постарше возить на занятия в соседний поселок. А вот в хуторе Жукове родителей такой вариант не устроил, хотя и новый автобус туда дали, и школа поселка Зеленая Горка (со спортзалом, столовой) недалеко — всего в четырех километрах. Нет и желающих открыть для дошколят частный детский садик. Вот и приходится работоспособным родителям сидеть дома, приглядывать за детьми. Это одна из причин того, что молодежь уезжает из хуторов — как прожить молодой семье?
Ныне мы начинаем в городе Семикаракорске строительство двух детских садов — спасибо губернатору Ростовской области! Для одного из них — на 80 мест — уже подобран земельный участок возле семикаракорской СОШ №2, готовим проектную документацию, и уже в этом году начнутся строительные работы. Второй будет более вместительным — на 120 мест. Думаю, что за два-три ближайшие года мы все же справимся с очередями в детские сады.
-Когда же начнет работу детский сад в хуторе Вислом? Люди жалуются, что обещанные сроки прошли…
-Думаю, в течение месяца мы закончим подготовку капитально отремонтированного здания к приему детей, и к 1 сентября текущего года торжественно его откроем.. Планировали управиться к маю, но ведь хочется, чтобы детский сад (он рассчитан на 120 мест) был обеспечен самым наилучшим образом – и современным оборудованием, и удобной мебелью для спален, игровых комнат, столовой. Для этого удалось добиться выделения 1,5 миллиона рублей из областного бюджета. Кстати, столько же поступило средств и на приобретение учебной мебели для Семикаракорской СОШ №1.
-А некоторые висловчане говорят, что детский сад – хорошо, а Дом культуры, мол, нужнее – в хуторе негде фильмы смотреть, досуг молодежи организовать. Есть и в городе проблемы. Немало молодых семикаракорцев, в том числе и с детьми, ездят в Ростов, чтобы посмотреть хорошие фильмы. Многие жалеют, что нет теперь кинотеатра «Прогресс» (вместо него — торговый центр), где культурно отдохнуть с семьей?
-А мы не раз говорили жителям хуторов: все проблемы сразу не решить, решайте сами: что для вас важнее? В Вислом сказали – нужен в первую очередь детский сад. Теперь он готов — появились новые пожелания.
В принципе, как-то решить вопрос без особых затрат можно. Например, если приобрести типовое модульное здание, как спортзал для СОШ №3, то в нем будет место и для спортсменов, и для любителей кино. А вообще я не поддержу ни одного решения, которое будет принято без одобрения на сходах жителей хуторов.
Что касается семикаракорцев, то могу их порадовать: в нашем городе скоро откроется свой 3D-кинотеатр, так что не будет нужды ездить в область. Под него проводится реконструкция малого зала РДК. Там появятся новые кресла, специальное оборудование. Потребуются немалые финансы, но это коммерческий проект, так что инвестор все просчитывает. Возможно, уже к 15 июля новый 3D-кинотеатр будет открыт для зрителей.
-Жители улицы Авилова города Семикаракорска давно добиваются её ремонта, хотя бы засыпать щебнем. Возможно, властям городского поселения необходима помощь, финансовый «буксир» в лице главы района?
—На одном из совещаний я пообещал такую помощь и свое слово сдержал. Благодаря поддержке губернатора на капитальный ремонт этой улицы планируется направить выделенные дополнительно из областного бюджета 27 миллионов рублей.
Наверное, эти деньги можно было бы направить на нужды более густонаселенных микрорайонов города, но и на Авилова такие же семикаракорцы живут — им тоже необходимо внимание властей.
-Да, как житель улицы Авилова поддерживаю вариант её капитального ремонта. Может быть, после асфальтирования дорожного полотна по ней начнется и движение внутригородских автобусов, появится свой маршрут?
-Конечно, это возможно. Кстати, на ремонт дорог в городе Семикаракорске ныне в целом направляется 40 миллионов рублей – столько ранее никогда не осваивалось. Дорожное строительство будет вестись практически и во всех сельских поселениях.
Если уж говорить о других социально значимых темах, то вы знаете, что в районе не закрыто ни одно учреждение здравоохранения. Наоборот, стараемся сохранить их. К примеру, по закону, если нет врачей, надо закрывать участковую больницу. Но в хуторе Золотаревке мы реорганизовали её в дом сестринского ухода, чтобы люди могли и далее принимать там необходимые оздоровительные процедуры и лечение.
Ремонтируем имеющиеся учреждения, строим новые. В этом году в Сусатском и Бакланниковском сельских поселениях смонтируем два новых модульных фельдшерско-акушерских пункта, таких, как ФАП в станице Кочетовской. Завершается капитальный ремонт Топилинской и Золотаревской больниц — в следующем месяце будем принимать там работу.
-Притчей во языцех стал вопрос с обещанным строительством крытого бассейна. Появится ли он в нашем городе?
-Мы не отказались от этой идеи, просто, как вы знаете, в районе в свое время накопилось много проблем, и пришлось в первую очередь решать самые острые и важные для людей. Дошел черед и до спорткомплекса с круглогодично действующим бассейном.
Деньги на его строительство выделены областью, проектная документация готова, прошли конкурсные торги по выбору подрядной организации. Начнутся ныне строительные работы, и через два года спорткомплекс с бассейном будет уже действовать.
-Судя по появляющимся жалобам, очень уж долго идет оформление земельных участков — в собственность, под жилищное и иное строительство, а ведь эта работа находится в ведении районных властей. Вообще учет земель не на высоте. Меняется ли что-то в этой сфере?
-Все верно, проблема такая существует. Процедура оформления земли сложная, требует множества согласований документов в различных ведомствах от районного до федерального уровня, но таков закон.
Если говорить о возможном влиянии так называемого человеческого фактора, о бюрократической волоките и причинах коррупционного характера, то сейчас ситуация меняется. Поводов для таких разговоров не будет — в городе Семикаракорске открыт и действует многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ), работающее в режиме «единого окна»: пришел человек, сдал необходимые «бумаги», затем ему остается в установленный срок зайти в этот же офис за оформленным свидетельством на право собственности на земельный участок или иными заказанными документами. Перечень услуг широкий, они бесплатны для населения.
Большая проблема — учет выморочных земель. Есть случаи, когда в ходе массовой приватизации земли некоторые деятели оформляли по нескольку участков на разных людей, в том числе и умерших. Не нами это сделано, но теперь нам приходится это расхлебывать. Проводим инвентаризацию земель, ищем собственников по всей стране, обращаемся в суды о признании прав районной администрации на бесхозные участки. Но на все уходит немало времени, не месяцы — годы.
Как бы то ни было, проблема постепенно решается. В конечном счете наведение порядка в учете земель означает и увеличение доходов в бюджет от земельного налога или арендной платы.
-Отсутствие жилья — одна из причин оттока молодежи из района. Что могут сделать районные власти для помощи молодым специалистам и семьям в решении жилищного вопроса?
-Надо бы строить жилье, но мы не можем тягаться, к примеру, с такими городами, как Ростов-на-Дону — там бюджет позволяет финансировать строительство домов. Поэтому изыскиваем другие возможности. Участвуем в государственных программах «Социальное развитие села», «Жилище» и практически во всех её подпрограммах — по финансовой поддержке строительства или приобретения жилья для ветеранов, молодых семей, сельских специалистов и так далее.
Мы сегодня готовим под строительство жилья около 200 земельных участков. Они будут выделяться гражданам и организациям. Интерес уже проявляют некоторые предприятия. Например, один многоквартирный дом, где будет и социальное жилье для ветеранов и других льготных категорий населения, будет возводить ОАО «Сыродельный завод «Семикаракорский» (они будут достраивать пятиэтажку напротив нового дома-интерната для престарелых и инвалидов). Если опыт окажется удачным, будем расширять такую практику. К примеру, предлагала свои услуги по строительству многоквартирного дома ростовская фирма.
Конечно, хотелось бы, чтобы государственная помощь жителям сельских районов была больше. Можно учесть и опыт других стран по поддержке индивидуальных застройщиков — по предоставлению кредитов под невысокий процент, рассрочки по его уплате на 25 лет и тому подобное. Хотя, надо признать, многое у нас тоже делается: есть ипотечные схемы кредитования, рассрочка платежей на длительный период.
Меры поддержки своим работникам в решении жилищного вопроса могут оказать и наши предприятия. Тем более, что многие из них расширяют свою деятельность и рассчитывают на приток новых рабочих рук. Идет реконструкция на Донском осетровом заводе, на сыродельном заводе, на мясокомбинате планируют открыть ещё один цех — по глубокой переработке мяса птицы и выпуску фарша, сосисок и прочей вкусной продукции.
Ведем переговоры с потенциальным инвестором о строительстве завода по переработке овощей. Прямо скажу, вопрос решается непросто. Но надежды не теряем.
Рабочих мест прибавляется. А хороших специалистов, особенно молодых и перспективных, чем привлечь, удержать на предприятии? Для них важно иметь свое жилье, причем, благоустроенное, комфортное. Так что есть перспективы в решении и этой застарелой проблемы.
Н. МИХАЛЕВИЧ.